Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Жанры фортепианной танцевальной музыки

18.10.2017 6508 10679
Исупова Ангелина Николаевна
Исупова Ангелина Николаевна, преподаватель

Вятский колледж культуры

Жанр (франц. – genre) – род, вид музыкального произведения в пределах какого-либо искусства.

Каждый танцевальный жанр четко выражен характерным ритмом, темпом, мелодией и связан с определенной хореографической пластикой. Фортепианная литература чрезвычайно богата сочинениями в танцевальных жанрах разных эпох и народов. По степени сложности эти музыкальные произведения бесконечно разнообразны – от легких менуэтов И.С. Баха, Ж.Ф. Рамо, В.А. Моцарта до вальсов и мазурок Ф. Шопена.

Неисчерпаемый источник сочинений в танцевальных жанрах содержит романтическая фортепианная музыка М. Глинки, А. Бородина, П. Чайковского, Л.В. Бетховена, Ф. Шуберта, И. Брамса, Э. Грига, Ф. Шопена, И. Штрауса. В этих пьесах проявляется национальное своеобразие языка, интонационное и ладотональное богатство, гармоническая красочность.

Стилистическое многообразие фортепианных пьес танцевального характера определяет разнообразие исполнительских средств.

Так, для старинных танцев чаще всего характерна гармонично-уравновешенная эмоциональная окраска, которой соответствует «деликатное» звукоизвлечение, строгая агогика, отточенная артикуляция и лимитированная педализация.

Танцевальные жанры занимают большое место и в современной фортепианной музыке. В них со всей полнотой отразились новейшие приемы музыкального письма, связанные с усложнением мелодики, гармонического языка, ритмики.

Интересные образцы такого рода музыки представили композиторы: И. Стравинский, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Д. Шостакович, Р. Щедрин, М. Шмитц, С. Джоплин.

Конечно, танцевальные жанры очень отличаются один от другого в зависимости от страны, в которой родились, от времени, когда это произошло, от того, кто и где их исполнял.

Многие жанры танцевальной музыки широко и разнообразно представлены в балете, опере, оркестровых произведениях – как части симфоний и сюит приобрели самостоятельное значение в виде фортепианных пьес, поэтических фортепианных миниатюр, переложений танцевальных форм из опер и балетов.

Характеристика жанров

  1. Гавот (франц. – gavotte) – старинный французский танец, первоначально – хороводный, известен с 16 в. В 17-18 в. стал популярным придворным бальным танцем, приобрел жеманный, грациозный характер. Музыка отличается ясностью мелодии, живостью темпа, четкостью ритма. Музыкальный размер – 4/4, начинается с затакта в две четверти.
  2. Экоссез – шотландский народный танец, исполняющий под аккомпанемент волынки, разновидность контрдансов. Как бальный танец он появился во Франции в 17 в., с 19 в. распространился во многих странах. Музыкальный размер – ¾, позже 2/4.
  3. Бурре (франц. – bouree – «связка хвороста») – старинный французский народный хороводный танец (16 в.) веселого, шутливого характера. Его танцевали обутые в сабо дровосеки – весело, с подпрыгиваниями и притоптываниями. Темп бурре подвижный, четкий, мелодия начинается с затакта. Музыкальный размер 2/4; 4/4. С 17 в. стал придворным танцев.
  4. Контрданс (от англ – country-dance – деревенский танец) – народный английский танец, в 19в. слился с кадрилью. Музыкальный размер 2/4, 6/8.
  5. Менуэт (от франц. – menuet – мелкий шаг) – старинный придворный французский танец. Движения менуэта были построены на поклонах и реверансах, он стал «королём танцев» в 18 в. Темп менуэта умеренный, музыка изобилует украшениями. Музыкальный размер 3/4.
  6. Вальс (от немецкого Walzen – кружиться, скользить) – бальный танец, состоящий из плавного кругового движения парами. На рубеже 18-19в. вальс быстро распространился по многим странам и, прежде всего, завоевал Вену. Вальсы И. Штрауса покорили весь мир. Этот увлекательный, вечно юный танец пользуется уже несколько лет неизменной любовью. Мелодии вальса изящны и напевны, выразить кружение помогает музыкальный размер ¾ (в аккомпанементе чередуется бас и два аккорда), темп может быть разный – от медленного до быстрого.
  7. Мазурка (от польск. – mazur – житель Польской области – Мазовия) – польский народный танец. Удаль, блеск и грация отличают мазурку Мелодии мазурки отличаются острым ритмическим рисунком (пунктирный ритм на первой доле такта), часты резкие акценты, переходящие с сильной на слабую долю такта. Музыкальный размер ¾ или 3/8, темп умеренно-быстрый. Мазурка – динамичный и выразительный танец, воинственный и в то же время лиричный по характеру исполнения. Мазурки Шопена – высокие образцы польского национального музыкального стиля.
  8. Полонез – польский торжественный бальный танец – шествие, самый древний танец. В 16 в. получил распространение как придворный танец. Под горделивое, величественное звучание музыки Полонеза открывались придворные балы. Музыкальный размер 3/4.
  9. Полька (чешск., polka – половина) – старинный чешский народный танец. Это живой, непринужденный, веселый танец, который танцевали мелкими шажками, парами по кругу. Музыкальный размер 2/4, темп быстрый. В 19 в. завоевал широкую популярность по всей Европе. Полька обычно открывала деревенский бал и, заслышав ее задорные звуки никто не мог устоять на месте. В мелодии, фразы состоят из коротких мотивов, характерны мелкие длительности: четверти, восьмые, шестнадцатые. В аккомпанементе – чередование баса и аккорда (staccato), это помогает передать легкое движение танца.
  10. Марш (франц. – marche – ходьба) – музыкальное произведение в энергичном, четком ритме и в строго размеренном темпе, в соответствии с шагом.
  11. Хотя марши отличаются друг от друга мелодией, характером и содержанием, объединяет их одно: марш всегда пишется в четном размере 2/4 или 4/4.
  12. Музыка марша очень выразительна и эмоциональна, обладает организующей силой, способствует созданию единого настроения, сопровождает ходьбу, шествие.

Порядок работы над пьесой

  1. Прослушайте пьесу танцевального жанра.
  2. Определи к какому жанру танцевальной музыки относится пьеса.
  3. Проанализируй музыкальное произведение на основе текста в процессе слушания музыки по плану:
  • определи темп, размер, лад (мажор или минор);
  • определи форму музыкального произведения и порядок частей;
  • раскрой характер музыки и проведи аналогию с темпом произведения;
  • назови выразительные средства, которые использовал композитор для создания музыкального образа (метроритм, артикуляция, динамика, агогика);
  • раскрой характер мелодической линии и выдели ее ритмические особенности;
  • определи количество и границы музыкальных фраз, обозначь кульминацию;
  • определи тип сопровождения, используемый в соответствии с характером мелодии, выдели ритмическую формулу сопровождения;
  • выдели трудности, встречаемые в пьесе (технические, ритмические, звуковые, аппликатурные, координационные).
  1. Прочитай о композиторе, написавшем пьесу, пользуясь музыкальным словарем.
  2. Разучи пьесу, прими во внимание следующие рекомендации:

-разучивание пьесы танцевального жанра лучше начинать с сопровождения, в нем рельефнее выявляется танцевальное начало, ощутив которое, легче добиться нужной выразительности в мелодии;

-проучи гармонические схемы и фактуру сопровождения – выделяй басы, аккорды бери легким прикосновением;

-партию правой руки необходимо учить отдельно. Целесообразно похлопать (простучать) ритмический рисунок мелодии, определив фразы и главные смысловые акценты. Проигрывая мелодию пьесы стремиться к точному выполнению ритмического рисунка, штрихов, выразительному интонированию фраз;

-исполняя пьесу двумя руками, показать правильное соотношение мелодии и сопровождения. Выделяя мелодию, прислушаться к звучанию аккомпанемента, исполнять его тише. Рука, играющая мелодию, должна двигаться свободно, аккомпанирующая рука должна строго соблюдать такт, важно при этом ощущать метроритмическую последовательность, слышать ритмическую пульсацию, чередование сильных и слабых долей, добиваться темпо-ритмической целостности исполнения;

-выявлению танцевального начала следует подчинить педализацию. Педаль обычно берется на первую долю и снимается нередко на вторую. Этим достигается подчеркивание баса и связывание его с последующим аккордом.

Передавая образ музыкального произведения, необходимо использовать все средства музыкальной выразительности, применить правильную аппликатуру, соответствующие пианистические приемы, отразить в исполняемой пьесе смысл авторских указаний и обозначений, выразительно исполнить пьесу, раскрыть танцевальный характер,  связать свое исполнение с пластикой танца.

 

Список использованной литературы:

  1. Михеев, Л. Музыкальный словарь в рассказах [Текст] - / Л. Михеев, М.: Сов. Композитор.: 1986.
  2. Медушевский, В. Энциклопедический словарь юного музыканта [Текст] - /В. Медушевский, М.: Педагогика.: 1986.
  3. Гофман, И. Фортепианная игра [Текст] - / И.Гофман, М.: ГМИ.: 1961.

 

Оригинал работы:

Жанры фортепианной танцевальной музыки




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*