Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Изучение познавательного интереса юношей в решении экологических проблем

17.10.2017 207 347
Платунова Арина Геннадьевна
Платунова Арина Геннадьевна, преподаватель

Залесова Полина Дмитриевна
Залесова Полина Дмитриевна, студентка

Вятский колледж культуры

Проблема формирования познавательного интереса к обучению представляет особую значимость. В своей книге Ян Амос Коменский «Великая дидактика» писал: «Какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьёзную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно [6].По мнению Коменского, в природе каждого ребёнка заложены нравственные и умственные возможности, которые позволили учёному отбросить старые методы воздействия, средства запугивания, постоянного контроля и подавления личности ученика, выдвинуть положение о лёгкости, приятности и основательности обучения.

От любопытства к заинтересованности, от заинтересованности к стойкой познавательной активности, от них к пробуждению научной любознательности и всё более устойчивой направленности личности на изучение предмета – таков путь зарождения и развития интереса к знаниям, связанный с мобилизацией воли, энергии, трудолюбия.

Экологическая проблема – одна из глобальных проблем современности. Она тесно связана с вопросами ресурсодефицитности экологической безопасности и экологического кризиса. Одним из путей разрешения экологической проблемы является путь «устойчивого развития», предложенный в качестве основной альтернативы развития человеческой цивилизации.

Познавательный интерес устанавливает инициативу в постановке познавательных целей кроме тех, какие устанавливает педагог. Таким образом, интерес имеет способность актуализовать более значимые компоненты деятельности, способствовать удачному получению знаний и умений. Формирование точной инициативности подростков, усовершенствование их познавательной работы считается важной задачей обучения.

Изучая ценностные ориентации молодёжи, нельзя не рассмотреть среду, в которой она социализируется. Это необходимо, чтобы понять какие идеи, ценности и идеалы прививаются юношам.

Город и область возлагает большие надежды на свою молодёжь, поэтому важным оказывается вопрос понимания того, насколько юноши отвечают взаимностью родному краю. Готовы ли решать его проблемы, в том числе и экологические.

В связи с этим, были проведены исследования, предметом которых стало анкетирование – мнение юношей об экологической ситуации в городе Кирове и Кировской области, а так же готовность юношей взять на себя ответственность за решение экологических проблем.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись КОГПОАУ «Вятский колледж культуры» и КОГПОАУ «Колледж промышленности и автомобильного сервиса».

Было опрошено около 130 участников. Анкета состояла из 13 вопросов. Были прописаны все варианты ответов. Можно было давать несколько вариантов ответа.

Возраст участников анкетирования - от 16 до 23 лет.

Анализ проводился не только в зависимости от определенного возраста опрошенных, но и в зависимости от профессиональной деятельности.

Выводы показывают то, что юноши считают проблемы экологии актуальными на сегодняшний день, и что в нашей области эти проблемы есть. В основном, именно человек виноват в проблемах данного характера. Чаще всего, СМИ доводит нас до сведения о данной проблеме, однако, для полного понимания ситуации этого мало. Состояние воздуха, воды и еды вызывают большие опасения у юношей нашей области. Юноши считают, что наибольший вред человеку приносят предприятия энергетики, химической и нефтяной промышленности, затем стоки промышленных предприятий и канализации. На третьем месте бытовые отходы, опасные и токсические вещества, замыкает четверку – транспорт, находящийся в личном владении граждан.

Многие участники опроса изъявили желание поучаствовать в решении экологических проблем следующими способами:

  1. Личный самоконтроль над выбросами отходов.
  2. Разработка и утверждение качественных территориальных схем обращения с отходами.

          Участникам опроса предложили выбрать мотивации познавательного интереса в подростковом возрасте, связанные с проблемами экологии. Наиболее распространенные ответы юношей:

  1. Участие в различных конкурсах, связанных с экологическими проблемами.
  2. Государственные программы, связанные с походной деятельностью подростков.
  3. Участие в специальных экологических проектах для подростков.
  4. Участие в субботниках.

При сравнении участия студентов ВКК и КПиАС в экологических акциях мы получили такие результаты – большинство студентов ВКК принимали и принимают участие в решении экологических проблем, так как в колледже проводятся различные экологические акции:

  • Конкурс экологического манифеста.
  • Экологический десант.
  • Неделя добра
  • Субботники.
  • Участие в олимпиадах и конкурсах по экологии.

То есть, студенты КОГПОАУ «ВКК» занимаются экологическим просвещением.

Студенты КОГПОАУ «КПиАС» не столь активны в решении экологических проблем, но при выходе на работу (по специальности), ребята напрямую сталкиваются с экологическими проблемами и решают их непосредственно на местах. Такие проблемы, как:

  • Отработанные масла, смазки, подлежащие уничтожению.
  • Выделение газов из легковых автомобилей.
  • Неверная утилизация шин.
  • Добыча и переработка нефтепродуктов.
  • Утилизация отходов древесины.

Основное отличие студентов ВКК и КПиАС в профессиональном отношении к решению экологических проблем – студенты и выпускники ВКК занимаются экологическим просвещением социума, а студенты и выпускники КПиАС решают экологические проблемы, непосредственно возникающие в профессиональной деятельности.

На основе анализа полученных данных при анкетировании студентов, выводах при сравнении предлагается методическое пособие для актива студентов, воспитателей, классных руководителей в целях повышения мотивации студентов для решения экологических проблем.

Список использованной литературы:

  1. Глезермак, Г.Е. Интерес как социологическая категория / вопросы философии/ – №10 [текст] / Глезермак Г.Е., 2012. – С.56. (Дата обращения – 24.03.2017)
  2. Гончарова Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. №6. – С.320. (Дата обращения – 24.03.2017)
  3. Давыденко В.А. Дидактический принцип активности в обучении учащихся (1960-1980гг.)// личность в воспитательной системе учебного заведения. – Хабаровск, 2012. – С.145. (Дата обращения – 1.04.2017)
  4. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М., 2013. – С.105. (Дата обращения – 1.04.2017)
  5. Иванцова А., Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей// Воспитание школьников. №7. 2010. – С.356. (Дата обращения – 1.04.2017)
  6. Коменский, Я.А., Педагогическое наследие [текст] / Коменский, Я.А, Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. / Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. – М.: Педагогика, – С.  416 с. (Дата обращения – 22. 03.2017).
  7. Пальянов, М.П. Вопросы теории и методики развития познавательной активности учащихся [текст] / М. П. Пальянова. – Томск , 2013. – С. 267. (Дата обращения – 22.03.2017)

 

Приложения к работе

 

Оригинал работы:

Изучение познавательного интереса юношей в решении экологических проблем




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*