Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование и развитие экологического мышления и воспитания у современных школьников и студентов

17.10.2017 165 271
Шаулова Елена Сергеевна
Шаулова Елена Сергеевна, преподаватель

Армавирский машиностроительный техникум

Современное постиндустриальное общество постоянно сталкивается с целым рядом глобальных проблем, экологические проблемы не являются исключением. На сегодняшний день, уже существует немало экологических проблем, приводящих к ухудшению качества жизни и здоровья людей, ставящих под вопрос возможность безоблачного существования жизни на Земле. К большому сожалению, развитие данных проблем происходит из-за самого человека, из-за его непонимания, незнания и бездействия в аспектах охраны и природопользования окружающей природной среды. На всех стадиях развитии человеческого общества функционирует негативная социально-экологическая закономерность: чем ниже уровень экологической грамотности и выше иерархическая ступень некомпетентности в экологических вопросах политических и общественных деятелей, что сильнее воздействует на природную среду любого руководящего решения. Современные экологические проблемы имеют ярко выраженную тенденцию к своему дальнейшему обострению. Особую тревогу вызывает тот факт, что сегодня нет убедительных признаков улучшения экологической остановки в ближайшем будущем. Предотвращение современных экологических кризисов не может ограничиваться принятием мер экономического или научно-технического содержания.

Не случайно в экологических программах всемирных главной задачей, на решение которой должны расходоваться природоохранные инвестиции, поставлена ликвидация дефицита экологических знаний человека. Чтобы решить многие экологические проблемы человечества, в первую очередь необходимо воспитать правовую грамотность во всех аспектах экологического вопроса в подрастающем поколении. Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подростков, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на эмоциональной стороне взаимоотношений. Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа обязана формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также личной ответственности и самостоятельной деятельности учащихся, то есть ключевые компетентности, определяющие образование на современном этапе. Благодаря большому количеству разнообразных методик в обучении основ экологического права, повышается уровень эффективности этих знаний. Сегодня в школах представлено большое количество технических и аудиовизуальных средств обучения, что придает актуальность вопросу о  воспитании граждан.

Переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования принес новые требования, подходы и методики обучения школьников и студентов, в том числе в вопросах экологического воспитания. Многие изменения образовательного стандарта имеют положительный результат, и приносят большую пользу в усвоении учащимися необходимых правовых знаний.  Несмотря на то, что сегодня существует много эффективных методов обучения, важно создать такие психолого-педагогические условия, в которых ученик может занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя в роли субъекта учебной деятельности.  Универсально эффективных или неэффективных методов не существует. Все методы обучения имеют свои сильные и слабые стороны и поэтому в зависимости от целей, условий, имеющегося времени необходимо их оптимально сочетать. Качество образования складывается из качества обучения и качества воспитания.

Очень важно понимать, что положительного воспитательного эффекта в вопросе экологического воспитания не может достигнуть образовательная организация одностороннем порядке, без участия родителей. Существенным фактором, ограничивающим возможности использования потенциала института семьи в экологическом воспитании подростков, является низкая экологическая культура самих родителей. Это указывает на необходимость более тесных контактов родителей со школой. В отличие от семьи, экологическое образование и воспитание в школе возложено на профессиональных педагогов и психологов. В экологическом образовании молодёжи школа выносит на себе основной груз. Практика экологического воспитания в образовательных организациях показывает, что основной упор в нём делается на усвоение экологических знаний в процессе изучения биологии, географии, химии.

Достижение целей экологического воспитания должно включать в себя психологическую, теоретическую, методическую и практическую подготовку школьника на каждом из этих направлений.  Психологическая подготовка школьника и студента должна делать основной упор на необходимости самовоспитания, на осознании значимости экологии для человечества. Учащийся должен понимать и принимать тот факт, что необходимо не только сохранять но и приумножать все экологические правила и традиции в современном обществе. Теоретическая подготовка учащегося должна подготовить и обучить основным знаниям с исторической и культурной стороны всех обучающихся. Привить азы коллективного труда, в реализации экологического воспитания. Практическая подготовка включать приобретение тех качеств, которые необходимы школьнику и студенту для экологической деятельности. Практика должна накапливать и приумножать уже имеющийся социальный опыт в экологическом воспитании и самовоспитании.

Только при таком разностороннем системном подходе к экологическому воспитанию возможно воспитать из наших детей духовно богатых граждан, понимающих личные и общественно значимые природные богатства нашей планеты.

 

Список использованной литературы.

1.Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста: сб. науч. тр. –М., 2002. –186 с.

2.Блинов В.И., Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. –М.: Аркти, 2009. – 130 с.

 

Оригинал работы:

Формирование и развитие экологического мышления и воспитания у современных школьников и студентов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*