Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование методов интерактивного обучения при реализации профессионального модуля как способ формирования устойчивого профессионального самоопределения молодежи в условиях СПО

17.10.2017 800 1490
Котова Елена Валерьевна
Котова Елена Валерьевна, преподаватель

Кузбасский колледж архитектуры, строительства и цифровых технологий

Образовательный процесс становится интерактивным, более сложным не только в количественном, но и в качественном отношениях. Возникло множество предметных и дисциплинарных областей, которые создают новый системный образ мира и определяют возможность эффективной практической деятельности человека.

Интерактивное обучение является одним из актуальных направлений современного образовательного процесса. Исследователи (В. Болотов и Дж. Спиро, Н. И. Волков, Д. Джонсон, Р. Джонсон, И. А. Зимняя, Е. В. Коротаева, Н. А. Морева, В. В. Рубцов, А. Ю. Уваров, Р. Л. Хон, Г. А. Цукерман и др), рассматривающие формы и содержание интерактивного обучения, сходятся во мнении на последовательность этапов организации занятия в интерактивном режиме: вычленение проблемы в учебном материале, поиск решения проблемы в группах, представленных решений, выбор наиболее оптимального, обязательная рефлексия занятия. Также в качестве системообразующих компонентов такого занятия называют диалог (полилог, дискуссию), предполагающий возможность использования современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании.

Н. Суворова в своих работах характеризует интерактивное обучение, как специальную форму организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения» [9].

Р. Л. Хон к специфическим характеристикам интерактивного занятия относит: положительную взаимозависимость членов группы, непосредственное взаимодействие, связанное при этом с индивидуальной ответственностью каждого за совместную работу, что в итоге приводит к развитию у обучающихся навыков совместной работы [10. С. 538].

В. И. Кудашов считает, что «учебный процесс должен строиться так, чтобы способствовать сознательному соучастию осваивающей его личности в воспроизводстве его содержания в процессе образования» [3. С. 5]. Понятие «сознательное соучастие» выводит роль учащегося за пределы имитационных учебных диалогов, определяя иные — ответственные, инициативные — позиции субъектов в режиме интерактивного обучения.

Под интерактивным обучением (от англ. interation - взаимодействие) понимают, обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта [1. С. 6].

К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению учащегося в активный процесс получения и переработки знаний. Одним из таких методов является метод проектов.

Метод проектов дает качественно новый результат, если он опирается на интерактивное взаимодействие студентов и преподавателей. Общеизвестно, что метод проектов в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Фундаментальной основой данной технологии являются: самостоятельность в получении знаний, творческая деятельность, нацеленность на реальный конечный результат.

Анализ отличительных особенностей, сути, достоинств и недостатков проектного метода, подробно рассмотренных в современной педагогической литературе такими исследователями, как В.В. Гузеев, Е.С. Полат, Н.В. Матяш, Н.Ю. Пахомова и др., а также собственный опыт использования метода проектов в курсовом и дипломном проектировании позволили нам выбрать этот метод для использования в освоении профессионального модуля ПМ. 01«Организация монтажа и ремонта промышленного оборудования» студентов специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) и исследовать его дидактические возможности.

В данном случае можно говорить о том, что качественное овладение профессиональным модулем будет способствовать формированию и закреплению устойчивого профессионального самоопределения молодежи в условиях СПО.

Как свидетельствуют многие литературные источники [5,6,7,8], метод проектов как образовательную технологию целесообразно применять в тех ситуациях, когда имеются или удается создать следующие ситуационные признаки:

  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельная деятельность студентов;
  • структурирование содержательной части проекта;
  • использование исследовательских методов, предусматривающих определенную логическую последовательность действий.

Проведенный анализ позволил нам разработать и реализовать следующую технологию руководства проектом при изучении темы «Система планово – предупредительных ремонтов».

Этап 1. Беседа со студентами с целью создания позитивного настроя для выполнения проекта. На этом этапе формируются микрогруппы студентов (2– 3 человека) с учетом личностных симпатий и уровня подготовки, выявляются профессиональные и личностные интересы, отношение студентов к различным видам деятельности (творческая, прикладная, исследовательская и т.д.).

Этап 2. Анализ полученной информации, предварительное формулирование тем проектов. Например: «Профилактические мероприятия, содержание и назначение ремонтов кузнечно – прессового оборудования» или «Структура межремонтного периода металлорежущих станков» и т.д.

Этап 3. Коллективное обсуждение со студентами предлагаемых тем проектов и возможности работы над комплексной задачей; выявление желания (или нежелания) работать по методу проектов, окончательное определение и формулирование тематики проектов и состава группы, выявление проблем, противоречий и выдвижение гипотез их решения; постановка целей комплексной работы над проектами.

Перед группами были поставлены цели: разработать систему планово – предупредительных ремонтов промышленного оборудования (выбранного каждой группой студентов).

В рамках поставленной цели студентами самостоятельно были сформулированы следующие задачи:

  • проанализировать виды существующих ремонтов для промышленного оборудования, определить их назначение и особенности;
  • проанализировать структуру, содержание и особенности ремонтов для выбранного оборудования;
  • разработать структуру межремонтного периода выбранного оборудования;
  • разработать документы обязательные для приемки оборудования после ремонта.
  • подготовить и структурировать текстовый и графический материал для включения в презентацию проекта.

Этап 4. Поиск, изучение, системный анализ студентами информации для решения указанных выше задач. На этом этапе уместно использование «мозговых атак» с коллективным обсуждением результатов, что позволяет распределить между студентами виды и содержание их индивидуальной и совместной деятельности.

Этап 5. Прием результатов работы с информационными ресурсами в виде доклада, обсуждение возникших проблем при решении поставленных задач и способов оформления конечных результатов; создание графика последующей работы группы, коллективное обсуждение, более детальное определение содержания работы каждого участника.

После анализа и обсуждения со студентами результата работы над проектами, они приступили к созданию комплекса ремонтных работ для выбранного оборудования.

Этап 6. Самостоятельная работа микрогрупп по своим заданиям. На этом этапе проводится консультирование студентов, коллективное обсуждение результатов работы с целью подведения промежуточных итогов, формулирование выводов. На конечном этапе работы над проектами группы студентов проводят коллективное представление всей работы, выявляются недостатки и недоработки, обсуждаются сроки и характер их устранения. Особое внимание уделяем подготовке доклада (содержанию, последовательности выступления участников групп) и сопроводительного иллюстрационного материала (презентации).

Этап 7. Защита проекта. Коллективное обсуждение результатов: защита результатов своей работы и собственной профессиональной позиции, ответы на вопросы оппонентов также способствует самостоятельному овладению новыми знаниями, умениями и навыками, а также развитию гибкости мышления и характера для вхождения в новые области знаний.

Наблюдение за работой студентов, анализ особенностей использования метода проектов в разных группах, позволило сделать некоторые первоначальные выводы:

  • метод проектов может быть использован при реализации профессионального модуля, так как его использование позволяет, в конечном счете, получить интересные, законченные, содержательные работы;
  • использование метода проектов позволяет руководителю способствовать формированию как общих, так и профессиональных компетенций, таких как руководить работами, связанными с применением грузоподъёмных механизмов при ремонте промышленного оборудования, проводить контроль работ по ремонту промышленного оборудования с использованием контрольно-измерительных приборов, составлять документацию для проведения работ по ремонту промышленного оборудования;
  • использование метода проектов на уроках при изучении тем профессионального модуля требует от руководителя формирования условий его эффективного применения в конкретной ситуации;
  • ведение занятий с использованием метода проектов способствует повышению профессиональной компетентности самого преподавателя.

Можно выделить следующие условия эффективного применения метода проектов при реализации профессионального модуля техников -  механиков:

  • желание педагога применить метод проектов для изучения определенных тем (что, возможно, потребует от него дополнительной самостоятельной работы по изучению основ проектного метода и опыта других преподавателей, а также приобретения новых знаний и навыков по теме проекта студентов);
  • желание самих студентов работать по данной методике (что потребует от них большей самостоятельности, творчества, креативности, самокритичности и т.д.);
  • относительно небольшое количество участников группы (2-3 человека), так как при увеличении числа участников труднее обеспечить ее однородность (с точки зрения знаний и навыков студентов), снижается управляемость и оптимальность распределения задач по участникам группы и в итоге – качество конечного продукта;
  • более или менее полное понимание педагогом интеллектуальных и личностных особенностей каждого студента для оптимальной организации работы всей группы и каждого студента в отдельности;
  • реальная заинтересованность преподавателя и студентов в качественном и добротном конечном результате выполнения проекта;
  • наличие у преподавателя четкого плана работы со студентами с выделением основных этапов работы, их содержания, сроков исполнения, ожидаемых результатов, ответственных за выполнение;
  • готовность преподавателя к роли ведущего участника группы в тех ситуациях, когда работа студентов не приносит ожидаемых результатов; доброжелательность и партнерская позиция преподавателя по отношению к студентам;

Таким образом, реализуя описанные выше условия можно эффективно использовать метод проектов для формирования профессиональных и общих компетенций будущих техников – механиков и тем самым способствовать формированию и закреплению их профессионального самоопределения.

 

Литература.

  1. Вислобоков Н. Ю. Технологии организации интерактивного процесса обучения // Информатика и образование. - 2011. - N 6. - С. 111-114
  2. Гаджиева П. Д. Интерактивные методы как средство модернизации правового обучения // Инновации в образовании. - 2011. - N 1. - С. 81-87.
  3. Кудашов В.И. Диалогичность сознания как фактор развития современного образования: сущность и специфика взаимосвязи : автореф. дис. д-ра пед. наук / Иркут. гос. ун-т. Иркутск, 1999.
  4. Мясоед, Т. А. Интерактивные технологии обучения: Спец. семинар для учителей / Т. А. Мясоед. – М.: Академия, 2004. – 75 с.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия» 2001. – 272 с.
  6. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов пед. вузов. / Под общей редакцией В.С. Кукушкина. – Серия «Педагогическое образование». – Ростов на Дону: Издат. Центр «Март», 2002. – 320 с.
  7. Полат Е.С. Метод проектов // курс дистанционного обучения для учителей. - М. ИОСО РАО, Уральский региональный центр FREEnet.
  8. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. Заведений / С.Д. Смирнов – М.: Издат. Центр «Академия», 2001. – 304 с.
  9. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы. / Электронный ресурс http://balota2.narod.ru/data/mietodyka.html
  10. Хон Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения / Р.Л. Хон. - М. : Деловая книга, 2002

 

Оригинал работы:

Использование методов интерактивного обучения при реализации профессионального модуля как способ формирования устойчивого профессионального самоопределения молодежи в условиях СПО




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*