Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаОбразовательный процесс становится интерактивным, более сложным не только в количественном, но и в качественном отношениях. Возникло множество предметных и дисциплинарных областей, которые создают новый системный образ мира и определяют возможность эффективной практической деятельности человека.
Интерактивное обучение является одним из актуальных направлений современного образовательного процесса. Исследователи (В. Болотов и Дж. Спиро, Н. И. Волков, Д. Джонсон, Р. Джонсон, И. А. Зимняя, Е. В. Коротаева, Н. А. Морева, В. В. Рубцов, А. Ю. Уваров, Р. Л. Хон, Г. А. Цукерман и др), рассматривающие формы и содержание интерактивного обучения, сходятся во мнении на последовательность этапов организации занятия в интерактивном режиме: вычленение проблемы в учебном материале, поиск решения проблемы в группах, представленных решений, выбор наиболее оптимального, обязательная рефлексия занятия. Также в качестве системообразующих компонентов такого занятия называют диалог (полилог, дискуссию), предполагающий возможность использования современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании.
Н. Суворова в своих работах характеризует интерактивное обучение, как специальную форму организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения» [9].
Р. Л. Хон к специфическим характеристикам интерактивного занятия относит: положительную взаимозависимость членов группы, непосредственное взаимодействие, связанное при этом с индивидуальной ответственностью каждого за совместную работу, что в итоге приводит к развитию у обучающихся навыков совместной работы [10. С. 538].
В. И. Кудашов считает, что «учебный процесс должен строиться так, чтобы способствовать сознательному соучастию осваивающей его личности в воспроизводстве его содержания в процессе образования» [3. С. 5]. Понятие «сознательное соучастие» выводит роль учащегося за пределы имитационных учебных диалогов, определяя иные — ответственные, инициативные — позиции субъектов в режиме интерактивного обучения.
Под интерактивным обучением (от англ. interation - взаимодействие) понимают, обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта [1. С. 6].
К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению учащегося в активный процесс получения и переработки знаний. Одним из таких методов является метод проектов.
Метод проектов дает качественно новый результат, если он опирается на интерактивное взаимодействие студентов и преподавателей. Общеизвестно, что метод проектов в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Фундаментальной основой данной технологии являются: самостоятельность в получении знаний, творческая деятельность, нацеленность на реальный конечный результат.
Анализ отличительных особенностей, сути, достоинств и недостатков проектного метода, подробно рассмотренных в современной педагогической литературе такими исследователями, как В.В. Гузеев, Е.С. Полат, Н.В. Матяш, Н.Ю. Пахомова и др., а также собственный опыт использования метода проектов в курсовом и дипломном проектировании позволили нам выбрать этот метод для использования в освоении профессионального модуля ПМ. 01«Организация монтажа и ремонта промышленного оборудования» студентов специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) и исследовать его дидактические возможности.
В данном случае можно говорить о том, что качественное овладение профессиональным модулем будет способствовать формированию и закреплению устойчивого профессионального самоопределения молодежи в условиях СПО.
Как свидетельствуют многие литературные источники [5,6,7,8], метод проектов как образовательную технологию целесообразно применять в тех ситуациях, когда имеются или удается создать следующие ситуационные признаки:
Проведенный анализ позволил нам разработать и реализовать следующую технологию руководства проектом при изучении темы «Система планово – предупредительных ремонтов».
Этап 1. Беседа со студентами с целью создания позитивного настроя для выполнения проекта. На этом этапе формируются микрогруппы студентов (2– 3 человека) с учетом личностных симпатий и уровня подготовки, выявляются профессиональные и личностные интересы, отношение студентов к различным видам деятельности (творческая, прикладная, исследовательская и т.д.).
Этап 2. Анализ полученной информации, предварительное формулирование тем проектов. Например: «Профилактические мероприятия, содержание и назначение ремонтов кузнечно – прессового оборудования» или «Структура межремонтного периода металлорежущих станков» и т.д.
Этап 3. Коллективное обсуждение со студентами предлагаемых тем проектов и возможности работы над комплексной задачей; выявление желания (или нежелания) работать по методу проектов, окончательное определение и формулирование тематики проектов и состава группы, выявление проблем, противоречий и выдвижение гипотез их решения; постановка целей комплексной работы над проектами.
Перед группами были поставлены цели: разработать систему планово – предупредительных ремонтов промышленного оборудования (выбранного каждой группой студентов).
В рамках поставленной цели студентами самостоятельно были сформулированы следующие задачи:
Этап 4. Поиск, изучение, системный анализ студентами информации для решения указанных выше задач. На этом этапе уместно использование «мозговых атак» с коллективным обсуждением результатов, что позволяет распределить между студентами виды и содержание их индивидуальной и совместной деятельности.
Этап 5. Прием результатов работы с информационными ресурсами в виде доклада, обсуждение возникших проблем при решении поставленных задач и способов оформления конечных результатов; создание графика последующей работы группы, коллективное обсуждение, более детальное определение содержания работы каждого участника.
После анализа и обсуждения со студентами результата работы над проектами, они приступили к созданию комплекса ремонтных работ для выбранного оборудования.
Этап 6. Самостоятельная работа микрогрупп по своим заданиям. На этом этапе проводится консультирование студентов, коллективное обсуждение результатов работы с целью подведения промежуточных итогов, формулирование выводов. На конечном этапе работы над проектами группы студентов проводят коллективное представление всей работы, выявляются недостатки и недоработки, обсуждаются сроки и характер их устранения. Особое внимание уделяем подготовке доклада (содержанию, последовательности выступления участников групп) и сопроводительного иллюстрационного материала (презентации).
Этап 7. Защита проекта. Коллективное обсуждение результатов: защита результатов своей работы и собственной профессиональной позиции, ответы на вопросы оппонентов также способствует самостоятельному овладению новыми знаниями, умениями и навыками, а также развитию гибкости мышления и характера для вхождения в новые области знаний.
Наблюдение за работой студентов, анализ особенностей использования метода проектов в разных группах, позволило сделать некоторые первоначальные выводы:
Можно выделить следующие условия эффективного применения метода проектов при реализации профессионального модуля техников - механиков:
Таким образом, реализуя описанные выше условия можно эффективно использовать метод проектов для формирования профессиональных и общих компетенций будущих техников – механиков и тем самым способствовать формированию и закреплению их профессионального самоопределения.
Литература.
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.