Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение компетентностно-ориентированных технологий в процессе внедрения ФГОС нового поколения

13.06.2012 2289 7884
Андрейченко Зинаида Михайловна
Андрейченко Зинаида Михайловна, зам. директора по НМР

Ставропольский региональный многопрофильный колледж
В ФГОС  СПО и НПО нового поколения отмечается, что «… образовательное учебное заведение должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся». Только компетентный педагог может реализовать это требование. Поэтому администрацией, методической службой колледжа с 2009 года в рамках опытно- экспериментальной  деятельности уделялось большое внимание повышению методико-технологической компетности педагогов, подготовке их к реализации содержания образования, основанного на формировании компетенций. Нами были определены наиболее эффективные технологии формирования общих и профессиональных компетенций студентов:

- проектно-исследовательской деятельности;

- «мозговой штурм»;

- развития критического мышления;

- кейс-стадии;

- игрового обучения;

- проблемно-деятельностного обучения;

- контекстного обучения;

- интегративного обучения;

- витогенного обучения;

- ИКТ;

- программированного обучения;

- развития индивидуального стиля решения ИТ-задач.


С целью совершенствования методико-технологической компетентности организована комплексная подготовка педагогов к овладению современными технологиями компетентностно-ориентированного обучения.


В течение ОЭР проведено 24 занятия постоянно-действующего семинара по теме « Развитие профессиональной компетентности преподавателя современного колледжа»; организована работа 10 творческих проблемных группы, школы передового опыта, психологической гостиной; проводились тренинги, семинары, мастер-классы, открытые уроки; конкурсы педагогического мастерства; участие педагогов в Краевом фестивале педагогических идей; изучался опыт коллег других учебных заведений и др. Только за этот год прошли обучение на курсах повышения квалификации через СКИРО ПК и ПРО - 63 педагога, на базе межрегиональных ресурсных центров ГБОУ СПО « Георгиевский региональный колледж «Интеграл» - 29 чел., ФГ БОУ ВПО «Ставропольский Аграрный университет» - 8 чел., ФГ БОУ ВПО «Пятигорский государственный гуманитарно- технологический университет» - 15 чел..


С сентября 2011 г. по решению педсовета в колледже продолжена инновационная  деятельность по теме «Использование компетентностно-ориентированных технологий в условиях реализации ФГОС нового поколения». Для педагогов  создавались условия для освоения современных продуктивных методов и приемов и их внедрению в образовательный процесс.


Вопросы применения современных образовательных технологий в процессе внедрения ФГОС нового поколения рассматривались на педсовете по теме «Методико-технологическая компетентность педагога в условиях реализации ФГОС третьего поколения», где были представлены результаты проведенного мониторинга внедрения компетентностно-ориентированных технологий педагогами колледжа в образовательный процесс.


Для изучения уровня внедрения компетентностно-ориентированных технологий педагогами колледжа в образовательный процесс был использован специально разработанный опросник. Респондентам предлагалось определить свое отношение к каждой из технологий (или технологическому методу), по которым в колледже в ходе реализации Программы инновационной деятельности проводилось какое-либо обучение или методическое инструктирование.


Перечень технологий для оценки включал следующие технологии: проектно-исследовательская деятельность; коллективной генерации идей «мозговой штурм»; развития критического мышления; ситуационного обучения (кейс-стадии); игровое обучение; проблемно-деятельностное обучение; контекстное обучение; интегративное обучение;  витогенное обучение; ИКТ;

- программированное обучение;

- развитие индивидуального стиля решения ИТ-задач.


В  заполнении опросника приняли участие 62 педагога. Большая часть ответов преподавателей оказалась в «зоне позитивной реакции»: технологии в основном усвоены и используются в образовательном процессе (субъективный уровень – самооценка).


В свою очередь, объективный уровень оценки обеспечены  результатами контрольно-аналитической деятельности в колледже (посещение и анализ учебных занятий, отчеты преподавателей и кафедр, портфолио достижений преподавателей и т.д.), а также методические материалы и разработки преподавателей (в том числе, в рамках их участия в проводимом конкурсе «Секреты педагогического мастерства» на лучшую методическую разработку учебного занятия и воспитательного мероприятия), конкурсах: «Преподаватель года 2012», «Мастер года 2012».


Среди предпочтений в сфере изученных и применяемых педагогических технологий были названы технологии:

- проектно-исследовательская деятельность; (освоили - 78% педагогов, часто используют - 49%,  эпизодически - 39%;

- витогенного обучения - освоили - 77%, используют часто - 62%, эпизодически – 34% педагогов;

- интегрированного обучения, освоили 77% педагогов, используют часто - 61% - 34 - эпизодически;

- информационно – коммуникативного  обучения – усвоили - 77% педагогов, используют часто - 46%,  эпизодически- 31%;

- технология развития критического мышления – усвоили - 71% педагогов, используют часто - 41%, эпизодически -44;

- технология развития индивидуального стиля решения информационно-технических задач (ИТ-задач)- усвоили 67% педагогов, используют часто - 30%,  эпизодически -57%;

- технология проблемно - деятельностного обучения - усвоили 67% педагогов, используют часто- 36%, эпизодически-36%.


Интересно, что эти же технологии были названы среди технологий, вызвавших интерес к продолжению их изучения для последующего использования. Следует учесть, что данные технологии характеризуются наибольшей степенью преемственности или приближенности к традиционно используемым в педагогической практике технологическим компонентам (комбинированный урок, фронтальная беседа, репродуктивный диалог, проблемный и частично-поисковый методы и т.п.).  Меньшей степенью принимаемости преподавательским корпусом колледжа (а значит  менее предпочтительны) обладают технологии, имеющие более высокий потенциал в обеспечении формирования общих и профессиональных компетенций, но требующие более радикальной перестройки организационных форм учебной деятельности:

- игровой деятельности - усвоили - 64% педагогов, используют - 12% - часто,  57% - эпизодически; коллективной генерации идей (мозговой штурм) - усвоено 77% педагогов, испольуют - 46% - часто, 31% - эпизодически; контекстного обучения - усвоено 64% педагогов, используют - 35% - часто, 52 - эпизодически; коллективной  генерации идей( мозговой штурм) - усвоили 45% педагогов, используют - 31% - часто, 43% - эпизодически; ситуационного обучения (кейс- стадии) усвоили 58% педагогов, используют - 32%часто, 50% - эпизодически; программированного обучения – усвоили 53% педагогов, используют - 31% - часто, 33% - эпизодически.


В то же время определенные расхождения в ответах определяют проблему управленческо-методического характера:

Наиболее наглядный пример демонстрирует отношение к информационно-коммуникационным технологиям обучения: она усвоена, судя по ответам, 77% преподавателей и лишь 10% требуется дополнительное обучение, но при этом 36% ее не используют (31% используют эпизодически). Такая же ситуация по технологии развития индивидуального стиля решения информационно-

технических задач и т.д.


Такое положение объясняется, видимо, определенной инертностью преподавателей и боязнью увеличения трудоемкости подготовки учебных занятий на основе данных технологий, а также недостаточной ИКТ-оснащенностью учебных помещений.


Итоговые результаты мониторинга внедрения компетентностно- ориентированных технологий красноречиво говорят о том, что все педагоги колледжа освоили в большей или меньшей степени различные технологии. Проведенный мониторинг по заданной теме позволил выявить не только положительные моменты, но и самое главное определить проблемы, которые нам необходимо решать для успешной реализации ФГОС  нового поколения.

 

Список литературы:

  1. Гоголева И.И., Коваль Н.М., Лецких Л.А., Пастухова И.П. Использование кейс-метода в образовательном процессе и методической работе ссуза. – М., 2001
  2. Инновационные подходы к деятельности преподавателя в системе профессионального образования // общ.ред В.Н. Гурова. - Ставрополь, Литера, 2008
  3. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М.: Издательский центр «Академия», 1999
  4. Обучающие семинары: методическая поддержка компетентностного обучения /авт.-сост. Т.В. Хуртова. - Волгоград, Учитель, 2008
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
  6. Степанов С.В. Условия перевода методической работы на уровень методического сервиса // Современные проблемы образования: опыт и перспективы: Матер. регион. научно-практич. конф. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001
  7. Степанов С.В. Методическая служба: опыт моделирования // Современные образовательные технологии. – Тверь: ТГУ, 2003
  8. Теория и практика образовательной технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2004
  9. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения // Как обучать всех по-разному. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*