Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Литературно-музыкальная композиция как одна из форм внеаудиторной работы, формирующей духовно-нравственные ценности

11.10.2017 1700 2647
Федорова Марина Валерьевна
Федорова Марина Валерьевна, преподаватель

Кузбасский колледж архитектуры, строительства и цифровых технологий

В Концепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования сформулирована высшая цель образования – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.

Каждый преподаватель должен участвовать в духовном становлении своих учеников, должен стремиться создавать условия для развития высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.

Когда-то А.А. Ахматова написала: «Всего прочнее на земле печаль и долговечней – царственное слово». И на уроках литературы, работая с этим словом, я пытаюсь пробудить способность «слышать» и «видеть» живописность, красоту, музыкальность русского слова.  Литература — это не просто  учебная дисциплина с биографиями писателей и их произведениями, а целая страна.  Именно художественная литература учит добру, любви, чувству прекрасного. Через образы русской классической и современной литературы подростки усваивают такие понятия, как: сострадание, милосердие, честь, чувство патриотизма.  Главная задача преподавателя-словесника приобщить молодых людей к чтению, открыть мир литературы полно и широко, сделать урок литературы уроком откровения, душевного разговора, уроком постижения человеческой души.

Интерес к чтению можно вырабатывать не только во время уроков, но и во время внеаудиторных мероприятий, которые могут стать продолжением изучаемой на уроке темы, а соответственно и углублением знаний о жизни и творчестве того или иного писателя.

Внеаудиторная работа по литературе — это продолжение урока, это шаг вперёд в обогащении студентов знаниями, умениями, навыками. Правильно организованная и тщательно продуманная внеаудиторная работа способствует формированию духовных интересов, нравственного и эстетического идеала, гуманистического мировоззрения. Формы внеаудиторной работы разнообразны, и все они связаны между собой. В своей педагогической деятельности я использую: литературные экскурсии в музеи и библиотеки города, выставки творческих работ, игры, конкурсы, литературные викторины, литературные гостиные и литературно-музыкальные композиции. Такие формы работы через совместный труд, через общение дают возможность развития межличностных отношений, творческих способностей студентов. В целом форма литературно-музыкальной композиции предоставляет безграничный выбор тематики, исходя из интересов и степени подготовленности обучающихся. В их подготовке участвуют все. Кто-то подбирает музыку, кто-то рисует, занимается интерьером  аудитории, кто-то читает наизусть стихотворения или принимает участие в инсценировках. Происходит общение со студентами как личностями духовно равными преподавателю. За последние несколько лет были подготовлены и проведены несколько литературно-музыкальных композиций, где происходит взаимодействие разных видов искусства: литературы, театра, музыки.

«Трагический тенор эпохи» (о жизни и творчестве А.А. Блока);

«Гений завтрашних времён» (к 195-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского);

«Нить судьбы» (о жизни и творчестве Б.Л. Пастернака);

«И помнит мир спасённый» (ко Дню Победы).

При подготовке таких мероприятий преподаватель ориентируется на следующие цели:

  • нравственное, эстетическое и патриотическое воспитание;
  • развитие творческих способностей;
  • повышение общей языковой культуры;
  • развитие коммуникативной культуры;
  • активизация познавательной и мыслительной деятельности;
  • воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умения общаться в коллективе.

В таких мероприятиях принимает участие большое количество студентов и у каждого есть шанс показать свои способности, музыкальные, ораторские, актёрские, танцевальные. Из опыта своей работы хочу отметить, что такие внеаудиторные мероприятия проходят всегда на эмоциональном подъёме. Процесс подготовки литературно-музыкальной композиции проходит ряд этапов.

Первый этап – подготовительный.

  • Выбор темы.
  • Прослушивание обучающихся.
  • Мотивирование студентов для участия в мероприятии.
  • Составление плана сценария.

Второй этап – организационный.

  • Работа над сценарием.
  • Подбор литературного материала.
  • Подбор музыкального сопровождения.
  • Подготовка презентации.
  • Индивидуальная работа со студентами (работа над выразительным чтением).
  • Репетиция отдельных фрагментов.
  • Оформление зала (аудитория, читальный зал, актовый зал).
  • Генеральная репетиция.

Третий этап – презентация литературно-музыкальной композиции.

Л. С. Выготский считал, что литература – такая же жизненная реальность, как и сама жизнь. Она через воображение оказывает на человека такое же влияние, как и окружающая действительность. В литературе заложен бесценный опыт, дух нравственных исканий и обретений, поэтому главная задача преподавателя донести этот опыт до современных молодых людей.

В качестве наглядного примера приведу разработку литературно-музыкальной композиции о жизни и творчестве Б.Л. Пастернака.

«Нить судьбы»

Цели:

  • познакомить обучающихся с основными событиями жизни поэта;
  • приобщить к миру русской поэзии;
  • развитие творческих способностей (ораторских, актёрских).

Оборудование:

  • презентация о жизни и творчестве Б.Пастернака;
  • музыкальное сопровождение;
  • книжная выставка.

Вступительное слово преподавателя:

Представьте нашу жизнь без поэзии... Сила слова обладает особой энергией, увлекающей за собой и подчиняющей себе наше воображение. Чтобы привлечь внимание общества к поэзии как к источнику ответов на многие вопросы человечества, как к искусству, полностью открытому людям, на 30-й сессии ЮНЕСКО в 1999 году было принято решение 21 марта каждого года отмечать Всемирный день поэзии.
И сегодня накануне этого праздника мы поговорим о поэзии. Когда-то Евгений Евтушенко сказал: «Поэт в России больше, чем поэт». Действительно, судьба многих русских и советских поэтов складывалась трагично. Наша встреча посвящена творчеству замечательного поэта Бориса Пастернака. Вы узнаете об интересных фактах его биографии, услышите замечательные стихи.

Звучит песня И.Талькова «Памяти В.Цоя» (1-2 куплет)

1- ый ведущий

В 1958 году Нобелевская премия в области литературы была присуждена Борису Леонидовичу Пастернаку за «выдающиеся достижения в современной поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы». Но писателю не было суждено прочесть Нобелевскую лекцию, узнав о присуждении премии, он успел лишь отправить благодарственную телеграмму, а затем был вынужден отказаться от премии. Потому что общество устроило поэту настоящую травлю. Диплом и нобелевскую медаль вручили сыну писателя в 1989 году.

Чтец   «Во всём мне хочется дойти до самой сути»

2- ой ведущий

Борис Леонидович Пастернак родился в 10 февраля 1890 года в Москве. Дом, в котором его родители снимали квартиру находился в районе Тверских-Ямских и Оружейного переулка. Это было оживлённое предместье, где жили извозчики, ремесленники, железнодорожные рабочие.

В семье молодого живописца Леонида Пастернака и пианистки Розалии Пастернак-Кауфман часто устраивались музыкальные вечера, куда приглашались известные музыканты, писатели, художники: Поленов, Левитан, Серов, Скрябин, Л.Толстой.

1-ый ведущий

Все в этой удивительной семье были необыкновенно талантливы, порой казалось — излишне, сверх меры. Искусство сливалось с повседневным обиходом. Маленький Борис отличался чрезвычайной впечатлительностью. Внешний мир с болью вторгался в его игры и сны. Мальчику рано представлялось, что окружающая действительность требует от него ответа — осознания и воплощения. Работы отца, музыкальный мир состояний и образов, возникавший во время ежедневных занятий матери, были именно такой школой, стихией перевоплощения.

Поэт

«Главное моё потрясение — папа, его блеск, его фантастическое владение формой, его глаза, как почти у всех его современников, лёгкость мастерства, его способность играючи охватывать по несколько работ в день. И — несоответственная малость его признания...»

2-ой ведущий

Семейный уклад создал пожизненную привычку к ежедневной профессиональной работе, и в 70 лет Пастернак мог с удовлетворением сказать, что в его жизни не было попусту проведённого дня, когда бы он не работал. Однажды Пастернак заметил: «Талант даётся Богом только избранным, и человек, получивший его, не имеет права жить для своего удовольствия, а обязан всего себя подчинить труду, пусть даже каторжному». Это был человек необыкновенной работоспособности.

1-ый ведущий (фоном звучит музыка Ф.Шопен «Осенний вальс»)

Для юного Бориса источником мук и колебаний была проблема — чему посвятить себя. В детстве обучался живописи, затем готовился к композиторской карьере. С 1909 по 1913 год обучался на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета.

Путь к поэзии шёл через Марбург, куда Борис поехал на подаренные матерью двести рублей (заработанные репетиторством и жестокой экономией) изучать философию. Он ехал туда с искренним желанием всего себя вложить в науку — не замечая, что взгляд его на всё, в том числе и на маленький, древний город, - взгляд поэта, а не учёного.

2-ой ведущий

Во всё, что он делал, он вкладывал всего себя. И вдруг — прозренье, крутой поворот: учёные труды убраны со стола, давно ожидаемое приглашение от главы марбургской школы профессора Когена не замечено. С философией покончено. Рождаются удивительные, истинно пастернаковские строчки... Поэзию в нём пробудила любовь. В той первой любви он получил отказ - поэзия осталась с ним навсегда.

(музыка заканчивается)

Чтец «Свидание»

1-ый ведущий:

Борис Леонидович обладал гениальной способностью очаровываться — быть очарованным чем угодно и в любую минуту: падающим листом, встретившимся во время прогулки ребёнком, хмурым дождём, любым собеседником, как он говорил «всем-всем» - жизнью.

2-ой ведущий:

Борис Пастернак сумел глубоко пережить дух удивительного времени, конец 19 и начало 20 века, в котором, по словам русского художника Николая Николаевича Ге, творческая личность была решающей силой общества.

Пастернак сумел передать ту атмосферу, несбывшиеся исторические надежды и судьбы своих современников. Лирические работы Бориса Леонидовича стали воплощением трагического счастья существования человека, одарённого разумным словом, способностью плодотворно, радостно и самостоятельно использовать данные ему временем.

Чтец  «Быть знаменитым некрасиво» 

1-ый ведущий (звучит медленная композиция)

Мечтою Пастернака как поэта было создание стихотворений, содержащих новую мысль или новую картину. Действительно. Каждое из его лирических произведений — это целый мир, раскрывающий нам с неожиданной стороны привычные понятия жизни. В поэзии Пастернака каждый предмет существует как бы сам по себе, живёт отдельной жизнью. Мир поэта — движущий мир, мир событийный, активный, живой.

Чтец  «Февраль. Достать чернил и плакать»

(музыка заканчивается)

2-ой ведущий

Сложившуюся обстановку в конце 20-ых начала 30-ых годов в России Пастернак принимал с тревогой. И он стремился «заговорить» - эту тревогу, овладевшую умами многих. В это время поэт в своих произведениях выразил мужественную решимость писать, преодолевая трудности, жить, несмотря на опасности и трагические перемены.

Поэт

О, знал бы я, что так бывает,

Когда пускался на дебют,

Что строчки с кровью — убивают,

Нахлынут горлом и убьют!..

Но старость — это Рим который

Взамен турусов и колёс

Не читки требует с актёра,

А полной гибели всерьёз.

Когда строку диктует чувство,

Оно на сцену шлёт раба,

И тут кончается искусство,

И дышат почва и судьба.

1-ый ведущий

Во времена, когда затягивали гайки и человека превращали в винтик бездушной машины, Пастернак оставался самим собой, он просто не входил в своё время. Он был патриотом, он очень глубоко чувствовал свою историческую связь с родиной. Он готов был простить своей родине все её недостатки - все, за исключением варварского сталинского режима. С начала 30-х годов Пастернак принимал активное участие в создании Союза писателей. Смело отвечал на критику, отстаивал своё мнение самостоятельного художника. С осени 1936 года тон печати по отношению к Пастернаку резко изменился.

Чтец «Душа»

2-ой ведущий

Рубеж сороковых годов разделяет два периода творческого пути Пастернака раннего и позднего. В годы войны и сталинского террора «вечным спутником», духовным примером и собеседником Пастернака становится Шекспир. 1946 год. Один из труднейших для поэта, голодный, неустроенный, душный. А он пишет...

Поэт

«Ко мне полностью вернулось чувство счастья и живейшая вера в него, которая переполняет меня весь последний год. Я год за годом тружусь, как каторжный, и всегда мне всех...до слёз жаль. Словно все кругом несчастные, и только я один позволяю себе быть счастливым и, значит, у всех как бы на шее. И, действительно, я до безумия, невообразимо счастлив открытою, широкой свободой отношений с жизнью...»

1-ый ведущий   (на фоне музыки Л. Бетховен «Свеча»)

В это время Пастернак попадает в число «опальных поэтов». Ему не дают печатать своих произведений, не дают работы — он живёт переводами и случайными статьями. Одного за другим теряет поэт близких по духу людей.

Личное творчество закончилось. Переводы стали не только источником заработка, но и давали ему нравственную опору. Было переведено 8 трагедий и несколько десятков сонетов Шекспира.

Поэт (сонет Шекспира № 66, перевод Пастернака)

Измучась всем, я умереть хочу.

Тоска смотреть, как мается бедняк,

И как, шутя, живётся богачу,

И доверять, и попадать впросак,

И наблюдать, как наглость лезет в свет,

И честь девичья катится ко дну,

И знать, что ходу совершенствам нет,

И видеть мощь у немощи в плену.

И вспоминать, что мысли заткнут рот,

И разум сносит глупости хулу,

И прямодушье простотой слывёт,

И доброта прислуживает злу.

Измучась всем, не стал бы жить и дня,

Да другу трудно будет без меня.

(музыка заканчивается)

2-ой ведущий

Особенно интересно Пастернаку было работать с драмой Шекспира «Гамлет». Поэт нашёл в Гамлете своего духовного брата. Разворачивалась полная драматизма судьба писателя и рядом с нею, шаг за шагом, росла судьба его любимого героя. Пастернак и был Гамлетом 20 века. Мы восхищаемся переводами Пастернака. А он в минуту отчаяния напишет: «Переводы отняли у меня лучшие годы моей деятельности». В английской газете напишут: «Пастернак мужественно молчит». А он вспыхнет: «Откуда они знают, что я мужественно молчу? Я молчу, потому что меня не печатают»

Чтец «Гамлет»

1-ый ведущий

В поэзии Бориса Пастернака нет прошлого и будущего всё существует здесь и сейчас, может быть, этим и объясняется сильный эмоциональный ритм его стихотворений, не знающих деления на пространство и время. Поэт особенно дорожит переданным ему в наследство радостным мироощущением отца и преклонением перед величием природы и её создателем. Уверенность поэта в том, о чём он пишет, завораживает, заставляет читателя верить в то, о чём говорится.

Чтец «Зимняя ночь»

(на фоне  музыки  Л. Бетховен «Мелодия слёз»)

2-ой ведущий

Гениальные строки этого стихотворения стали символом всего творчества Пастернака. В них главное то, что составляло основу мировосприятия замечательного художника слова: бесценность и красота человеческой личности, брошенной с момента своего рождения в этот жестокий и прекрасный мир, где на равных уживается добро и зло, любовь и ненависть, метель и свеча.

Чтец «Не убегайте от своей любви»        

(музыка заканчивается)                                  

1-ый ведущий

Пастернак пишет роман, он торопится: он стар, он боится не успеть. Он пишет роман «Доктор Живаго», главное дело своей жизни. 1955 год, роман закончен, разослан в списках друзьям, получены первые отзывы. Книга отдана в печать в журнал «Новый мир». Однако редактор журнала Константин Симонов отказался печатать роман, и его издание на родине было запрещено более чем на 30 лет.

Пастернак в мае 1956 года передал рукопись итальянскому радиожурналисту, а тот переслал её в Милан. Роман вышел на итальянском языке, а затем был переведён и на другие европейские языки.

2-ой ведущий

Так началась борьба семидесятилетнего человека с огромным государством. На писателя обрушились советские критики, называя его «воскресшим Иудой», ему угрожали окончанием карьеры, категорически отказывали в выезде за границу на вручение премии. В конце концов он был вынужден письменно отказаться от Нобелевской премии, после чего его лишили заработка и на родине, закрыв все переводные работы, и перестав печатать какие бы то ни было произведения.

Чтец «Нобелевская премия»

1-ый ведущий

Непосильное противостояние физически надломило Пастернака — и в 1960 году у него обнаружена запущенная опухоль в лёгких. Умер 30 мая 1960 года, похоронен в Переделкине, где жил в последнее время.

Видеозапись А. Галич «Памяти Пастернака»

2- ой ведущий

Прошли годы, издан роман «Доктор Живаго», печатаются стихи и проза Пастернака. Его читают, о нём много говорят и пишут. Сам поэт когда-то писал: «Вероятнее всего. Через много лет после того, как я умру, выяснится, какими широчайшими основаниями направлялась моя деятельность … чем она дышала и питалась, чему служила»

(Звучит песня в исполнении студентов «Никого не будет в доме»)

1-й ведущий

Судьба Пастернака стала одной из самых удивительных в нашей литературе – с трагическим и героическим оттенком. Он уцелел при Сталине, отказавшись подписать ходатайство писателей о казни целой группы правых коммунистов, высидел годы в одиночестве Переделкина, получил Нобелевскую премию, стал из-за «Доктора Живаго» знаменитым на весь мир, любил Родину, и при этом терпел нелепые наставления – как ему жить и творить. Только в 1987 году Союз писателей СССР признал нелепость надуманных, приписанных Пастернаку нравственных грехов, и отменил постыдное решение о его исключении из Союза Писателей СССР.

Список литературы:

  1. Логинова Н.В. Реализация программы духовно-нравственного воспитания как основа формирования культуры и ценностных ориентаций школьников. - 2011.
  2. Пастернак Б.Л. Строку диктует чувство: Стихотворения. - М.: Эксмо, 2002. -416 с.

 

Оригинал работы:

Литературно-музыкальная композиция как одна из форм внеаудиторной работы, формирующей духовно-нравственные ценности




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*