Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Технология «Кейс-стади» как современная образовательная технология

10.10.2017 3207 5616
Шаулова Елена Сергеевна
Шаулова Елена Сергеевна, преподаватель

Армавирский машиностроительный техникум

Современные тенденции общественного развития, с каждым днем ускоряются и совершенствуются. Современный федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию системно - деятельностного подхода, который конкретизирует цели образования. Современный ФГОС ориентируется не только на предметные, но на межпредметные и личностные результаты. Реализация системно-деятельностного подхода, как основного в ФГОС, а также других вышеперечисленных требований, возможна с помощью  образовательной технологии кейс-стади. Метод кейсов (англ. Casemethod, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) – это современная образовательная технология, в которой используется описание жизненных ситуаций, общественного резонанса, при котором учащиеся должны проанализировать ситуацию и предложить ряд решений.

Изучаемые в школьном курсе кейсы, основываются на реальных жизненных ситуациях или же максимально приближенны к ним. Данный метод относится к интерактивным методам проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).  В образовании, метод кейс-стади, получил развитие в начале двадцатых годов прошлого столетия. Эту технологию активно применяли при изучении экономических дисциплин. В России данная технология получила свое  распространение в середине 70-х годов двадцатого века. Изначально, еще в СССР, кейс-стади использовался на экономических специальностях в учебных заведениях. Основной пик развития кейс-стади пришёлся на начало 2000-х годов, сегодня этот метод активно применяется как в высших учебных заведениях, так и в школах. В школьной системе образования, кейс-стади используется в основном на изучении правовых и экономических дисциплин, но также имеет свое распространение и на другие дисциплины.  Технология кейс-стади развивает у учащихся такие навыки как умение отличать данные от информации, классифицировать и структурировать имеющуюся информацию. Также кейс-стади помогает учащимся определить легитимную информацию от нелегитимной. Важно, что при нахождении альтернативных решений учащиеся развивают творческие и аналитические навыки.  Учатся использовать наглядный материал и другие средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет. Метод кейс-стади имеет широкие образовательные возможности. Многообразие результатов, возможных при использовании метода, можно разделить на две группы – учебные результаты (в терминологии ФГОС - предметные и межпредметные) как результаты, связанные с освоением знаний и навыков, и образовательные результаты (другими словами - личностные результаты) как результаты образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения.

Стоит понимать, что для формирования хорошего кейса, необходима такая тема, которая вызывает интерес у учащихся. Для хорошего и эффективного кейса учителю необходимо рассматривать проблемы, которые будут понятны учащимся. Ученики, в первую очередь, должны понимать, что предложенный кейс возможен в жизни. Для того чтобы учащиеся понимали как необходимо действовать, какие пути решения искать из той или иной ситуации. Технология кейс-стади имеет ряд отличий от других образовательных технологий. Эта технология стимулирует поисковую активность учащихся, помогает анализировать и сравнивать различные решения к той или иной проблеме. Результатом применения кейс-стади  являются не только знания, но и компетенции, которые могут пригодиться учащимся в будущем. В отличие от пассивных методов обучения, технология кейс-стади позволяет установить эмоциональное общение не только учителя с учеником, но и учениками между собой. Не стоит забывать, что кейс-стади является достаточно сложной технологией в обучении, в отличие от технологии синквейна, он не является универсальной. Несмотря на сложность внедрения этой технологии в процесс обучения, созданию многочисленных кейсов, данная технология  эффективно способствует достижению тех образовательных целей, которыми должен овладеть учащийся по итогам окончания обучения. Несомненным достоинством кейс-стади  является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей учащихся, профессиональных позиций, жизненных установок. После ознакомление с текстом кейса учитель организует работу обсуждения кейса, эта работа может быть в небольших группах или же в индивидуальной форме. Любой кейс предполагает дискуссию, так как фабула кейса всегда должна быть неоднозначной, из которой должен вытекать ряд вопросов, на которые учащимся необходимо найти ответ. При составлении учителем текстов кейса, основным требованием будет являться наличие исследовательской задачи, решение которой требует интегрированных знаний из разных учебных предметов. Еще одним из требований к кейсу относится значимость предполагаемых результатов.

Следует понимать, что самостоятельность в реализации решении кейсов учащимися также важна и является одним из основных требований. Кейс, как правило, может быть как индивидуальный, так парный или групповой. Технологию кейса можно реализовывать в качестве закрепления или проверки изученной информации, а также как индивидуальную творческую  в качестве домашнего задания.

Подводя итоги, следует отметить, что технологию кейс-стади можно применять регулярно практически по любой теме изучения основ семейного права в школе. Однако эффективность занятия с помощью кейс-технологии во многом зависит от умения учителя организовать работу, направлять беседу в нужное русло, контролировать время, вовлекать в дискуссию всех участников образовательного процесса. Таким образом, одним из эффективных технологий обучения деятельностного типа является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.

 

Список использованной литературы.

1.Деркач А.М. Кейс-метод в обучении /А.М. Деркач // Специалист. М.– 2010. - №4.

2.Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста: сб. науч. тр. –М., 2002. –186 с.

3.Блинов В.И., Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. –М.: Аркти, 2009. – 130 с.

4.А. Ф. Колотов, И. В. Скуратов Методика преподавания права// уч.пособие, Оренбург, 2014 г. - 288 с.

5.Долгоруков А.М Сase-stady как способ понимания // Практическое руководство для тьютера системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. –М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. – 128 с

 

Оригинал работы:

Технология «Кейс-стади» как современная образовательная технология




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*