Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Современный портрет учителя

09.10.2017 10776 1 19686
Шабарина Ирина Юрьевна
Шабарина Ирина Юрьевна, преподаватель

Черемховский медицинский колледж им. А.А. Турышевой

Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому.

                                                                          (М. Монтень)

 

Известная мудрость гласит: «Нельзя научить тому, чего не умеешь сам». Размышляя о новых требованиях государственных стандартов к умениям и качествам личности учащихся, невольно задумываешься над тем, каким при этом должен быть их наставник.

Вне всякого сомнения, у него должны быть сформированы те самые «УУД», познавательные, регулятивные, коммуникативные, которые составляют ядро новых требований ФГОС.

Умение и готовность постоянно учиться – это то качество, в котором более всего отражается специфика нашей профессии. Умения самоорганизации и самоконтроля - качества, без которых учителю с его списком обязанностей ну никак не обойтись! Умение налаживать эффективное взаимодействие с коллегами, учениками, их родителями – это тоже наша профессиональная азбука.

А еще есть в перечне метапредметных результатов так называемый личностный компонент, связанный с ценностно-смысловой сферой и качествами личности ученика. 

Личностные качества учителя в школьных стандартах не прописаны. Тем не менее, какие из них самые важные?

Что чувствует учитель, когда ставит очередную двойку своему «трудному» ученику: огорчение, сострадание или чувство справедливого возмездия бездельнику и тупице? А что будет, если двойки и другие школьные отметки возьмут и… просто исчезнут из нашей жизни! 

Специалисты утверждают, что познавательная потребность дана каждому человеку от природы. Значит, все наши ученики без исключения – любознательны? Почему же на уроке их познавательной активности так мало, что ее все время приходится «развивать»? Может быть, потому что на обычном уроке учитель не спрашивает, чему дети хотят научиться, - он просто «методически грамотно» ставит цель. А потом, обозначив перед детьми круг новых вопросов, – сам же на них отвечает.

Именно на таких уроках я всегда убеждаюсь – дети хотят, очень хотят учиться! Но только чтобы сами: сами спросили – сами додумались, сами нашли ответ! А если не всегда могут, то это уже наша задача – их научить: задавать вопросы и высказывать смелые гипотезы, вести наблюдения и экспериментировать, вдумчиво читать книгу и строить логические цепочки умозаключений.

Кто они, учителя новой школы? Может быть, это те, чьи имена украшают список участников конкурса лучших методических разработок? Может быть, это пока еще не прославившиеся читатели нашего журнала?

Профессия педагога — одна из важнейших в современном мире. От усилий педагога зависит будущее человеческой цивилизации. Какими качествами или компетенциями должен обладать современный учитель? Какие качества должны быть «сохранны», независимо от времени, а какие должны меняться относительно новых требований социума? С течением времени изменяются государство и общество, а значит, меняются и требования, предъявляемые к учителю.

Ключевые слова: портрет современного учителя, педагогический авторитет, главные и второстепенные педагогические качества.  

Профессия педагога — одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог — это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Новые поколения из-за отсутствия конкретных знаний не смогут поддерживать культурный, экономический и социальный прогресс. Без сомнения, общество не получит учителей, подготовленных морально и профессионально.

Для современного ученика образ учителя формируется сегодня. Именно сегодняшние школьники — это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения. Актуальным остается вопрос: «Каким должен быть современный учитель?». Ответ интересен не только самим учителям, которые хотят «идти в ногу со временем», но и ученым, психологам, всем тем, кого интересует проблема изучения социокультурного типа современного учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые к учителю.

Из изученных нами материалов исследований (диссертационные изыскания, рефераты, эссе педагогов), видно, что проблемой познания образа учителя занимаются на протяжении многих десятилетий. Существует множество научных работ, посвященных исследованию различных сторон педагогической культуры: формирование методологической культуры педагога (В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, В. А. Сластенин, В. Э. Тамарин и др.), педагогического мышления (А. А. Орлов, Ю. В. Сенько, В. В. Сериков и др.), развитие педагогической рефлексии (Б. З. Вульфов, Г. П. Звенигородская, С. Ю. Степанов и др.), Я-концепции педагога (Р. Бернс, К. Роджерс, В. Франкл и др.), педагогического творчества (В. И. Андреев, В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров и др.).

Какими качествами или компетенциями должен обладать современный учитель? Какие качества должны быть «сохранны» для сообщества педагогов, в частности учителя, не зависимо от времени, а какие должны меняться относительно требований «нового» времени?

В разных исследованиях и описаниях характеристик современного учителя, используют различные сравнения и описания.

Учитель — профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися.

Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но самое главное он должен быть «человеком с большой буквы». Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе. Не мешало бы вспомнить и народную мудрость в виде пословиц и поговорок: «Как аукнется, так и откликнется». От нас зависит то, что нам откликнется уже в недалёком будущем. Нам страшно думать о будущем, так, может быть, задумаемся о том, кого мы воспитываем и что мы хотим получить.

Педагогический авторитет во многом зависит от общей культуры поведения учителя (умение владеть речью, мимикой и жестами, опрятность в костюме и т. п.). Внешность учителя и его культура поведения в значительной мере влияют на завоевание учителем авторитета. Лучшие учителя на занятиях приходят в хорошем костюме, постоянно следят за собой, всегда подтянуты и организованы. Личным примером они воспитывают такие же качества и у своих воспитанников. Всё это укрепляет авторитет учителя.

Учащиеся ценят скромность, простоту, естественность во внешности и поведении своих учителей.

Немаловажное значение для учителя имеет его умение держать себя в классе. Не только спокойствие, выдержка, тактичность, но и известная дисциплинированность педагога на уроке являются положительными его качествами. Неуместная мимика, чрезмерная жестикуляция, хождение учителя по классу во время объяснения урока не нравится школьникам. Это рассеивает их внимание; они хуже воспринимают и усваивают объясняемый материал.

Одним из положительных качеств хороших учителей является обладание правильной и выразительной речью. Если учесть, что школьники, особенно младших классов, подражают речи учителей, становится понятным, почему работа педагогов над своей речью приобретает такое большое значение.

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.

Педагогика — это наука и искусство. Сегодня наблюдается недопонимание этого многими из практикующих педагогов. К выполнению любой задачи нужно подходить со всей ответственностью и пониманием того, что теоретические знания и опыт дополняют друг друга, но никак не замещают. Педагогическая же практика — это особо ответственная задача, так как она непосредственно связана с работой с людьми, и не просто с людьми, а с детьми, будущими личностями. И то, насколько эти личности смогу считаться таковыми зависит от профессионализма педагогов. Обобщая выше изложенный материал исследований, используя метод кластерного анализа, позволяет составить некий собирательный образ «портрета учителя».

Современный учитель-это, прежде всего,- гуманист, с позитивным и гибким мышлением. Он призван «сеять разумное, доброе, вечное», как и сотни лет, назад, так как «от правильного воспитания зависит благосостояние всего народа» (Д. Локк).

Современный педагог - это человек с твердой жизненной позицией, сам социально активный, уважающий порядок, умеющий вести конструктивный диалог, работающий постоянно над повышением своего кругозора, формирующий научный тип мышления у своих учеников, развивающий творческие личностные качества детей, придающий особое значение формированию базовых умений, УУД, обеспечивающих возможность планировать свои действия, нацеленные на достижение определенного результата, формирование навыков здорового образа жизни и социального здоровья. Это педагог, ориентирующий на принятие социальных ценностей «могу, хочу, должен», воспитание лидерских качеств человека-творца, человека-исследователя, человека-гражданина.

Современный учитель должен обладать приятными манерами поведения, а сюда входят и мимика, и жесты, и поза, и навыки общения, располагает к себе людей. Всем манерам учителя должна быть присуща одна общая черта – это соблюдение педагогического такта, который включает в себя повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство. Учитель должен уметь слушать, понимать, сострадать, поощрять, прощать ученика.

Но самое главное - он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе. Народная мудрость гласит: «Как аукнется, так и откликнется». От нас зависит то, что нам откликнется уже в недалёком будущем.

Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных.

В заключении хотелось бы отметить, что современный, квалифицированный, компетентный учитель – это центральная фигура в развитии страны.

 

Оригинал работы:

Современный портрет учителя




Назад к списку

Комментарии
Здравствуйте Ирина Юрьевна!
Просматривая Вашу статью, я не могла отделаться от ощущения, что статья «пустая» (носит «декларативный» характер). Да, перечислены личностные качества, которыми должен обладать учитель, но ведь эти качества известны довольно давно и содержатся в упомянутых Вами работах. А вот каким должен быть, на Ваш взгляд, современный учитель (с примерами из собственной педагогической практики) – этого нет. Тем более что упомянутые Вами источники «увидели свет» до внедрения новых образовательных стандартов СПО.
С уважением

Журавлева Екатерина Васильевна
преподаватель,
ГБПОУ «Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва»

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*