Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Семейное воспитание детей

09.10.2017 2179 9773
Шабарина Ирина Юрьевна
Шабарина Ирина Юрьевна, преподаватель

Черемховский медицинский колледж им. А.А. Турышевой

Семья – главный институт воспитания человека. Семья – структурная единица общества, закладывающая основы личности; социально – педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей.

Задачи семьи состоят в том, чтобы: 

-создать максимальные условия для роста и развития ребенка; 
-стать социально-экономической и психологической защитой ребенка; 
-передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; 
-научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; 
-воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. 

Важность влияния семьи на становление и развитие личности ребенка стала очевидной. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. 

Семейное воспитание - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и др. членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Влияние семьи на ребенка. Сильнее всех других воспитательных воздействий.

В семье формируются те качества, которые нигде как в семье сформированы быть не могут. Отношения между людьми в семье из всех человеческих отношений бывают наиболее глубокими и продолжительными. Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к различным средствам воздействия: поощряют и  наказывают ребёнка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрения, развитие  детей как личностей может ускориться, стать более успешным, чем при использовании запретов. Наказание необходимо тогда, когда поведение ребёнка изменить другим способом невозможно. Оно должно быть справедливым, но не жестоким. В неполных семьях малыши острее, чем другие воспринимают отсутствие в семье отца.

Семейное воспитание детей – это система воспитательных и образовательных процессов, регулирующаяся определенными традициями и нормами, принятыми в условиях отдельно взятой семьи, и реализуемая силами всех членов семьи. Главной целью семейного воспитания является формирование нравственной, интеллектуально развитой личности, подготовленной к жизни в современном обществе. Семья является для ребенка естественной средой существования, отличающейся от прочих коллективов, с которыми ему предстоит взаимодействовать в дальнейшей жизни. Какова роль семьи и семейных традиций в воспитании детей? Чем отличается семейное воспитание от воспитательных процессов, реализуемых прочими образовательными и воспитательными институтами? Семейное воспитание детей: общие принципы и положения

Семейное воспитание детей – это совокупность методов и мер, предпринимаемых членами семьи последовательно и регулярно с целью формирования у ребенка социальных и личностных норм поведения, моральных и нравственных ценностей и устоев, общегражданских и общечеловеческих идеалов. Семейное воспитание детей – один из основных механизмов, обеспечивающих подготовку личности к интеграции в современное общество. Именно в семейной среде ребенок получает первые представления о взаимодействии личности и общества, об интересах и приоритетах, о выгодах обеих сторон. Характер семейного воспитания обусловлен следующими факторами: Физическое и психическое здоровье членов семьи; Наследственность; Материально-экономический статус семьи; Социальный статус семьи; Уклад жизни; Количество членов семьи; Условия проживания; Отношения между членами семьи; Культурный, моральный, нравственный потенциал семьи. Основными задачами семейного воспитания детей являются: Создание максимально благоприятных условий для умственного, физического и психического развития ребенка; Передача жизненного опыта и знаний, систем ценностей; Обучение детей базовым навыкам и умениям, привитие интереса к знаниям и познанию; Воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного «я». Основными методами реализации семейного воспитания детей являются: Убеждение (беседы, советы, внушение); Личный пример; Поощрение и развитие в ребенке чувства удовлетворенности своими успехами; Наказание (ограничение удовольствий ребенка, однако без применения физических мер). Основные принципы семейного воспитания детей сводятся к следующим положениям: Признание ребенка равноправным членом семьи, уважительное отношение к его личности, интересам, потребностям; Восприятие своего ребенка таким, каким он есть, не предъявляя завышенных требований к его деятельности и достижениям; Создание благоприятной, эмоционально-комфортной, доверительной атмосферы для установления контакта с ребенком; Оказание необходимой помощи ребенку, избегая при этом гиперопеки; Последовательность в своих действиях и требованиях, как в воспитательном процессе, так и в повседневной жизни; Построение воспитательных стратегий с учетом возрастных, гендерных и личностных особенностей ребенка. Ребенок воспринимает семью, ее традиции и принятые в семейном кругу нормы, как должное. Семья для малыша является первым воспитательным институтом, являющимся наиболее авторитетным в отличие от каждого последующего. А также тем естественным фильтром, который имеет непосредственное воздействие на формирование личности. Так, родители в первые годы жизни ребенка определяют основной круг его интересов, круг его общения, места его пребывания и точки соприкосновения с социумом. Именно в атмосфере семьи ребенок познает первый опыт межгендерных отношений (матери и отца), опыт отношений поколений (отцы и дети). Дети подсознательно копируют поведение взрослых, принимая их модели поведения как истинные и единственно правильные. В дальнейшей жизни ребенку будет крайне сложно понять, почему у него не складываются отношения в коллективе, с друзьями, личные отношения с противоположным полом. Семейное воспитание детей дошкольного возраста Дети дошкольного возраста являются наиболее восприимчивыми к ситуациям, событиям, происходящим в кругу их семьи. Это объясняется основной особенностью семейного воспитания детей, которое выстраивается на чувствах и эмоциях, а не на постижении нового опыта, получении новых знаний (что реализуется в детских садах, школах, прочих образовательных учреждениях). Основа успешного семейного воспитания детей дошкольного возраста – любовь родителей к ребенку, которая должна проявляться в словах, отношении, поступках, ощущениях ребенка, семейной атмосфере. Ребенок, недополучающий родительского внимания и любви, всеми силами пытается привлечь недостающее внимание различными поступками, непослушанием, капризами, замкнутостью. Основной ошибкой родителей в данном случае является наказание ребенка без выявления сущности проблемы такого поведения. Многие родители предпочитают решать проблемы с детьми с привлечением педагогов и психологов, хотя ребенку в этот момент просто необходима родительская ласка и поддержка. К основным ошибкам семейного воспитания детей дошкольного возраста относятся: Признание материальных благ приоритетными над духовными и моральными ценностями; Низкий культурный, нравственный и духовный потенциал родителей, их аморальное, безнравственное поведение; Авторитаризм и безнаказанность, а также чрезмерное физическое наказание детей; Тяжелая психологическая атмосфера в семье.

Роль семейных традиций в воспитании детей. Семейные традиции – это совокупность принятых и соблюдаемых норм, правил, обычаев и взглядов, определяющих поведение каждого члена семьи в отдельности, а также семьи в общем, передаваемые из поколения в поколение. Семейные традиции в воспитании детей играют первостепенную роль. Это именно тот фактор, который отличает семью от других коллективов, с которыми ребенку предстоит взаимодействовать. Семейные традиции укрепляют родственные связи, развивают чувства долга и ответственности, гордости за семью и переживания за ее целостность и единство. С падением ценности института семьи в современном обществе семейные традиции являются инструментом укрепления семьи. Соблюдение семейных традиций упорядочивает жизнь человека. Традиции объединяют поколения, позволяя детям в процессе воспитания лучше усваивать механизмы взаимоотношений поколений. Соблюдение традиций прививает ребенку чувства любви, привязанности, уважения. Совместный досуг на выходных, совместные воскресные обеды, празднование важных событий способствуют не только укреплению семейных связей и ценностей, но и формируют положительную атмосферу семьи.

Методы семейного воспитания как способы взаимодействия родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование опыта поведения, самостоятельную детскую жизнедеятельность, полноценное моральное и духовное развитие.

В первую очередь зависит от общей культуры родителей, их жизненного опыта, психолого-педагогической подготовки и способов организации жизнедеятельности.

Использование тех или иных методов воспитания детей в семье также зависит:

  • от целей и задач воспитания, которые ставят перед собой родители;
  • отношения в семье и образа жизни;
  • числа детей в семье; 
  • родственных связей и чувств родителей, других членов семьи, которые часто склонны идеализировать возможности детей, преувеличивать их способности, достоинства, воспитанность; 
  • личностных качеств отца, матери, других членов семьи, их духовных и моральных ценностей и ориентиров; 
  • опыта родителей и их практических умений при реализации комплекса воспитательных методов с учетом возраста и психофизиологических особенностей детей. 

Наиболее сложным для родителей является практическое применение того или иного метода воспитания.

Одна категория родителей убеждает детей доброжелательно, в процессе доверительного общения; вторая — воздействуя личным положительным примером; третья — назойливыми поучениями, упреками, окриками, угрозами; четвертая — наказаниями, в том числе физическими. 

Реализация метода родительского требования 

  • в виде поручения
  • в виде показа образа
  • предупреждения
  • пожелания
  • распоряжения
  • совета
  • категорического приказа
  • напоминания 
  • другие виды
  • переключения

 

Оригинал работы:

Семейное воспитание детей




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*