Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Социальная адаптация детей из малообеспеченных семей

09.10.2017 526 904
Шабарина Ирина Юрьевна
Шабарина Ирина Юрьевна, преподаватель

Черемховский медицинский техникум

Современный этап российского общества носит характер, отличающийся резкой нестабильностью, деструктивными изменениями во всех сферах жизни и наличии противоречий, проявляющихся на всех уровнях, но семья как основополагающий институт в структуре общества особенно чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на её уровне жизни, стабильности и воспитательной дееспособности.

Резкие изменения за последние 10−15 лет привели к ухудшению материального обеспечения семьи. Перестройка экономических отношений в России отбросило эти семьи за грань среднего прожиточного минимума, разрушило их стереотип самовосприятия, поселило в них неуверенность, низкую самооценку. Таким образом, социализация ребёнка в семье напрямую связана с её экономическим положением. Современное развитие российского общества вызывает естественную растерянность большинства семей, озабоченных поиском своего места в новой социальной экономической системе.

Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом для детей, и тогда для детей становится кругом общения сообщество с асоциальной ориентацией. Как правило, подросток идёт на улицу и сближается с себе подобными достаточно быстро. Впоследствии возникают группы социального риска.

Материальная дестабилизация семьи влияет на физическое здоровье ребенка в российской семье, на демографическую ситуацию в России.

Социализация детей воспитывающихся в малообеспеченной семье должна носить комплексный, а так же профилактический характер.

В современных условиях семье необходимо оказывать социальную, материальную поддержку при тесном взаимодействии социальных групп, индивидов, институтов власти, общественных организаций для усиления социального статуса человека, его роли в общественной жизни, условий жизнедеятельности, материального благосостояния и образа жизни.

Малoимущей считается семья, среднедушевoй дoхoд кoтoрoй ниже прoжитoчнoгo минимума, устанoвленнoгo в сooтветствующем региoне. Oбязательным услoвием является тoт факт, чтo в слoжнoе материальнoе пoлoжение такая семья пoпала пo независящим oт нее oбстoятельствам.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. От того, как ребенок приучен к труду и как подросток выберет профессию и будет готов к самостоятельному труду, будет ли семья «трудовой» и от ее вклада в трудовую «копилку» общества немало зависит экономическое состояние общества. Осуществляя социальную функцию, семья формирует личность в зависимости от ее культурного, социального и духовного уровня. Условия в семье, жилье, гигиена, особенности жизни и увлечения семьи — все зависит от социальной политики государства. Социализация в семье зависит от состава семьи. Социализация личности в семье зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей. Анализ социального влияния семьи на личность показал, что на 40% людей в их жизни повлияла семья, на 30% — средства массовой информации, на 20% повлияла школа, на 10% улица. На современное состояние семьи влияют все изменения, происходящие в обществе: накопление знаний, технологий и обмена информацией и самых крупных изменений, таких как организация системы, кризис политической и экономической системы.

Семья — это важнейший институт социализации. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, девушек, взрослых, качество     которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Уклад отношений в семье в современных условиях за последние 60 лет разительно изменился. Если раньше неработающая мать могла заниматься воспитанием детей, то сегодня с изменением общественной жизни изменились и отношения внутри семьи.

Таким образом, стрессовое состояние в обществе, экономическое  неблагополучие отражается, негативно на  выполнении важнейшей функции семьи как института социализации ребенка.

Первый компонент социальной адаптации семьи — матери­альное положение семьи. Для оценки материального благосо­стояния семьи, складывающегося из денежной и имуществен­ной обеспеченности, необходимо несколько количественных и качественных критериев: уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение, а также социально-демогра­фические характеристики ее членов, что составляет социально-экономический статус семьи.

Второй компонент социальной адаптации семьи — ее психо­логический климат — более или менее устойчивый эмоцио­нальный настрой, который складывается как результат настро­ений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим собы­тиям. Чтобы знать и уметь оценивать состояние психологического климата семьи, или иными словами ее социально-психологи­ческий статус, целесообразно разделять все взаимоотношения на отдельные сферы по принципу участвующих в них субъек­тов: на супружеские, детско-родительские и отношения с бли­жайшим окружением.

В качестве показателей состояния психологического клима­та семьи выделяются следующие: степень эмоционального ком­форта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовли­яния; место проведения досуга  (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением. Благоприятными считаются отношения, построенные на принципах равноправия и сотрудничества, уважения прав лич­ности, характеризующиеся взаимной привязанностью, эмоци­ональной близостью, удовлетворенностью каждого из членов семьи качеством этих отношений; в этом случае социально-пси­хологический статус семьи оценивается как высокий.

Неблагоприятным психологический климат в семье является в том случае, когда в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конф­ликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует от­чуждение. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, т. е. снятия стресса и усталости, восполнения физических и душевных сил каждого члена семьи.

Примеры кризисных отно­шений: развод, побег ребенка из дома, прекращение отношений с родственниками. Промежуточное состояние семьи, когда неблагоприятные тенденции еще слабо выражены, не имеют хронического харак­тера, расценивается как удовлетворительное, в этом случае со­циально-психологический статус семьи считается средним.

Третий компонент структуры социальной адаптации семьи — социокультурная адаптация. Определяя общую культуру се­мьи, необходимо учитывать уровень образования ее взрослых членов, поскольку он признан одним из определяющих факто­ров в воспитании детей, а также непосредственную бытовую и поведенческую культуру членов семьи.

Четвертый показатель — ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с отношением к ребенку в семье. В случае кон­структивного отношения к ребенку, высокой культуры и актив­ности семьи в решении проблем ребенка, ее ситуационно-роле­вой статус высокий; если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах, то — средний. В случае игнори­рования проблем ребенка и тем более негативного отношения к нему, которые, как правило, сочетаются с низкой культурой и активностью семьи, ситуационно-ролевой статус — низкий. Таким образом, на основе анализа структурных и функциональных характе­ристик семьи, а также индивидуальных особенностей ее членов, можно определить ее структурно-функциональный тип и вме­сте с тем сделать вывод об уровне социальной адаптации семьи  и её членов в обществе.

Объектом воздействия педагогов может быть не только ребенок в семье, но и взрослые члены семьи, и сама семья в целом как коллектив.

Деятельность педагогических коллективов с семьей включает три ос­новные составляющие педагогической помощи: образовательную, психоло­гическую, посредническую, которые неразрывно связаны между собой.

Остановимся на характеристике каждой из составляющих.

Образовательная составляющая включает в себя два направления дея­тельности: помощь семье в обучении и воспитании детей.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих в семье проблем и формирование педагогической культуры родителей.

Деятельность педагогических коллективов предусматривает просвеще­ние родителей по разнообразным вопросам семейного воспитания:

  • педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей;
  • значение личного примера и авторитета родителей в воспитании де­тей, роли матери и отца, отношений между ними;
  • взаимоотношения различных поколений в семье, методы педагоги­ческого воздействия на детей, формирование позитивных отношений меж­ду детьми и взрослыми;
  • воспитание детей в семье с учетом пола и возраста;
  • социально-психологические проблемы воспитания педагогически запущенных детей, проблемы отрицательного влияния безнадзорности и беспризорности на психику ребенка;
  • трудовое воспитание в семье, помощь ребенку в выборе профессии;
  • организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье;
  • нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей;
  • развитие представлений об общении в детском возрасте;
  • причины и последствия детского алкоголизма, токсикомании и нар­комании, проституции, роль родителей в имеющейся детской патологии, связь здоровья детей с асоциальными пристрастиями родителей. Наряду с передачей родителями такого рода знаний педагоги могут организовать практические занятия, помогающие в значительной мере по­высить роль семьи в воспитании детей.

Помощь в воспитании проводится педагогами в первую очередь с роди­телями — путем их консультирования, а также с ребенком — посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи свое­временной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного ис­пользования ее воспитательного потенциала.

Социально-психологическая поддержка направлена на создание благопри­ятного микроклимата в семье в период кратковременных кризисов. Наибо­лее эффективно эту работу может выполнять школьный психолог. Помощь должна быть комплексной: определяется проблема, анализируются меж­личностные отношения в семье, положение в ней ребенка. С помощью раз­личных методик выявляются те причины в семье, которые приводят к конф­ликту.

Коррекция межличностных отношений происходит в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к на­рушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства.

 

Оригинал работы:

Социальная адаптация детей из малообеспеченных семей




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*