Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Социальная работа в системе образования

05.10.2017 1375 2347
Шабарина Ирина Юрьевна
Шабарина Ирина Юрьевна, преподаватель

Черемховский медицинский техникум

Социальная работа в системе образования еще только начина­ет свое становление как особое направление социальной сферы Российской Федерации. В связи с этим следует указать на со­циально-педагогические аспекты социальной работы в целом и обозначить соответствующие рабочие поля, в которых ей пред­стоит действовать:

  • дошкольное воспитание (уход, воспитание и обучение в яслях, детских садах, группах дневного пребывания, школьных подготовительных классах и т.д.);
  • работу с молодежью (воспитание, сопровождение, организация досуга, консультации при подготовке домашних зада­ний, помощь подрастающему поколению в профессиональной ориентации, работа с молодежными клубами и т.д.);
  • воспитание в детских домах и приютах (воспитание, сопровождение, создание условий, близких к семейному воспи­танию, развитие самостоятельности и т.д.);
  • формы, содержание и методы обучения взрослых (профессиональное обучение и образование, социальная работа на предприятиях, организация самопомощи, семейные консультации и т.д.);
  • социально-педагогическая помощь семье (консультации, помощь в решении повседневных проблем, мероприятия по поддержке семьи);
  • социальная работа в школе.

Социальная работа в системе образования приобретает все большее значение в социализации и формировании личности.

Способность общества обеспечить полноценное образование для всех детей − показатель социального здоровья самого об­щества и необходимое условие его устойчивого развития. В ме­няющихся условиях современного российского общества толь­ко основательное образование позволяет человеку обеспечивать свое существование и осуществлять социально-бытовые, про­фессионально-трудовые и общественные функции. Человек, ли­шенный сегодня возможности получить полноценное образова­ние (начальное, среднее, профессиональное), завтра может стать балластом общества, пополнив ряды тех, кто не способен обеспечить себя сам. Фактически уже сегодня готовится постоян­ное увеличение рядов вторично и функционально неграмотных людей, снижающих адаптивный потенциал общества, нуждаю­щихся в постоянной поддержке и социальной помощи. Нельзя не учитывать, что это слой активно-требовательный, агрессив­ный, разрушающий нормы социального поведения. Специали­сты выделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе:

  • проблема детей, традиционно находящихся в поле внима­ния и ведения социальных служб − детей-инвалидов с сохра­ненным интеллектом, детей-сирот, детей из многодетных и со­циально неблагополучных семей. Приоритеты социальной под­держки этих групп очерчены достаточно четко: прежде всего, социально-бытовая материальная помощь, обеспечение витальных потребностей и решение сегодняшних проблем;
  • проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рам­ки чисто педагогической проблемы и становится одной из наиболее острых и практически нерешаемых социальных проблем. Причем речь идет не о детях с отклонениями в развитии, нуж­дающихся в специальном обучении, а об учениках массовой шко­лы с сохраненным интеллектом, испытывающих, тем не менее, трудности с начальным обучением, которые накапливаются год от года и приводят к неуспеваемости, ухудшению состояния здоровья, нарушению психологической и социальной адаптации. Такие дети бросают школу, не получив даже начального образо­вания. Они не могут учиться в средней школе из-за вторичной не­грамотности и составляют группу риска по девиантному поведе­нию со всеми вытекающими отсюда последствиями. К ним же от­носятся и те, кто, даже получив профессиональное образование, остаются функционально неграмотными.

В последние годы в России количество детей со школьными проблемами неуклонно рас­тет.

Попытка образовательного ведомства решить проблему ор­ганизационным путем с помощью проведения политики соци­альной изоляции таких детей, создания коррекционных клас­сов не дала видимых положительных результатов, так как со­циальная изоляция столь большого контингента детей, с одной стороны, практически невозможна, а с другой − не решает про­блему, а, наоборот, усугубляет ее искусственным разделением тех, кому предстоит жить в одном обществе.

Многообразные школьные трудности имеют различные причины, а сложность их выделения обусловливается их неод­нозначностью, что создает своеобразные сочетания у каждого ребенка. Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). Некоторые авторы вы­деляют также смешанные факторы, представляющие собой сочетание тех и других.

К числу внешних факторов относятся условия, в которых рас­тет и развивается ребенок и которые отличаются широким спек­тром как положительного, так и отрицательного плана: от со­циальной депривации, при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и сущест­венно отстают в функциональном и психическом развитии, до гиперопеки (чрезмерного внимания), тоже оказывающего отри­цательное воздействие.

В современных условиях необходимо выделить и такие внеш­ние факторы, имеющие отрицательное влияние на рост и раз­витие ребенка, как экологические условия, педагогические фак­торы (недостаточная квалификация педагогов, отсутствие не­обходимых знаний у родителей, несовершенство методик обучения и т. д.).

К числу эндогенных факторов, обусловливающих школьные трудности, относятся отклонения в физическом развитии ребен­ка, нарушение состояния его здоровья и т. д.

Учитывая комплексность проблемы, необходимо ясно пони­мать, что успешность и эффективность ее решения зависят от степени интеграции усилий медиков, психологов, педагогов и других специалистов в разработке теоретических основ и прак­тических рекомендаций по организации помощи детям, роди­телям, учителям. Институт социальных работников способен реализовать такую интеграцию в лице своих специалистов, под­готовленных к проведению социально-педагогической, социаль­но-реабилитационной работы с детьми, их родителями и учите­лями.

Социальная работа в школе становится тем более востребо­ванной, чем отчетливее обнаруживается в рамках современной школы отсутствие учета всех других аспектов воспитания, кро­ме обучения и образования. Вследствие этого происходит про­тивопоставление задач школы и семьи, школы и социальной работы, включая социальную педагогику, которые характери­зуются гражданоцентрированной, практикокооперирующей, ориентированной на удовлетворение потребностей направленностью. Однако, в свете социальных проблем, присущих шко­ле, становится все более очевидной необходимость участия со­циальных работников в ее деятельности. Именно социальный работник может содействовать выходу школы из кризисной си­туации, касающейся как педагогов, так и отдельных учащих­ся. При этом предусматривается использование социально-пе­дагогических подходов и к процессу обучения, и к решению во­просов административного управления.

Социальный работник в школе может помочь в проведении группового консультирования, в развитии потенциалов, направ­ленных непосредственно на работу с учащимися, в организации систематической и конструктивной кооперации различных учреждений в осуществлении задач, стоящих перед школой и относящихся не только к вопросам обучения и образования, но и к процессам демократизации, административно независимой педагогической работы по решению традиционных и возникаю­щих новых школьных проблем. Речь идет о способности к кри­тическому анализу и самостоятельности участников (партнеров) процесса обучения, образования и воспитания, о их взаимовлия­нии и адаптации к реалиям постоянно изменяющегося окру­жающего мира.

Социальная работа в школе призвана сосредоточить внима­ние в основном на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению. На основе теоретических разработок и практики современной социальной работы в школе мож­но определить следующие ее цели:

  • способствовать устранению и преодолению специфичес­ких трудностей в процессе социализации школьников из соци­ально неблагополучных семей и слоев общества;
  • развивать процесс опережающей социализации, имеющий целью ознакомить всех учащихся, независимо от их происхож­дения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, а также подготовить их к критичес­кому восприятию этих перспектив;
  • участие в педагогическом разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов.

Чтобы реализовать эти цели, социальные работники в школе:

  • − используют методы анализа, консультирования, лечения и активации, охватывая в своей деятельности как целую груп­пу не только самих учащихся, но и их родителей;
  • осуществляют свою деятельность в тесном сотрудничестве с учителями-консультантами, школьными психологами и врачами, консультантами по профессиональной ориентации, од­новременно стремясь привлечь к сотрудничеству и тех учите­лей, которые проявляют понимание и интерес к их социально-педагогической работе;
  • оказывают всестороннюю помощь отдельным ученикам и группам учащихся; используя методы групповой педагогики, работают с учительскими коллективами и стремятся воздейст­вовать на позитивное изменение социального поля в школе через родительские комитеты и родительские собрания.

Реализация этих целей означает установление институцион­ной ориентации в школе, т. е. постоянное содействие социаль­ного работника школе, для школы и для своих клиентов в рам­ках школы. Такой подход в зарубежной практике социальной работы иногда подвергается критике со стороны объединений, связанных с деятельностью по организации досуга, работающей с молодежью в группе (общине). Однако, очевидно, речь здесь идет не столько о школе как поле воздействия и вмешательст­ва, сколько о более широкой ситуации школьника.

На основании вышеизложенного может сложиться впечатле­ние, что социальная работа в школе охватывает все, кроме самого учебного процесса. Это происходит, потому что социальная рабо­та не связана последовательно с профессиональной деятельностью педагога и концентрируется на педагогической деятельности толь­ко в узком смысле этого слова. С одной стороны, это дает ей воз­можность оставаться многогранной и свободной от догматичес­ких норм деятельности, но, с другой стороны, создает опасность для размывания ее контуров и потери профилирующей основы.

Социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, пе­дагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних со­циальных структур с ними для оказания реальной, квалифи­цированной, всесторонней и своевременной помощи детям и учителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения.

 

Оригинал работы:

Социальная работа в системе образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*