Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий

04.10.2017 3478 5787
Шабарина Ирина Юрьевна
Шабарина Ирина Юрьевна, преподаватель

Черемховский медицинский колледж им. А.А. Турышевой

Образование - важнейшее из земных благ,

если оно наивысшего качества.

В противном случае оно совершенно бесполезно.

                                                       Р.Киплинг

 

В настоящее время государственная образовательная система находится в ожидании перехода на новую ступень развития и требует коренной перестройки существующей методики преподавания. Крайне необходимо введение новой методики преподавания и проверенных технологий передачи информации с применением образовательных фильмов, в которых любой сложный для передачи блок информации становится легко усваиваемым и общедоступным. В этих целях необходимо широко использовать в сфере образования и культуры новые технологии. Использование возможностей цифровых технологии (звук-изображение) необходимо не только для повышения уровня образования учащихся и молодежи, но и для вовлечения основной массы в образовательный процесс, что является главным условием развития потенциала общества. Важность и значение данной проблемы многократно возросли и непрерывно растут с переходом от индивидуального (один учитель — один ученик) к массовому (групповому) обучению, когда слушателями является целый класс или аудитория.

В настоящее время в образовательных учреждениях в учебном процессе (преимущественно в высших и средних специальных учебных заведениях) для активизации обучения, лучшей и качественной усваиваемости материала применяется различная техника и технические средства обучения (ТСО), такие как: проекторы, диапроекторы, слайдоскопы, телевизионные комплексы, компьютеры. Суть содержания медиатехнологии и ее применения в процессе преподавания и обучения заключается в том, что при этом методе при условии нормальной ее организации и умелого применения у всех учеников-слушателей, независимо от их способности и образованности, возникает личный интерес к предмету и рассматриваемой проблеме, а также желание активно участвовать в процессе обсуждения вопроса. При этом почти не будет возможности отвлечься.

Сегодня многие ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения. Преподавателей всегда волнует актуальная проблема, как сделать так, чтобы всем ученикам было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Как с помощью истории развить личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения? Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности учащихся, при использовании учителем интерактивных методов и приемов обучения. В этом и заключена сущность педагогической деятельности.

В последнее десятилетие аналитики образования слово "качество" повторяют чаще других слов. Отслеживание качества необходимо для сохранения образовательными учреждениями основных ценностей и идеалов образования: свободного поиска истины и бескорыстного распространения знаний.

Вопросом качества занимаются многие. В Европе создана комиссия по академической оценке качества образования, проходят конференции, в России состоялось 6 симпозиумов по квалиметрии человека и образования. Однако приходится признать, что, несмотря на это, концепция качества образования только складывается: определяются подходы, формируются показатели, аспекты качества, ставится вопрос о критериях.

Качеством занимались всегда. В этом нет ничего нового, появилось лишь новое модное слово. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.

Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса.

Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.

В качестве условий достижения  "нового современного качества образования" определены:

  • введение в действие государственных образовательных стандартов;
  • оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся;
  • обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;
  • использование  современных педтехнологий в образовательном процессе.

Так что же такое   "Хорошее качество образования"? 

Для учащихся   хорошее качество образования связано, в первую очередь:

  • с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;
  • с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;
  • с глубокими прочными знаниями по всем предметам.

Для родителей   хорошее качество образования связано:

  • с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;
  • со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;
  • с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом.

Для учителей хорошее качество образования связано:

  • с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно;
  • с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
  • со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;
  • с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.

Как же повысить качество образования? 

Качество образовательного процесса синтезируется из следующих   качеств: 

  • качества образовательной программы;
  • качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
  • качества потенциала обучающихся;
  • качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов);
  • качества управления образовательными системами и процессами.
  • качества образовательных технологий;

Мы остановимся на одном из путей повышения качества образования через использование  проектной деятельности.

Современная модернизация образования направлена на личностную ориентацию содержания образования и его обновление, нормализацию учебной нагрузки учащихся, её индивидуализацию.

Создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал - задача сегодняшнего дня.

Проектная деятельность школьников – одно из направлений личностно – ориентированного обучения.

Задача учителя в процессе личностно – ориентированного обучения заключается в выявлении избирательности ученика к содержанию, виду, форме учебного материала, процессу самореализации и виду деятельности.

Для каждого ученика определяются 3 основные линии развития: 

  1. Зона актуального развития (знания, умения, содержание субъективного опыта, отношение к учению).
  2. Зона ближайшего развития (способность к усвоению знаний с помощью взрослого).
  3. Зона самореализации (активность, самостоятельность, самооценка, отношение к учению).

Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентирует на интеграцию фактических знаний (порой и путём самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.

Учебный проект – это задание учащимся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой и результат деятельности как найденный или способ решения проблемы проекта.

Метод учебных проектов реализует деятельностный подход в обучении, поскольку обучение происходит в деятельности, точнее – обучение через деятельность.

Организуя групповую работу над проектом, следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность.

Расширение способов работы с источниками информации, повышение самостоятельной роли учащихся в проектной деятельности формирует ключевые, базовые компетентности: создание, поиск, сбор, анализ, представление, передачу информации, моделирование (в том числе компьютерное), проектирование, совместную деятельность, рефлексию, самообучение.

Виды проектов.

  1. Моно предметный проект – проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно – урочную систему.
  2. Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
  3. Надпредметный проект – вне предметный проект выполняется на стыке областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности. Носит характер исследования

Условиями успешности проектной деятельности являются:

  1. Чёткость и конкретность постановки цели проекта;
  2. Определение планируемых результатов;
  3. Констатация исходных данных.

Профессионализм учителя выражается в том, насколько уверенно может он спланировать работу учащихся над проектом, обеспечить удивление и мотивацию к труду, чтобы задание было не чрезмерно лёгким, не чрезмерно трудным и находилось в зоне ближайшего развития каждого ученика. Ремесло педагога состоит в том, чтобы уметь контролировать лишь ключевые моменты (этапы) выполнения проекта, работая по методу убывающих подсказок, делегируя право принятия решений учащемуся.

 

Оригинал работы:

Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*