Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Патриотическое воспитание на уроках естественных наук

04.10.2017 1724 3017
Алексеева Лидия Васильевна
Алексеева Лидия Васильевна, преподаватель

Михайловский экономический колледж-интернат

«Воспитание человека – гражданина, человека

 – патриота, должно быть  главной

целью всего педагогического процесса»

 М.В. Ломоносов

 

Закончился XX век, который принес нашей стране великие бедствия: революции, войны, массовые репрессии народов России, непродуманные реформы и, как результат, экономические и политические кризисы. Началась переоценка ценностей. И ещё совсем недавно мы наблюдали духовную бедность молодёжи. Но последние события в России и мире показывают, что дух патриотизма жив в наших людях. В связи этим, как любое другое учебное заведение, наше учебное заведение, ФКПОУ «Михайловский экономический колледж – интернат» Министерства  труда и социальной защиты РФ,  выполняя социальный заказ общества, все большее внимание уделяет  именно воспитательному аспекту образовательного процесса и в частности патриотическому воспитанию.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - это идеологическая и методологическая основа Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Конечно, воспитательные цели педагоги и раньше не отбрасывали, но они не всегда были приоритетными. ФГОС расставил все по местам, определив личностные результаты обучения на первое место.

Воспитание гражданина и патриота – одна из наших основных задач.  Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.

В своё время нам,  выпускникам педагогического ВУЗа,  внушали то, что в нашей деятельности воспитание и обучение - равноценные составляющие учебного процесса, педагоги во все времена  являются истинными патриотами и сеятелями зерен настоящего патриотизма в души подрастающего поколения.

Патриотическое воспитание – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки студентов к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Анализ моей  работы над данной проблемой показал,  что потенциал дисциплин химии и биологии в решении воспитательных задач велик, кроме того, у естественных наук очень широкий круг направлений в области воспитания, а в процессе преподавания имеется немало возможностей для воспитания у подростков любви к своему Отечеству.

Остановлюсь на том, как средствами предметов естественного цикла можно решать следующие задачи патриотического воспитания:

  • утверждение в сознании и чувствах студентов патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям;
  • воспитание и развитие национальных начал, уважения и интереса ко всем нациям;
  • воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, природе родного края.

Основной формой учебной работы остается урок, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный процесс. Воспитательный потенциал урока можно реализовать через следующие составляющие:

  • воспитательное воздействие через содержание урока;
  • использование специальных форм и методов обучения;
  • использование случайно возникающих и создание воспитывающих ситуаций;
  • воспитание личным примером.

Наиболее оптимальными я считаю следующие направления патриотического воспитания на уроке:

  1. Изучение исторических фактов, связанных с великими открытиями и изобретениями русских учёных в области естественных наук.
  2. Изучение биографии великих русских учёных с мировым именем, внесших вклад в развитие таких наук, как химия, генетика, селекция, экология.
  3. Раскрытие красоты природы родного края.
  4. Использование на уроках творчества поэтов, художников, воспевающих родную природу.
  5. Знакомство с современными достижениями в различных областях отечественной химической промышленности, медицины, сельского хозяйства, биотехнологий.
  6. Формирование потребностей в здоровом образе жизни.

А теперь более подробно  остановлюсь на некоторых направлениях патриотического воспитания на уроке.

В первую очередь на своих уроках  при изучении различных тем я обращаюсь к истории нашей отечественной науки, которая богата выдающимися именами и событиями.

Россия - богатейшая страна на великие умы! Возьмем самые известные из них.

При изучении темы «Основные понятия и законы химии» я рассказываю о М.В.Ломоносове, выдающемся человеке, который вышел из народа и благодаря своему усердию, целеустремленности сумел много достичь и прославить свое Отечество. Вся его жизнь - пример для подражания!

Когда студенты изучают Периодический закон и Периодическую систему химических элементов, я говорю  о гениальности ученого  Дмитрия Ивановича Менделеева, учу рассматривать Периодическую систему как подтверждение всех законов диалектики и гордиться тем, что на протяжении столь длительного времени с момента открытия, никто не усомнился в правильности идей и взглядов учёного. Важно знакомить студентов  с теми заманчивыми предложениями, которые обещали великому ученому, лишь бы он уехал из России, чтобы заниматься наукой во благо другой стране. Однако ни одно из них не было принято! Это ли не патриотизм! Это ли не любовь к своей Родине и работа для нее?

А при изучении органической химии следует отметить, что целая плеяда отечественных ученых заставляет гордиться тем, что они жили и прославляли науку в той же стране, в которой живут наши студенты. Александр Михайлович Бутлеров является основоположником теории химического строения органических веществ, автором многих выдающихся открытий в области органической химии, создателем крупнейшей школы химиков в дореволюционной России. Изучение основ органической химии в мировой науке немыслимо без изучения жизни и деятельности А.М.Бутлерова.

Братья Дубинины впервые создали устройство для перегонки нефти. С 1823 года Дубинины стали вывозить многими тысячами пудов из Моздока внутрь России. На уроках я рассказываю студентам, что большинство ученых были людьми разносторонне развитыми, многие из них увлекались музыкой, историей, писали стихи. Стоит обратить внимание учащихся на трудный жизненный путь многих ученых, на их трудолюбие. Подростки, изучив или познакомившись на уроках или внеурочной деятельности с биографиями и подвигами истинно любивших свой народ сограждан, часто сами отождествляют себя с этими примерами гражданственности и патриотизма.

Рассматривая тему «Происхождение культурных растений» по биологии, сообщаю студентам, что работа по изучению центров происхождения культурных растений связана с проведением различных экспедиций под руководством академика Н.И. Вавилова. Им же был создан Всесоюзный институт растениеводства (ВИР). Здесь хранится мировая коллекция семян дикорастущих сельскохозяйственных культур. Когда Н.И. Вавилов докладывал на 3-ем всесоюзном съезде селекционеров о своих исследованиях в 1924 году, один из участников, прерывая гром оваций, воскликнул: «Не погибнет Россия, пока у неё есть такие сыны, как Николай Иванович!». Газеты США о нём писали:  «Если все русские такие, как Вавилов, нам следует дружить  с Россией». В дни блокады Ленинграда сотрудники ВИРа совершили подвиг: 14 ослабевших от голода человек не уходили со своего поста, охраняя от мороза, сырости, крыс тысячи семян зерновых культур. Сохранение коллекции в блокадном Ленинграде – это подвиг не только ученых ВИРа, но и всех, кто им в этом помогал. Люди еле передвигали ноги от голода, но семена сохранили. Они знали, что после войны стране будут нужны эти семена – хлеб будущего. Интересны и научные патриотические достижения ученых – селекционеров.  Мичурин Иван Владимирович - русский биолог и селекционер, автор многих сортов плодово-ягодных культур, доктор биологии, заслуженный деятель науки и техники, почётный член АН СССР. Знаменитый селекционер П.П. Лукьяненко создал 50 новых высокоурожайных сортов пшеницы, неполегающих и устойчивых против ржавчины. Четверть каравая хлеба нашей страны - из его пшеницы.  Это достойный памятник учёному.

Наша страна гордится заслугами перед наукой  ученых  И.П. Павлова и  И.И. Мечникова -  Нобелевских лауреатов.

Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и углубляется за счет познания своей страны, ее прекрасной и разнообразной природы, богатства ее недр и могущества рек, широты ее озер и необозримых морей. Для этого используются экскурсии на природу, конкурсы рисунков и проектов на тему:  «Природа моего края», различные викторины и игры. На экскур­сии  я обращаю внимание студентов на бе­режное отношение к растениям, на охрану расте­ний и животных. Экскурсии  позволяют студентам  не только получить новые знания о родном  крае, но и на основе своего жизненного опыта и эмоциональных переживаний делиться ими с другими. Кроме того, разработка и реализация краеведческих проектов способствует воспитанию гражданственности. Именно поэтому необходимо научить будущих граждан ценить природный материал, научить необходимости его рационального использования и возможности его экономного использования  и т.д.

Мощный потенциал патриотического воспитания состоит в использовании на уроках творчества поэтов, художников, воспевающих родную природу. На биологии при проведении экскурсий часто использую стихи о родном крае поэтов С.А. Есенина, А.С. Пушкина. Хорошо совмещаются проекты по биологии с показом репродукций  о родной природе русских художников И. Левитана,  В. Васнецова, А. Саврасова,  И.Шишкина.

Новые приоритеты в области развития науки потребовали перемен в организации учебного процесса. Наряду с фундаментальными науками студент  21 века должен быть знаком с новыми отраслями знаний. Все большее значение на жизнь  человека начинают оказывать биотехнология, нанотехнология.

Изменить отношение подростка к своему здоровью и личному образу жизни возможно при условии понимания им этих ценностей. Особенно эффективно  это можно сделать на уроках  биологии и химии. Важно обучить каждого ребенка способам поддержания и сохранения здоровья, воспитывать  студентов на основе здоровьесберегающих знаний, умений и навыков, формировать эмоционально-ценностное отношение к своему здоровью. Элементы ЗОЖ складываются из личной гигиены, режима дня, здорового питания, ЗОЖ родителей, спортивно-оздоровительной активности, общения без стресса, здорового информационного пространства,  внутреннего настроения, потребностей человека, его общей культуры.

Для повышения воспитательного влияния обучения важно обеспечить, при сохранении ведущей роли урока, сочетание всего многообразия форм его организации: деловые игры, лекции,  практические занятия, беседы, викторины, выставки, соревнования, экскурсии, походы и другие формы организации процесса обучения. На формирование патриотизма и гражданской позиции в тесной связи с содержанием влияют и  методы обучения.   Познание, постижение человеком Родины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности – очень важны. Поэтому эта работа должна вестись совместно с другими педагогами как на уроках, так и во внеурочное время. Важно, чтобы каждый педагог  уделял внимание воспитательной работе на уроке, вносил полноценный вклад с помощью потенциала своего предмета в формирование личности выпускника.

Патриотическое воспитание студентов должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение людей, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа. Поэтому работа с воспитанниками в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.

Не смотря на то, что наша действительность ещё слишком бедна духовностью, наши дети любят Родину и гордятся ею. Я провела тест на тему «Можешь ли ты считать себя патриотом?» Результаты для меня были неожиданными - 80,6% респондентов могут сказать про себя «Да, я патриот!», а у оставшихся 19,45% любовь к Родине занимает не последнее место, но им свойственны и чувства посильнее, чем патриотизм.

Подводя итог, хочется сказать, что патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в моей воспитательной системе.

В заключение хочется сказать, что благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность организовать учебный процесс так, чтобы студенты  почувствовали себя неотъемлемой частицей своей Родины, своего народа, ведь  другого Отечества и другой истории у нас не будет.

 

Литература:

  1. Ерецкий М.И.Совершенствование обучения в техникуме. –М.: Высшая школа, 1987.
  2. Педагогическая технология: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей; Под общей редакцией В.С. Кукушкина – М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д.
  3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. -- М.: Издательский центр "Академия", 2002.

 

Оригинал работы:

Патриотическое воспитание на уроках естественных наук




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*