Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Профессионально-важные качества медицинской сестры

02.10.2017 83301 126947
Шабарина Ирина Юрьевна
Шабарина Ирина Юрьевна, преподаватель

Черемховский медицинский колледж им. А.А. Турышевой

Нет плохих профессий, но есть такие, которые мы уступаем другим.
Мигель Замакоис

 

Каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку, но, пожалуй, только труд медика накладывает столь высокие и специфические обязанности на специалиста, предполагает высокую ответственность за оказанную им помощь пациентам. Медицинским работникам люди вверяют самое дорогое - здоровье и жизнь, свою и своих близких, и поэтому ждут от них полной самоотдачи. Образ медицинского работника начал формироваться еще в глубокой древности и решающее влияние на это оказали труды величайшего врача древней Эллады – Гиппократа, который считал, что «лицо, посвятившее себя медицине, должно обладать следующими качествами: бескорыстием, скромностью, целомудрием, здравым смыслом, хладнокровием…». Основоположница научного сестринского дела Флорес Найтингейл в книге «Как нужно ухаживать за больными» (1896): писала о том, что главное искусство сиделки заключается в умении сразу отгадывать желания больного, не дожидаясь пока он их выскажет. По мнению русского врача Н. И. Пирогова, который ввел специальную подготовку сестер милосердия в период Крымской войны 1854 – 1855 гг., сестра должна быть простой, благопочтительной женщиной с хорошим техническим образованием и чувствительным сердцем. [1] С 1918 года в нашей стране обучение медсестер было направлено на подготовку умелого, добросовестного, правильно понимающего свою роль в жизни и лечебного учреждения специалиста. К главным профессионально важным качествам относили технические навыки. Врач с 35-летним стажем А. Севрук считает, что современная медсестра должна обладать «четырьмя добродетелями»: высоким профессионализмом (имеется в виду в основном манипуляционные навыки); любовью к профессии, к больным; особыми качествами – долготерпением, спокойствием, выдержкой; предельной честностью.

Профессионально важные качества (ПВК) являются одним из компонентов профессионально обусловленной структуры личности, рассматриваемой на основе теории К. К. Платонова. Важнейшими составляющими психологической деятельности человека являются его качества. Их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию системы профессионально важных качеств. Это сложный и динамический процесс образования функциональных и операционных действий на основе психологических свойств индивида. В процессе освоения и выполнения деятельности психологические качества постепенно профессионализируются, образуя самостоятельную подструктуру.

В. Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К профессионально важным качествам он относит также и способности.

Таким образом, профессионально важные качества - это психологические и психофизиологические качества и свойства личности, определяющие продуктивность (производительность, качество, результативность и др.) деятельности. Они многофункциональны, и вместе с тем каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств.

В самом общем случае можно выделить следующие профессионально важные качества: самоконтроль, наблюдательность, зрительно-двигательную координацию, глазомер, нейротизм, экстраверсия, реактивность, образную, двигательную и другие виды памяти, техническое мышление, пространственное воображение, внимательность, эмоциональную устойчивость, решительность, выносливость, целеустремленность, пластичность, настойчивость, дисциплинированность и др.

Вопрос о развитии ПВК и формировании подсистем профессионально важных качеств является одним из основных в проблематике системогенеза деятельности. Его изучение позволяет конкретизировать принцип единства сознания и деятельности, разработанный С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, Б. Г. Ананьевым, Б. М. Тепловым, А. В. Брушлинским и другими отечественными психологами - теоретиками. «В процессах системогенеза деятельности профессионально важные качества и их системы выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности, следовательно, развитие ПВК и их систем выступает узловым моментом формирования психологической системы деятельности».

В исследованиях В. Д. Шадрикова и его учеников показано, что в процессе профессионализации личности образуются интегративные ансамбли (сим-птомокомплексы) качеств. Компонентный состав профессионально обусловленных ансамблей постоянно изменяется, усиливаются корреляционные связи. Однако для каждой профессии существуют относительно устойчивые ансамбли профессиональных характеристик. В зарубежной профессиональной педагогике они возведены в ранг ключевых квалификаций.

Набор профессионально важных качеств для конкретной профессии отражен в профессиограмме - психологическом «портрете» профессии. Психологическую профессиограмму можно определить и как комплексное, систематизированное, краткое и многостороннее описание вида работы, предназначенное для проведения психологического изучения труда и использования в дальнейшей практической деятельности. Она включает важные с психологической точки зрения характеристики производственной деятельности (в рамках конкретной профессии) и содержит такие сведения, которые важны для дальнейшей исследовательской и практической работы во всех областях психологии труда.

Разработка и использование профессиограмм в процессе организации и управления трудом производятся по следующим направлениям: для оптимизации труда; при решении вопросов расстановки кадров и психологического отбора работающих; при организации профессионального обучения; для повышения уровня безопасности труда; для кооперации трудовой деятельности; при нормировании и оценке тяжести труда.

Изучение традиционной профессиографической модели медицинской сестры терапевтического отделения являлось одной из задач данного исследования. Анализ специальной литературы позволил составить следующую обобщенную профессиограмму «Медицинская сестра»:

Наименование профессии: медицинская сестра.

Области базовых знаний и их уровень: естественные науки (биология, физика, химия) - высокий уровень (теоретический); медицина - средний уровень (практическое использование знаний).

Профессиональная область: здравоохранение, медицина.

Межличностное взаимодействие: частое, по типу «вместе».

Доминирующий интерес: социальный.

Дополнительный интерес: исследовательский.

Условия: в помещении, мобильный.

Доминирующие виды деятельности:

уход за больными;

наблюдение за состоянием больного;

выполнение лечебных процедур, назначенных врачом;

оформление и выписка больных;

контроль за питанием и санитарным состоянием больных;

оказание помощи врачу на приеме;

контроль за санитарно-гигиеническим состоянием в отделении и палате;

контроль, учет и хранение медикаментов;

оказание квалифицированной помощи по уходу за новорожденными;

оказание своевременной медицинской помощи в экстренных ситуациях;

оказание посильной психологической помощи и поддержки больным;

осуществление реабилитационно-профилактических мероприятий;

проведение санитарно-просветительной работы среди населения;

осуществление пропаганды, направленной на борьбу с наркотиками, алкоголизмом, курением;

оформление медицинской документации.

ПВК (профессионально важные качества - качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности):

Способности

развитые переключение, концентрация и переключение внимания (способность быстро переключать внимание с одного вида деятельности предмета на другой, умение сосредотачиваться на одном объекте или виде деятельности, отвлекаясь от других, и способность удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или параллельно выполнять несколько видов деятельности);

высокий уровень развития аналитического мышления;

тонкая зрительная, слуховая и тактильная чувствительность;

способность быстро реагировать на ситуации;

способность работать в напряженных условиях (работа в ночное время, военно-полевые условия и т.д.);

способность к самоконтролю;

способность переносить большие физические нагрузки;

ручная ловкость при проведении различных лечебных процедур, точная сенсомоторная координация;

наблюдательность и хорошая память.

Личностные качества, интересы и склонности:

терпеливость и выдержанность;

доброжелательность и приветливость;

ответственность;

аккуратность;

тактичность;

чуткость;

внимательность;

добросовестность;

коммуникабельность

эмоциональная уравновешенность.

ПНК (профессионально нежелательные качества - качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности):

брезгливость;

безответственность;

невнимательность;

эгоистичность;

жестокость;

эмоциональная неуравновешенность;

нетерпимость;

рассеянность,

Как видно, профессия медицинской сестры предъявляет большие требования к психофизиологическим свойствам человека и ко всему набору психических функций. Требования к личностным качествам касаются преимущественно эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.

 

Оригинал работы:

Профессионально-важные качества медицинской сестры




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*