Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Концертмейстерский класс: специфика предмета и особенности преподавания

02.10.2017 1867 1 3066
Сидорова Елена Петровна
Сидорова Елена Петровна, преподаватель

Новомосковский музыкальный колледж имени М.И. Глинки

Концертмейстер — это одна из квалификаций, получаемых пианистами в музыкальном колледже наряду с квалификацией педагога.

Когда мы говорим о задачах, стоящих в концертмейстерском классе (в принципе, это относится и к другим предметам специального цикла), мы имеем в виду два аспекта обучения: получение учащимся специальных и фундаментальных знаний. Сегодня нам необходимо разобраться, какие задачи являются общими для всех специальных дисциплин, а что представляет собой специфику нашего предмета.

Общая цель и задача нашего музыкального образования - вос­питание не узкого ремесленника, а широко образованного, квалифи­цированного специалиста-профессионала.

Мы все время должны иметь в виду, что профессия, которую мы даем студентам это, прежде всего - музыкант, а уже потом специальность - может быть и пианист, и скрипач, солист или ар­тист оркестра, концертмейстер и так далее.

Помимо обучения определенным специальным навыкам и уме­ниям, в задачи всех трех предметов специального цикла входит воспитание в учащихся общих для музыкального исполнительства качеств. Мы имеем в виду такие фундаментальные понятия, как:

  • интонационное мышление,
  • развитый гармонический слух,
  • чувство ритма,
  • чувство формы - способность охватывать произведение в целом,
  • понимание стилевых и жанровых особенностей произведения, присущих тому или иному композитору или определенному этапу в музыкальном искусстве,
  • интерпретация и исполнительская манера,

то есть такие параметры профессионального музыкального исполнительства, которые не зависят ни от инструмента (фортепиано, скрипка, голос), ни от вида исполнительской деятельности (соль­ной или ансамблевой). Работа над этими качествами является не­обходимым компонентом обучения в концертмейстерском классе, так же, как и в других специальных классах - камерного ансамбля и специального фортепиано.

Репертуар концертмейстерского класса настолько богат ис­тинными музыкальными шедеврами, о которых учащиеся не име­ют никакого представления, что нам нет необходимости использо­вать музыкальные суррогаты. Мы должны обучать наших студен­тов только на первоклассном музыкальном материале, которого  достаточно. Только тогда может идти речь о воспита­нии настоящего музыкального и художественного вкуса.

Само собой разумеется, что репертуар должен быть выстроен и по степени трудности: от простого - к сложному, а не наоборот.

Оканчивая музыкальный колледж, выпускник уже получает профессиональную квалификацию - «концертмейстер». Он может работать по специальности и наша задача - подготовить его к этой конкретной работе. Это работа концертмейстером в классах струнных, духовых, народных инструментов и хора в музыкаль­ной школе и колледжа, а также в вокальном и дирижерско-хоровом классах музыкального колледжа. Он должен быть готов и к другим возможным видам деятельности — например в детских хоровых и вокальных студиях и т.д.

С другой стороны, учащийся должен быть подготовлен и к про­должению учебы в вузе. Должно быть четко определено: чему надо учить в колледже, какие знания, навыки необходимо дать учащемуся в среднем зве­не, а что лежит в сфере высшего образования, чему надо обучать в вузе, чтобы владеть не только «азами», а всеми гранями, высшим мастерством данной профессии. Поэтому создателям новых про­грамм по концертмейстерскому классу как для училища, так и для вуза необходимо будет учесть и эти соображения. Пока еще в этом направлении серьезных методических разработок нет.

На сегодняшний день, если сравнить  предмет концертмейстерского класса, например, с классом специального фортепиано, имеющим давно разработан­ную и обширную методику, существующую, в том числе и как самостоятельная дисциплина, выстроенной и целостной методики преподавания концертмейстерского класса - нет, хотя работа в этом направлении, конечно, ведется в различных учебных заведениях.

Поэтому перед педагогами концертмейстерского класса стоит сегодня двуединая задача: создание новых программ, отвечающих современному подходу к профессии концертмейстера и разработка самостоятельной методики преподавания, что потребует коллектив­ных усилий всего концертмейстерско-педагогического сообщества.

Очевидно, что специфика предмета должна определять и мето­дику преподавания. И если работа с вокалистами и вокальным ре­пертуаром - особенность только концертмейстерского класса, то все что связано со сферой вокального ансамбля, с пением и работой с певцом должно стать определяющим для методики преподавания.

Как, с нашей точки зрения, должна строиться работа над во­кальным сочинением?

На предварительном этапе работа проходит без участия со­листа. Ее необходимо разделить на несколько заданий:

  • знать вокальную строчку, осмыслить словесный текст,
  • определить форму и характер произведения, если есть жанровая основа, то необходимо определить жанр музыкального произведе­ния (колыбельная, баркарола, полька, вальс, менуэт, марш и т.д.),

-   сыграть гармонический план произведения и вокальную строчку,

  • сыграть три строчки или спеть вокальную партию с собствен­ным аккомпанементом.

Как правило, это задание представляет собой определенную трудность для начинающих. В этом случае его можно упростить.

Например, сыграть партию левой руки и вокальную строчку - правой рукой. Или сыграть правой рукой вокальную строчку, а левой - гармоническую схему. Естественно, что все эти учебные задания необходимо давать на простом, доступном для учащегося материале.

Только после такой предварительной работы, которую со временем учащийся научится выполнять самостоятельно без по­мощи преподавателя, мы рекомендуем переходить к следующему, более сложному этапу - работе непосредственно с певцом.

Здесь, помимо художественных задач, стоящих перед всяким исполнителем, учащемуся необходимо будет учитывать и такие, как:

  • смена дыхания у певца (опытные концертмейстеры проставляют его в нотах), со временем вырабатывается понимание закономерно­стей дыхания, которое может зависеть от целого ряда обстоя­тельств (например, профессионального уровня певца, его состояния голоса, степени «распетости» и т.д.), в том числе и от игры пиани­ста, правильно выбранного темпа музыкального произведения;
  • особенности тесситуры того или иного голоса или голосового регистра; от этого зависят и динамика, и артикуляция и упот­ребление педали в партии фортепиано;
  • моменты отступления от основного движения (ферматы, цезуры и т.д.) при сохранении единого темпа произведения.

При этом следует иметь в виду и то, что все эти моменты не обязательно обозначены в нотном тексте и могут диктоваться как стилевыми требованиями того или иного композитора (например, «rubato» .у романтиков), так и особенностями интерпретации кон­кретного солиста.

Все вышеперечисленное - специальные навыки профессии концертмейстера, которые, с нашей точки зрения, могут быть по­ложены в основу методики преподавания концертмейстерского класса в среднем учебном заведении.

Прежде чем перейти к размышлениям по поводу вузовского обучения, необходимо остановится на таких видах работы в концерт­мейстерском классе, как «чтение с листа» и «транспонирование».

Не вдаваясь в методику преподавания этих разделов програм­мы (это может быть темой самостоятельной работы), хотелось бы высказать несколько соображений.

Чтение с листа, как известно, один из основных навыков кон­цертмейстера. Работая в очень большом репертуарном диапазоне, концертмейстер часто не имеет возможности выучивать заранее му­зыкальное произведение и должен играть его «сходу» или «с листа».

Нам; представляется, что обучение этому достаточно сложно­му для начинающих навыку, так же как и другие виды работы, должно происходить поэтапно, то есть его необходимо разделить на простые задания.

Можно начинать обучение чтению с листа не только с простых романсов и песен, но и с несложных инструментальных пьес, так как здесь учащийся не будет обременен дополнительно вокальной спецификой (словесный текст, дыхание певца, тесситурные слож­ности и т.д.).

К чтению с листа вокального репертуара целесообразно пере­ходить после того, как учащийся уже приобрел какой-то опыт работы с вокалистом в классе и на сцене, когда он уже оснащен основными приемами работы с вокальным сочинением.

На первоначальном этапе, учащийся обязательно получает время на предварительную подготовку 10-15 мин (без инструмента). За это время он должен мысленно:

  • прочитать название произведения и словесный текст;
  • определить тональность (количество знаков);
  • размер;
  • особенности формы (куплетная, трехчастная и т.д.), определить есть ли повторы музыкального материала;
  • области отклонений и модуляций из основной тональности;
  • особенности вокальной мелодии: взятие дыхания, тесситурные трудности (особо высокие или низкие ноты), область кульми­нации, возможные ферматы, ритенуто и отклонения от темпа;
  • мысленно проиграть и пропеть все произведение.

Только после всего этого сесть к роялю и сыграть произведение. Сначала без участия солиста - сольную партию может подыграть педагог, а затем, только после приобретения какого-то опыта- с солистом, так как реальное звучание инструмента или голосе будет дополнительно «сбивать» учащегося.

Транспонирование - это один из самых сложных навыков концертмейстера, который требует высокого профессионального уровня как педагога, так и учащегося.

Сначала необходимо уточнить, что мы подразумеваем под этим термином.

Речь идет об исполнении вокального сочинения не в той то­нальности, в которой оно изложено в нотах. Если у концертмейстера есть время для разучивания сочинения, он может заранее транспо­нировать произведение (современные компьютерные возможности могут значительно облегчить эту задачу), или найти ноты в нужной тональности. Казалось бы, проблема решена. Но в конкретной ис­полнительской практике нередки ситуации, когда транспонировать сочинение надо сразу, «сходу» или «с листа», и это представляет немалую трудность даже для опытного концертмейстера.

Ясно, что транспонирование сочинения заранее хоть и кро­потливое занятие, требующее немалого времени,— не является особым умением концертмейстера и лежит в области знания теории музыки и гармонии. С этим заданием могут справиться и теоретики, и композиторы, и дирижеры, то есть представители других му­зыкальных профессий, и оно не лежит в области музыкального исполнительства - это весьма существенный момент!

Несмотря на то, что раздел «транспонирование» входит во все программы по концертмейстерскому классу, среди педагогов и концертмейстеров нет единого мнения, нужен ли этот навык кон­цертмейстеру.

 

Читать работа полностью (оригинал работы):

Концертмейстерский класс: специфика предмета и особенности преподавания




Назад к списку

Комментарии
Очень полезная работа, раскрывающая все проблемы предмета "Концертмейстерский класс".
Виктория
преподаватель,
Музыкальный колледж

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*