Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаИ воспитание, и образование нераздельны.
Нельзя воспитывать, не передавая знания,
всякое же знание действует воспитательно.
Л.Н. Толстой
Что такое дифференциация? Это слово происходит от латинского differentia - различие, разделение. Что же разделяется в процессе обучения? Разделяются, а точнее, выделяются отдельные группы учащихся, обучение которых строится по-разному.
Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части. При этом каждая группа учеников, имеющая сходные индивидуальные особенности, идёт своим путём. Процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям.
Разделение учащихся на группы - существенный признак дифференциации, но не единственный. Другим, не менее важным аспектом является различное построение процесса обучения в выделенных группах. В условиях дифференциации обязательно должно происходить изменение процесса обучения. Данное положение подтверждается фактами педагогической практики, когда создание классов различного уровня подготовленности детей без внесения изменений в учебный процесс не давало результата: не наблюдалось развития мотивации учащихся, роста уровня усвоения знаний.
Таким образом, цель дифференциации обучения – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания образования.
Дифференцированное обучение способствует раскрытию индивидуальности, выявлению способностей и склонностей личности, предполагает актуализацию функций личностного выбора. В условиях дифференциации ученик определяет направления собственной реализации на основании собственных способностей, склонностей, интересов и выбирает ту образовательную траекторию, которая ему наиболее близка. Ясно, что самостоятельно осознанный выбор ученик может осуществить далеко не всегда в силу своих возрастных или определённых психологических причин. К такому выбору его нужно готовить специально организованной, направленной именно на это деятельности.
Важно рассмотреть соотношение понятий «дифференциация обучения», «дифференцированное обучение», «дифференцированный подход». Говоря о дифференциации обучения, мы делаем акцент на процессе внесения определённых изменений в ход учебного процесса для отдельных групп учеников. Дифференцированное обучение – результат таких изменений.
Большей общностью и неопределённостью обладает понятие «дифференцированный подход», который может быть определён как такой подход к процессу обучения, в русле которого предполагается дифференциация в различных видах и формах. В практике дифференцированный подход употребляется как синоним внутриклассной дифференциации. Когда говорят «дифференцированный подход к учащимся» это предполагает предъявление различных требований к различным группам учеников в овладении ими содержания образования.
Экскурс в историю дифференцированного обучения.
Дифференциация обучения, широко распространившаяся в современных школах, не является совершенно новым явлением. В России она имеет свою историю.
После революции идеи дифференцированного обучения были заложены в основу построения новой школы, в которой отмечалась возможность деления учащихся, начиная с 14 лет, на группы, преподавание в которых было только более окрашено в специфический цвет, а основные предметы оставались общими для всех.
Попытка дифференцировать учащихся по способностям сочеталась с курсом на трудовую подготовку. Наиболее характерным видом дифференциации советской школы 20 – 30-годов явилась профессионализация школы II ступени и введение профуклонов.
В 30 – 50-е годы был определён курс на единообразие школы, жесткую регламентацию всего учебно-воспитательного процесса. Эксперименты в области дифференцированного обучения прекратились.
Вновь активно идеи дифференциации стали разрабатываться в 50-е годы. Инициаторы этого эксперимента считали, что дифференциация должна способствовать улучшению подготовки молодёжи к практической деятельности.
Нужны были такие школы, чтобы и общее, и политехническое образование, и производственное обучение соответствовали интересам и склонностям учащихся. Необходимо было определить систему обучения в этих школах, формы и методы учебной работы, которые обеспечивали бы связь между образовательными предметами, специальной теоретической подготовкой и обучение производительному труду. В процессе разработки этих проблем и возникла система дифференцированного обучения.
В начале 70-х годов начался период застоя, когда дифференциация обучения оказалась ненужной.
В 80-е годы в практике в основном развивалась Внутриклассная дифференциация, представленная различными заданиями для учеников: различного уровня сложности, устраняющими пробелы в знаниях, обогащающими содержание учебного материала и др.
Конец 80-х, 90-е годы характеризовались резким подъёмом интереса педагогов к дифференцированному обучению. Это связано с постановкой в центр образовательного процесса личности каждого ученика, а следовательно, усиление внимания к развитию его склонностей и способностей.
В настоящее время период бурного увлечения идеями дифференцированного обучения прошёл, развитие дифференциации обучения в нашей стране входит в спокойное русло.
Проблеме дифференцированного обучения посвящено значительное количество работ, в которых рассматриваются общие и частные аспекты данной проблемы. Рассмотреть все работы, конечно, не представляется возможным. Остановимся только на тех исследованиях, в которых проблемы дифференциации ставятся наиболее широко.
Целостное направление – уровневая дифференциация (В.В.Фирсов, В.А.Орлов, В.М.Монахов), предлагающая осуществление дифференциации на основе определения нескольких уровней подготовки по предмету. Каждый ученик получает право и возможность самостоятельно определить, на каком уровне он усвоит учебный материал; единственное условие: этот уровень должен быть не ниже обязательной подготовки.
Дифференцированный подход к учащимся предполагает:
В психолого-педагогической, дидактической и методической литературе различают два основных типа дифференциации содержания обучения: уровневую и профильную.
(Дальше речь пойдёт об уровневой дифференциации.)
При уровневой дифференциации происходит деление коллектива на основе следующих показателей:
Сущность дифференциации стояла в поиске приёмов и способов обучения, которые индивидуальными путями вели бы всех школьников к одинаковому овладению программой. А эта задача не всегда разрешима.
Существует несколько авторских педагогических технологий дифференциации обучения:
Цели уровневой дифференциации состоят:
В основе моей работы по использованию дифференцированного подхода в обучении - идеи Фирсова, автора технологии «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов», Дьяченко В. К. , автора работы «Групповые технологии». По технологии Фирсова главным для своей работы выделяю: обучение каждого на уровне его возможностей и способностей и приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся. В работе В.К. Дьяченко «Групповые технологии» считаю важным использование в своей работе различных форм: групповой, парной и индивидуальной для обеспечения активности учебного процесса.
Таким образом, специально организуя учебную деятельность, можно добиться эффективного усвоения знаний.
Список использованной литературы.
Оригинал работы:
Повышение качества обучения путём дифференцированного подхода к обучающимся
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.