Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Управление внедрением инновационной модели методической службы колледжа

08.06.2012 493 1 3261
Крячко А.Н., директор

Ставропольский региональный многопрофильный колледж
Организационно-содержательной основой инновационной деятельности в нашем колледже стала реализация Программы Краевой опытно-экспериментальной площадки по теме «Компетентностный подход в методической работе колледжа как условие повышения качества профессионального образования» (2008-2011 гг.). Цель эксперимента состояла в том, чтобы разработать и апробировать основанную на компетентностном подходе модель методической системы колледжа, ориентированной на совершенствование профессионально-методической компетентности современного педагога, формирование его готовности к реализации компетентностного образования, в целях повышения качества профессионального образования.

Такая модель действительно была нами создана под руководством научного консультанта ОЭР кандидата педагогических наук, доцента СГУ С.В. Степанова.    В основу новой модели методической системы колледжа, выстраиваемой на принципах компетентностного подхода, была положена новая модель профессиональной компетентности преподавателя колледжа. В ней были выделены следующие компетенции: коммуникативная, психолого-педагогическая. методическая, предметная, исследовательская, готовность к саморазвитию.


В нашей модели методическая служба колледжа представлена как организационная форма методической системы образовательного учреждения, интегрирующая усилия администрации, методистов, преподавателей ОД и мастеров производственного обучения, воспитателей, психологов, социальных педагогов, других специалистов, участвующих в методическом сопровождении образовательного процесса.


Цель методической службы - обеспечить действенность системы внутриколледжного управления в организации, совершенствовании, развитии методической работы, направленной на развитие профессионального мастерства педагогов в целях повышения качества образования обучающихся в условиях реализации компетентностного подхода в образовательном процессе.


Организационным ядром модели стал Информационно-методический центр колледжа (ИМЦК) - центр инновационной, опытно-экспериментальной, творческой, сервисно-методической деятельности педагогов, их корпоративного общения и саморазвития; организационная форма взаимодействия методической и социально-психолого-педагогической деятельности. Основные задачи ИМЦК:

1. определение приоритетных направлений развития колледжа (совместно с Советом колледжа и педагогическим советом), организация работы по реализации решений педагогического совета по методическим вопросам;

2. координация опытно-экспериментальной работы в колледже, инновационной деятельности педагогов, организация научно-методической и творческой деятельности педагогов и обучающихся;

3. координация деятельности профессиональных методических формирований;

4. организация работы по развитию профессиональной компетентности педагогов; изучение, обобщение, популяризация передового педагогического опыта:

5. экспертно-диагностическое и информационно-аналитическое обеспечение образовательного процесса;

6. подготовка рекомендаций и предложений по совершенствованию учебно-воспитательной деятельности колледжа, повышению качества образования;

7. оказание методической помощи педагогам и другим специалистам колледжа;

8. разработка и коррекция учебных планов колледжа на основе реализуемых ФГОС, экспертиза рабочих программ и дидактических материалов педагогов и др.


В соответствии с реализуемыми задачами были образованы подразделения внутри службы. Одной из важнейших задач эксперимента стало внедрение компетентностной модели методической системы колледжа, что предполагалоосуществление следующих управленческих действий:

1) был подготовлен и издан приказ № 167-од от 15 сентября 2009 г. «О введении в действие новой структуры методической системы колледжа»

2) разработаны и утверждены положения, регламентирующие деятельность Информационно-методического центра колледжа (ИМЦК) и его структурных подразделений: «Положение об информационно-методическом центре колледжа», «Положение об опытно-экспериментальном отделе», «Положение о постоянно действующем семинаре», «Положение о Проблемной творческой группе», «Положение о социально-психолого-педагогической службе», «Положение об опытно-экспериментальной работе», «Положение о Службе мониторинга качества образования и его условий (СМКО)», «Положение о службе компьютерного обеспечения (СКО)», «Положение о кафедре», «Положение об ОЭР», «Положение о научно-методическом совете», «Положение о научно-методической службе», «Положение о педагоге-экспериментаторе», «Положение о школе передового опыта», «Положение о мастер-классе»;

3) сформирован персональный состав и спланирована структурных подразделений информационно-методического центра колледжа (ИМЦК) и творческих проблемных групп педагогов;

4) спланировано регулярное обсуждение хода и промежуточных результатов ОЭР на заседаниях педагогического совета колледжа.


Координация опытно-экспериментальной, инновационной деятельности
педагогов осуществляется через деятельность опытно-экспериментального и
информационно-методического отделов Информационно-методического центра колледжа (ИМЦК), работу кафедр, творческих проблемных групп педагогов постоянно действующего научно-методического семинара.


Деятельность опытно-экспериментального отдела ИМЦК направлена на координацию работы участников эксперимента по реализации программы ОЭР, подготовку материалов, статей, методических рекомендаций, отражающих ход, результаты, опыт организации ОЭР в колледже.


На заседаниях НМС заслушивались вопросы качества работы кафедр, организации и проведении научно-методических недель, проведения Дня качества, организации и проведения педсоветов.


С целью активного включения в инновационную деятельность педагогов колледжа ещё на первом этапе ОЭР была организована работа творческих проблемных групп по темам: «Формирование психологической компетентности педагогов колледжа», «Управление самостоятельной работой студентов»; «Повышение информационной компетентности ИПР»; «Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности преподавателей общеобразовательного цикла»; «Компетентностный подход в оценивании качества образования»; «Реализация компетентностного подхода в воспитательной деятельности».


В дальнейшем в ходе реализации программы ОЭР была организована работа новых творческих проблемных групп по темам: «Технология модульно-компетентностного обучения в профессиональном образовании», «Компетентностный подход на уроках производственного обучения»; продолжена работа Школы передового опыта. Творческими группами подготовлены и проведены 19 обучающих семинаров, в том числе «Приемы педагогической техники (ТРИЗ-педагогика)», «Барьеры педагогической деятельности», семинар по теме: «Особенности модульно-редуктивного обучения», «Диагностика, контроль и оценка творческого обучения» и др. В большинстве семинаров их организаторы и участники стремились найти средства и способы реализации компетентностного подхода.


В рамках Школы передового опыта проведены практические семинары «Как обобщить свой опыт работы» и «Учебно-исследовательские компетенции педагога и студента», мастер-класс «Методика индивидуально-рефлексивного обучения и воспитания» и др.


По мере внедрения новшеств, а также на заключительном этапе ОЭР проводилась диагностика с целью выявления условий эффективности. Ход и результаты ОЭР    постоянно обсуждались на заседании педагогического совета, которые носили продуктивный характер: «Имидж современного педагога как условие повышения профессиональной компетентности» (элементы деловой игры, работа в группах, демонстрация моделей, представление результатов исследований СПС)», педсовет-конференция «Анализ продуктивности методической, опытно-экспериментальной работы», «Результаты диагностики ИПР, проведенной в рамках ОЭР колледжа. Разработка и утверждение модели профессиональной компепетентности педагогов профессионального колледжа», «Задачи педагогического коллектива по реализации компетентностного подхода в подготовке конкурентоспособного специалиста», педагогический совет на основе кейс-метода «Условия и факторы обеспечения качества подготовки конкурентоспособного специалиста», «Мониторинг инновационных изменений в педагогической системе колледжа».


В целом реализация программы эксперимента способствовала накоплению и внедрению передового педагогического опыта по созданию и реализации инновационной модели методической службы колледжа, развитию профессионально-педагогического мастерства преподавателей, их готовности к реализации компетентностного образования, а в целом – повышению эффективности образовательной деятельности не только нашего учреждения, но и других учреждений НПО и СПО, так как на базе колледжа неоднократно проводились семинары краевого уровня на материалах нашей инновационной работы. Кроме того, по результатам ОЭР колледжем были подготовлены и изданы 3 методических пособия.

 

Список литературы:

  1. Гуров В.Н., Степанов С.В. Управление развитием и функционированием образовательных учреждений: Учебное пособие. В 2-х ч. Ч.1 – Ставрополь: Ставропольское книжное изд-во, 2003
  2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. Учеб.пособие. – М.:МПСИ, 2005
  3. Ильенко Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях. – М.: АРКТИ, 2003
  4. Научно-методическая работа как средство профессионального саморазвития учителя. Метод.рекомендации / Науч.ред.: В.В.Макаев. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2001



Назад к списку

Комментарии
ПРЕКРАСНЫЙ ДОКЛАД. ПОЧЕРПНУЛА МНОГО УМНЫХ МЫСЛЕЙ.
ЛАРИСА

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*