Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Педагогические технологии работы со слабоуспевающими и неуспевающими студентами на уроках естественных наук

26.09.2017 2660 4264
Алексеева Лидия Васильевна
Алексеева Лидия Васильевна, преподаватель

Михайловский экономический колледж-интернат

В  самом центре  России, одном их исторических и красивых мест Рязанской области,  расположено уникальное учебное заведение – ФКПОУ «Михайловский экономический колледж – интернат»  Министерства  труда и социальной защиты РФ. А уникальность его в том, что здесь живут, учатся и получают специальность студенты с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Получение среднего профессионального образования такими студентами является неотъемлемым условием их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества и эффективной самореализации в различных областях профессиональной деятельности. Однако, в силу разнообразных причин, в том числе особенностей здоровья, у большинства студентов с ОВЗ к моменту поступления в колледж  отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. И, как следствие, на первых порах возникает проблема неуспеваемости.

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Я не ошибусь, если скажу, что неуспеваемость – извечная «головная боль» педагогов, одна из основных учебных проблем. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового подростка,  который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных годах учёбы разбиваются о первые "двойки", у студента  сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным", что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие студенты начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается отсутствие у воспитанника  наработанных общеучебных  умений и навыков,  комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям учебного заведения, общества.

Я считаю, что педагогическая запущенность одна из причин слабой успеваемости студентов первого года обучения. По выражению выпускников нашего региона на многих из них в школе махнули рукой, считая неперспективными. Отсюда неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду, пробелы в воспитании, неорганизованность. А выпускники с ограниченными возможностями здоровья, обучаясь на дому, часто недополучали того минимума знаний, необходимых для продолжения обучения специальности.

Вот такой контингент поступает в наш колледж на первый год обучения, в наши опытные и доброжелательные руки. Почему я говорю так пафосно,  на это есть причины: очень отрадно видеть в будущем выпускников – готовых специалистов, имеющих не только современные знания, но и умеющие их применить на практике.  Однако вернёмся к сути вопроса – работе с отстающими и слабыми студентами.

Долг педагога – средствами своего предмета предоставлять разнообразные возможности для развития личности студента и отмечать все их успехи, создавая тем самым стимулы к продолжению обучения. Успешная организация учебной работы и активизация учения студентов немыслимы без чуткого отношения к ним и умелого индивидуального подхода. В силу особенностей учебной деятельности слабых студентов  нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на их жизненный опыт, а также щадящая учебная нагрузка.  Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе преподавателя.

В своей статье Америки я открывать не буду, а расскажу лишь о моей работе, которая,  несомненно, перекликается с работой каждого из педагогов колледжа. Как и всех у меня бывают и текущие, и итоговые неудовлетворительные оценки, но следует помнить, что каждая такая оценка прежде всего ставится самому себе, значит где – то не доработал.

Химия  является базовым  предметом  учебного плана: она обеспечивает изучение других дисциплин, занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления. Практические умения и исследовательские навыки, полученные на уроках химии, будут  необходимы для трудовой и профессиональной подготовки студентов. При обучении химии формируются умения и навыки умственного труда, планирования своей работы, поиска рациональных путей ее выполнения, критической оценки результатов.

Получая группу на обучение, я уже на первом уроке знакомлюсь со студентами, узнаю,  как и  где они учились, чтобы провести своевременную диагностику качества их знаний по предмету.

Входной контроль

На первом уроке провожу тестовый контроль остаточных знаний, чтобы определить на какой стадии находится студент, чтобы мотивировать обучающихся, чтобы показать им перспективы роста и показать зону ближайшего развития. И, необходимо добавить, что контроль остаточных знаний чаще всего показывает их недостаточность.   Работаю в образовании я давно, поэтому руки не опускаю, а получаю только поле деятельности. Ставлю задачу: помочь студентам осознать необходимость получения новых знаний, развивать ответственность, поддерживать уверенность воспитанников  в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку. И, самое главное я считаю, это:

  1. работа с неуспевающими студентами должна быть системной;
  2. любой этап работы должен  быть мотивированным;
  3. любая деятельность студентов должна систематически контролироваться;
  4. и, наконец, – принцип Макаренко: разумное сочетание доброты и требовательности.

Для решения диагностированных проблем в разные периоды своей педагогической деятельности применяла разные педагогические технологии.

Такие как:

  • -дифференциация и индивидуализация в обучении;
  • -развивающее обучение;
  • -проблемное обучение;
  • -исследовательские методы обучения;
  • - проектные методы обучения;
  • - обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
  • -информационно-коммуникационные технологии.

Остановимся на некоторых из них.

Дифференцированный подходОчень часто в наших глазах, как правило, все неуспевающие студенты на одно лицо. Но следует помнить, что  степень обученности у всех воспитанников разная, поэтому без дифференцированного подхода в обучении не обойтись. Дифференцированный подход   осуществляю  на любом из этапов урока, в частности:

-При проверке домашнего задания – это  разные виды опроса, разный дидактический материал, разное поощрение. Для слабых учащихся даю   больший промежуток времени.

-При изложении нового материала - более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала, привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов; привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным студентом, частая смена видов деятельности на уроке, обязательная алгоритмизации деятельности, многократное проговаривание  и закреплении  материал урока.

-При закреплении -   обязательная самостоятельная  работа.

Развивающее обучение. Любой педагог знает, что заинтересовать студента  учебной деятельностью трудно, но если интерес есть, то положительный результат обеспечен. Главное - создание развивающей среды в группе. Я использую для этого самостоятельное определение студентами темы и цели урока, форм и способов работы, самостоятельное осуществление разных видов работы. Главное в работе со слабыми студентами  – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, студенты  сами болезненно переживают свои неудачи.  Поэтому  при объяснении нового материала, при закреплении излагаю  материал так, он способствовал  формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения.  Например, при изучении темы «Деление клетки» студентам предлагается назвать не менее пяти черт сходства и отличия процессов деления соматических и половых клеток.

Проблемное обучение. Подробнее остановлюсь на технологии проблемного обучения. В основе использования данной технологии лежит преобразование студентами информации, которую я предлагаю на уроке, в личностно значимую. Данное преобразование включает следующие составляющие: решение проблемных ситуаций; использование исследовательского подхода при изучении учебного материала; связь учебной информации с жизненным опытом студентов.

Способов создания личностно значимой проблемной ситуации существует несколько, главное, чтобы возникал конфликт между знанием и незнанием: создание личностно значимой проблемной ситуации с необходимостью ответа на вопрос «почему?», демонстрация живых объектов с необходимостью ответа на вопрос «почему?»,  вопросы, опирающиеся на жизненный опыт студентов; рефлексия студентов, для которых данная ситуация личностно значима и т.д. Например, вопрос: «Как объяснить, что при профилактических прививках в организм вводят бактерии, которые как раз и вызывают заболевание?» Слабые студенты  привлекаются  к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным студентом.

Исследовательские методы обучения. Среди предметов  общеобразовательного курса химия оставалась и остается одной из самых трудных учебных дисциплин.  Вначале интерес студентов к данной дисциплине сравнительно высок, это связано с большим количеством опытов, новизной предмета. Но по мере увеличения объема материала интерес к предмету резко падает, что связано с излишней фундаментальностью курса химии, абстрактностью вводимых понятий. Для поддержания мотивации предмета я  ввожу  элементы исследовательского обучения, что позволяет искать новые знания, проводить эксперимент, сопоставлять факты, делать выводы, осуществлять активный диалог со студентами, их  между собой, то есть стимулировать процесс поисковой активности студентов. Работа ведется в нескольких направлениях. Одно из направлений - химический эксперимент. Практика использования  элементов исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время, служит отправной точкой к возникновению интереса к химической науке.

Проектные методы обучения. Современному педагогу в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов и рассматривается как способ актуализации и стимулирования их познавательной деятельности.  Что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися. Как часто мы  слышим  вопрос: «Зачем мы это изучаем?» Ответьте на него, предложив поработать над проектом. Многие двоечники проводят всё свободное время, а часто и учебное, за компьютером. Так,  почему бы нам этим не воспользоваться, и не обратить это их увлечение в нужное русло и не предложить сделать презентацию одной из тем учебной программы? Такая работа способствует воспитанию самостоятельности, трудолюбия, творческого отношения  к учёбе, уверенности в себе, повышение своей самооценки. Я говорю студентам, что самые лучшие проекты я буду использовать в работе с другими группами, что повышает их самооценку.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); игровые технологии. Решению проблем отставания в учёбе служит и используемая мною поурочная система работы, основанная на личностно – ориентированной педагогике и использование такой базовой технологии, как обучение в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Метод обучения в команде – как вариант обучения в сотрудничестве. Очень часто я использую решение задач в малой группе, что позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Появляется уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет слабому студенту в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д. Даже индивидуальная самостоятельная работа для слабых студентов становится как бы частицей самостоятельной коллективной работы. Они используют знания, полученные и обработанные всей группой. Обучающиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому студенту приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, педагогов  он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что педагог  рад его успехам, или огорчён его неудачами. Путём правильной тактики опросов и поощрений. Такой вид работы позволяет студентам формировать коммуникативную компетенцию, что положительно сказывается на интересе к предмету.

Через технологию игровых форм обучения можно решать вопросы формирования устойчивого интереса к организованности (умению не только командовать, но и разумно подчиняться), здесь проявляются активное участие в уроке каждого студента и индивидуальную ответственность его за   результаты учебного труда. Хорошо организованные игры имеют большой воспитывающий потенциал.

Информационно-коммуникационные технологии. Особо хочется остановиться на использовании  ИКТ, Интернет – ресурсов. Можно сказать, что сейчас это основа почти всех педагогических технологий. Современные студенты в подавляющем своем большинстве прекрасно пользуются интернетом,  нежели печатными носителями. Поэтому стараюсь максимально использовать информационно-коммуникационные технологии;  как  во время аудиторных занятий, так и для выполнения самостоятельной работы. В условиях быстрого старения информации в рамках традиционного очного обучения современные информационные технологии открывают новые перспективы для повышения эффективности образовательного процесса и активизации познавательной деятельности даже слабых обучающихся, развитию их умственных способностей. Большое влияние уделяется умению  самостоятельно приобретать  знания из разных источников, работать с информацией, применять усвоенные знания на практике, взаимодействовать с преподавателем   и другими студентами. Так с этого учебного года  в связи с увеличением доли внеаудиторной самостоятельной работы и сокращением часов на обязательную аудиторную подготовку использую технологию кейса: опережающее студентам даётся задание-кейс с вводной информацией и вопросами по теме, например, «Вода».

В настоящее время  в образовательной практике чрезвычайно высок интерес к природной поисковой активности воспитанника как важнейшему образовательному ресурсу. Это обстоятельство вызвало к жизни принципиально новое для российского образования явление – исследовательское обучение, где приоритетные позиции занимает познавательная активность самого человека.

Студенты собирают информацию, обрабатывают её, на уроке сдают отчёт преподавателю, а знания используются в процессе изучения нового материала. Слабым студентам даю более подробное объяснение последовательности выполнения задания и предупреждаю о возможных затруднениях. Поверьте, с работой на оценку «Хорошо» справляются даже откровенно слабые и недисциплинированные студенты.

Очень эффективными, наглядными и содержательными являются медиа-уроки. Так, мною проводятся интерактивные уроки-лекции по биологии с использованием компьютерных дисков Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: мультимедийные уроки, медиаиллюстрации, тренажёры. На этих уроках обилие исчерпывающей  информации вызывает интерес, а это, как вы знаете, один из мотивов для обучения слабых студентов.

Проблема неуспеваемости среди студентов была и будет актуальна в современном обществе.  Для того, чтобы сохранить контингент студентов и необходима совместная и плодотворная работа с неуспевающими студентами. Если работа будет выполняться на сто процентов, то можно будет в несколько раз уменьшить число неуспевающих студентов и сохранить контингент студентов, поступивших в колледж.

Мы не можем дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но  в состоянии дать студенту основные базовые ориентиры основных знаний. Мы можем и должны развить познавательные интересы и способности студента, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самообразования.  Поэтому девизом моей работы являются слова: Развитие. Уверенность. Успех. Именно этому я пытаюсь научить своих студентов.

 

Литература:

1.Николаева Е. А. Неуспевающие студенты как психолого-педагогическая проблема; -Молодой ученый. — 2015,  №3, с. 824-827.

2.Поташник М. М. Требования к современному уроку: Методическое пособие — М., 2008.

3.Хромов. Н.И. Методы обучения детей с различными типами обучаемости. – М.: Айрис пресс, 2007.

 

Оригинал работы:

Педагогические технологии работы со слабоуспевающими и неуспевающими студентами на уроках естественных наук




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*