Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Урок по истории. Тема урока: «Новая экономическая политика»

07.06.2012 763 5628
Железнова Наталья Львовна
Железнова Наталья Львовна, преподаватель высшей категории кафедры общественных дисциплин

Ставропольский региональный многопрофильный колледж
План урока.

Место занятия  в теме, разделе, курсе


Тема занятия «Новая экономическая политика» изучается на II курсе, во II полугодии. Относится эта тема к разделу «Советская страна в 20-30 гг. XX века» (10 ч.) и изучается 2 часа.


Дисциплина: история.                                       

Тема урока:  «Новая экономическая политика».

Тип урока: урок углубления  и систематизации знаний.

Время занятия: 80 минут.

Цель урока: формирование коммуникативных, предметных и социальных компетенций студентов по теме «НЭП».

Задачи для преподавателя:

  • создать условия, пробуждающие самообразовательную активность обучающихся;
  • обеспечить эмоциональную поддержку для успешного обучения;
  • обеспечить проверку  и оценку знаний и способов деятельности обучающихся.

Задачи для обучающихся:

Образовательные:

  • углубить и систематизировать представления обучающихся о сущность новой экономической политики, сменившей политику военного коммунизма, различать экономическую политику советского правительства в разные периоды 20-х гг. XX века.

Развивающие:

  • способствовать умению анализировать, сопоставлять исторические явления и события, делать самостоятельные  выводы;
  • развивать логическое мышление, умение работать с историческими документами;
  • развивать коммуникативную компетенцию.

Воспитательные:

  • способствовать формированию научного мировоззрения;
  • способствовать воспитанию патриотизма, интереса к отечественной истории.

Методическая  цель: показать технологию проведения урока по углублению и систематизации знаний с элементами деловой игры.


Методы и приемы:

1) методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приемы: беседа, рассказ, дискуссия);

2) методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (приемы: презентация, видеоролики);

3) методы передачи информации с помощью практической деятельности (практическая работа в группах, составление сравнительных таблиц);

4) методы стимулирования и мотивации учащихся (приемы: создание проблемной ситуации, проблемное изложение, частично-поисковая деятельность, групповая исследовательская деятельность, создание ситуации взаимопомощи);

5) методы контроля (приемы: фронтальный опрос, самооценка)


Принципы: историзма, последовательности, доступности, развития личности, коллективизма.

Форма организации работы на занятии:  групповая, индивидуальная.


Средства обучения:

  • компьютер, проектор, экран;
  • дидактические материалы для каждой группы;
  • опросник для рефлексии

Межпредметные связи: всеобщая история, литература, Ставропольский край в истории России, экономика.


Требования к знаниям студентов:

  • студенты должны знать причины недовольства большей части населения политикой большевиков после завершения Гражданской войны, сущность мероприятий «военного коммунизма», сущность мероприятий НЭПа, противоречия НЭПа.
  • студенты должны уметь характеризовать исторические события, работать с историческими документами, характеризовать исторических деятелей соответствующей эпохи, использовать принципы причинно-следственного, временного, пространственного анализа, участвовать в групповой исследовательской работе, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, организовать работу группы.


3. Структура и методический инструментарий занятия.

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Методические приемы

Деятельность

обучающихся

I. Организационный  этап.

1. Приветствие.

2. Определение отсутствующих.

3. Проверка подготовленности кабинета и обучающихся  к занятию.

4. Организация обучающихся  в рабочие группы.

5. Ознакомление с оценкой деловой игры (Игровые денежные единицы –«червонцы», 10 «червонцев» =1 балл )

Техническая минутка.

1. Приветствие преподавателя.

2. Доклад старосты.

3. Обучающиеся  готовятся к занятию.

4. Обучающиеся  делятся на 3 группы.

 

 

 

 

 

II. Этап актуализации знаний, мотивации и целеполагания.

1.Преподаватель актуализирует знания обучающихся  и готовит их к мотивации и целеполаганию.

2012 год объявлен  в нашей стране годом истории. Я думаю, что это не случайно. Наша отечественная история, будучи оружием в руках идеологов разного толка неоднократно «переписывалась», трактовалась в угоду правящим партиям и правителям. В условиях демократического развития страны у нас появилась возможность дать объективную оценку событиям нашей истории. Сегодня мы углубим и обобщим наши знания по теме «НЭП», дадим оценку этой экономической политике, выясним,  была ли«Новая экономическая политика» - путём к демократическому социализму или попыткой советского правительства удержать власть? (проблемный вопрос занятия)

2. Преподаватель формулирует вопросы:

а) Что такое Гражданская война?

б) Назовите хронологические рамки Гражданской войны.

в) Как называлась экономическая политика советской власти в годы гражданской войны?

г) В чем сущность «военного коммунизма»?

д) Кто больше всего страдал от «военного коммунизма»?

3. Обобщающая информация преподавателя:

• События I мировой войны, революций 1917 г. вызвали глубокий кризис в экономике.

• Политика «военного коммунизма» возникла как система чрезвычайных мер в условиях Гражданской войны, но партия большевиков рассматривала «военный коммунизм» как рывок к новому, социалистическому обществу.


3. Привлечение обучающихся  к целеполаганию:

Каковы же цели нашего занятия

Метод  

эвристической беседы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация слайда

 

 

 

Демонстрация слайда

 

 

Демонстрация слайда

 

 

Фронтальный опрос.

1. Обучающиеся знакомятся с информацией преподавателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся записывают вопрос в технологических картах занятия (Приложение1)

 

 

 

2. Обучающиеся  отвечают на поставленные преподавателем вопросы.

а) Классовая война в рамках одного государства.

б) 1918-1920

в) Политика «военного коммунизма».

г) Продовольственная развёрстка в деревне; запрещение свободы торговли; национализация промышленности;

централизация управления экономикой;

трудовая мобилизация;

натуральная оплата труда.

д) Крестьянство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

• В российском обществе зрело недовольство сложившейся ситуацией.

• Следствием войн и революционных потрясений

явилась экономическая разруха

• Промышленное производство по сравнению с довоенным сократилось в 7 раз, с/х – в 3 раза.

• Рост преступности.

• Большевистское руководство пытается решить проблемы дальнейшей централизацией всей экономики.

• Голод в Поволжье.

• Рост беспризорности.

• В 1920 г. создаётся под председательством Г.М.Кржижановского комиссия по электрификации России - ГОЭЛРО

• Февраль 1921 г. ГОЭЛРО преобразуется в Госплан.

• Все эти меры дают мало результатов.

Начинаются выступления крестьян – «малая гражданская война» (Преподаватель акцентирует внимание обучающихся на лозунгах  восставших)

• Кронштадтское восстание.

Преподаватель задаёт вопросы по  документу:

• Кто участвовал в Кронштадтском восстании?

• Чем были недовольны восставшие?

• Какие требования выдвинули восставшие?

4. Преподаватель подводит обучающихся к формулировке целей занятия.

Почему, несмотря на силовое подавление восставших, Ленин меняет политику «военного коммунизма» на Новую экономическую политику? Каковы цели нашего сегодняшнего занятия?

Преподаватель предлагает познакомиться обучающимся с планом занятия:

  1. Введение НЭПа.
  2. Первые итоги НЭПа.
  3. Противоречия НЭПа.

 

 

 

 

Метод эвристической беседы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация слайда

 

Демонстрация слайда

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация видеоролика о Тамбовском восстании.

 

 

Работа с историческим документом «Из воззвания революционного комитета матросов, красноармейцев и рабочих Кронштадта «За что мы боремся» от 7 марта 1921 г.»

 (Приложение 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация слайда

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Обучающиеся делают выводы о причинах восстаний крестьян, солдат и матросов и оценивают методы подавления восстаний  советским правительством.

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся зачитывают документ и отвечают на вопросы преподавателя.

 

 

4. Обучающиеся формулируют цели занятия:

• Сформулировать сущность НЭПа и сравнить НЭП с «военным коммунизмом»

• Рассказать о первых итогах НЭПа.

• Найти противоречия НЭПа.

• Сделать вывод  была ли «Новая экономическая политика» - путём к демократическому социализму или попыткой советского правительства удержать власть?


III. Этап применения и закрепления изученного материала

 

1. Преподаватель организует работу в группах. Формируется 3 группы:

1 группа«Аналитики», изучают проблему «Сущность НЭПа» и сравнивают НЭП с политикой «военного коммунизма», работают с историческими терминами и иллюстрациями.

2 группа  - «Экономисты», изучают первые итоги НЭПа и делают выводы об изменениях в жизни общества, работают с текстом учебника, фрагментом рассказа М. Булгакова «Торговый ренессанс», историческими терминами и  изучают документ - отрывок из учебника А. Кругова «Ставропольский край в истории России»

3 группа  - «Политологи», изучают сущность противоречий НЭПа.

2.Преподаватель организует закрепление материала и предлагает ответить на проблемный вопрос занятия: была ли «Новая экономическая политика» - путём к демократическому социализму или попыткой советского правительства удержать власть?

 

3.Преподаватель предлагает обучающимся выполнить тест  в технологических картах занятия.

 

4.Преподаватель организует рефлексию занятия

Демонстрация слайда.

Групповая работа с  заданиями.

Организуется деловая игра.

Студенты делятся на «Аналитиков»

«Экономистов» и

«Политологов».

Группы изучают материал §14 учебника Н.В.Загладина, С.И.Козленко. История Отечества. XX – начало XX в. и документы (Приложение 2), таблички с новыми терминами.

Обобщение и выводы.

Демонстрация слайда

 

 

 

 

Выполнение тестового задания.

 

 

Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

1. Обучающиеся знакомятся с содержанием учебника по соответствующим проблемам, изучают документы и излагают свою точку зрения, делают самостоятельные выводы.

в качестве оценки обучающиеся получают от преподавателя игровые денежные единицы - «червонцы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Обучающиеся делают обобщение по проблемному вопросу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Обучающиеся выполняют тест  в технологических картах занятия

 

4. Обучающиеся проводят рефлексию занятия.

 

 

IV.   Этап подведения итогов.

Подводит итоги урока. Предлагает подсчитать количество «червонцев», «заработанных» обучающимися на занятии.

Выставляет отметки, благодарит за участие в уроке.

Метод оценки знаний и участия в уроке.

Приём создания успешности.

Обучающиеся  подсчитывают количество заработанных «червонцев» и получают отметки.

V. Домашнее задание

Преподаватель предлагает обучающимся подготовить сообщения о Зиновьеве Г.Е., Сталине И.В., Бухарине Н.И, Чаянове А.В.

§14 Учебника  Н.В.Загладина, С.И.Козленко. История Отечества. XX – начало XX в, письменно вопросы 4 и 5.

Демонстрация слайда.

Опережающее задание.

Обучающиеся записывают опережающее задание и домашнее задание в тетрадях.

 

 

 


Приложение 1

Технологическая карта занятия по теме

 «Новая экономическая политика»

Цели занятия:

• Сформулировать сущность НЭПа и сравнить НЭП с «военным коммунизмом»

• Рассказать о первых итогах НЭПа.

• Найти противоречия НЭПа.

• Сделать вывод была ли«Новая экономическая политика» - путём к демократическому социализму или попыткой советского правительства удержать власть? (Проблемное задание)

План занятия:

1. Введение НЭПа.

2. Первые итоги НЭПа.

3. Противоречия НЭПа.


Задание для I группы«Аналитики».

 1. Изучить проблему «Сущность НЭПа» и сравнить НЭП с политикой «военного коммунизма», стр. 137-139 учебника.

“военный коммунизм”

НЭП

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

 

 

2. Объяснить следующие исторические термины: кооперация, нэпман, денежная реформа, золотой червонец.

Приложение 2

 

Из воззвания Временного революционного комитета матросов, красноармейцев и рабочих Кронштадта

«За что мы боремся» от 7 марта 1921 г.


«... совершая Октябрьскую революцию, рабочий класс надеялся достичь своего раскрепощения. В результате же создалось ещё большее порабощение личности человека.


 Власть полицейско-жандармского монархизма перешла в руки захватчиков, коммунистов, которые трудящимся вместо свободы преподносили ежеминутный страх попасть в застенок «чрезвычайки», во много раз превзошедшей жандармское управление царского режима.


штыки, пули и грубый окрик опричников из ЧК – вот что после многочисленной борьбы и страданий приобрёл труженик Советской России.


...Рабочих при помощи казённых профессиональных союзов прикрепили к станкам, сделав труд не радостью, а новым рабством. На протесты крестьян, выражающиеся в стихийных восстаниях, и рабочих, вынужденных самой обстановкой жизни к забастовкам, они отвечают массовыми расстрелами и кровожадностью, которой им не занимать – стать от царских генералов...


Восставший трудовой народ понял, что в борьбе с коммунистами, воздвигнутым или обновлённым крепостным правом не может быть середины. Надо идти до конца. Они как будто делают уступки: в Петроградской губернии снимают заградительные отряды, ассигнуется 10 миллионов золотом на закупку продуктов за границей. Но не следует заблуждаться, за этой приманкой скрывается железная рука господина, диктатора, который хочет, выждав успокоения, сторицей возместить свои уступки...


Здесь, в Кронштадте, положен первый камень третьей революции, сбивающий последние оковы трудовых масс и открывающий новый широкий путь для социалистического творчества».


Литература:

  1. Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров. История Отечества XX – начало XXI века, учебник для 11 класса общеобразовательных учебных заведений, М., «Русское слово», 2006 г.
  2. Бухарева Н.Ю. История 11 класс, поурочные планы по учебнику Н.В.Загладина, С.И.Козленко, С.Т.Минакова, Ю.А.Петрова. История Отечества XX – начало XXI века, Волгоград, «Учитель», 2011 г.
  3. Лукьянов М.Н., Россия 1917-1941 гг., Документы. Материалы. Комментарии. Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь: ПГУ, 1993 г.
  4. А.И.Кругов. Ставропольский край в истории России, М. Русское слово, 2006 г.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*