Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Доклад на тему: Применение игровых технологий в преподавании латинского языка

21.09.2017 286 461
Шаталина Раиса Ивановна
Шаталина Раиса Ивановна, преподаватель

Тульский областной медицинский колледж

Обучение основам латинского языка с медицинской терминологией является одним из составляющих элементов медицинского образования в Российской Федерации. Согласно ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело,31.02.01 Лечебное дело, дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» относятся общепрофессиональному циклу и изучается на I и II курсе. Главные цели преподавания дисциплины – подготовить терминологически грамотно медицинского работника среднего звена, сформировать его профессиональную языковую культуру.

В настоящее время изучение латинского языка в медицинском колледже продолжается в течение двух семестров.

Программа учебной дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» включает основы языка:

  • Правила чтения и постановки ударения;
  • Пять склонений имён существительных;
  • Согласование имён прилагательных с существительными;
  • Терминологическое словообразование;
  • Частные отрезки в названиях лекарственных средств;
  • Выписывание рецептов;
  • Лексический минимум (глоссарий);

Необходимо отметить, что изучение латинского языка в колледже носит практическую направленность. Так, в процессе изучения общепрофессиональных («Фармакология», «Анатомия и физиология человека» и др.) и специальных дисциплин студенты сталкиваются с терминами, понимание которых темно связанных со знанием латинского языка. Например, не знания языка, очень сложно поставить все слова анатомического термина типа lobus glandulae thyroideae dexter в нужную падёжную форму и на нужное место. Для того чтобы грамотно разбираться в таких медицинских терминах, как проктология, артрит, цефалгия и др., необходимо знания латинского языка.

Привлечение игры как приёма обучения есть действенный инструмент управлению учебной деятельностью по овладению иностранным языком, в том числе и латинским. В отличии от игр вообще, педагогическая игра- это вид деятельности, характеризующим ей педагогическим результатом, а также учебно -познавательной деятельностью. Цель игры – проявить интерес к познанию, науке, учению. В игре воссоздаются предметное и социальное содержание деятельности, моделируются системы отношений, адекватные условия формирования личности.

Как педагогическая технология интересна тем, что создаёт эмоциональный подъем, делает процесс обучения занимательным, создаёт у студентов бодрое рабочее настроение, облегчает преподавание трудностей в усвоении материала. Игра рационально дополняет традиционные формы и методы обучения, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего  учебного процесса.

Игра повышает интерес обучающихся к занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет студентам получать и большое количество информации. Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении, поскольку представляет собой «цепочку проблемных вопросов практического, коммуникативного характера. В игру познавательного, включаются викторины, проблемные ситуации, элементы мозгового штурма.

С помощью игры можно снять психологического утомление, ее можно использовать для мобилизации умственных усилий студентов, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания ситуации успеха на занятиях. Для участия в игре не требуется репетиций, иначе теряется новизна предстоящей игровой деятельности. Это является источником постоянного интереса играющих к событиям в игре.

Учитывая вышесказанное, следует цели преподавателя:

  • Заинтересовать студентов;
  • Повысить мотивацию к изучению латинского языка;
  • Выбрать наиболее эффективные методы и поисков обучения, способствующие активизации познавательной деятельности обучаемых, развития мышления и активности.

Один из путей решения – внедрение игровых технологий в учебный процесс. Рассмотрим отдельные примеры игр и игровых упражнений, которые целесообразно применять на знаниях по латинскому языку.

  1. Игра «собери буквы»

Цель – закрепить знание латинского алфавита

Группа делится на 2 команды. Каждая получает набор «шаров» (цветных кружков) с буквами латинского алфавита. Задача – разместить «шары» в алфавитном порядке. Выигрывает та команда, которая закончит выполнение задачи первой.

  1. Игра « перепутанные слова»

Цель – отобрать лексические единицы по теме « названия анатомических терминов» (возможны варианты).

Оборудование: список слов с переставляемыми буквами, карандаши и бумага, проектор и доска.

Студентам даётся список перепутанных слов на доске, проекторе или бумаге. Предлагается расшифровать слово. Первый, кто справится со всеми словами, побеждает. 

Длина списка зависит от времени, выделенного на игру. Слова должны быть знакомыми. Список можно ограничиться категорией значения слов, например, только анатомические или клинические термины, названия лекарственных растений, препаратов, заболеваний.

GUILAN

LINGUA

MOBADNE

ABDOMEN               

  1. Игра «Команды»

Цель – повторить повелительное наклонение глагола в латинском языке.                      Оптимальный размер группы – 10-15 человек  Группа разбивается на две подгруппы (А и В). Студенты (подгруппы А) по очереди дают команды своим оппонентам (подгруппа В). Одно очко присваивается за правильно данную команду и одно – за правильно выполненное действие. Сложность отдаваемых команд зависит от уровня знаний студентов.         

Например:                

А1: Da tincturam!

В1: Изображает действие.

В2: Recipe tabulettam.

А2: Изображает действие.

Общеизвестно, что традиционная практика заучивания иноязычных терминов является трудоемкой задачей. В связи с этим в процессе обучения целесообразно использовать новые формы и методы, способствующие интенсивному усвоению материала в процессе активного решения различных учебных проблем. Постановка таких проблем в виде познавательных вопросов, а также заданий с элементами поисковой деятельности побуждает студентов к самостоятельному нахождению ответа на поставленные учебные  проблемы. При этом процесс активизации обучения усиливается, если изложение учебного материала организованно поэтапно:

  1. Теоретическое изложение материала.
  2. Закрепление материала на практике, а также в ходе самостоятельной работы

Так, при изучении темы «Терминологическое словообразование.

Терминоэлементы (ТЭ). Клиническая терминология» студентам

Предлагается комплекс индивидуальных и фронтальных заданий по схеме

«образуйте – напишите –объясните» с целью дальнейшего закрепления материала.

1.Образуйте термины с заданным значением:

Рассечение:

Удаление:

Боль:

Заболевание

- Позвонка;

- Легкого;

-        сердечная;

-      почек;

- Желудка;

- Селезенки;

-       мышечная;

-      сердца;

- Почки;

- Миндалин;

-    в суставах;

-     нервов;

- Мочевого              пузыря

- Желудка;

-    в языке

-     молочных желез

2.Логическая догадка.

Русское слово

Латинский термин

Греческий ТЭ

Название воспаления

Желудок

Ventriculus

Gastr-

Gastritis

Кишка

?

?

?

Рот

?

?

?

3.Объясните, что изучают данные разделы наук, предварительно написав латинский эквивалент, разработав по ТЭ:

  1. Кардиология.
  2. Остеология.
  3. Биология.
  4. Гастроэнтерология.
  5. Краниология.
  6. Гинекология.

4.Напишите латинский эквивалент и объясните значение ТЭ:

  1. Отит.
  2. Дерматит.
  3. Дерматоз.
  4. Меланома.
  5. Гематурия.
  6. Физиотерапия.

5.Переведите на латинский язык термины с заданным значением:

Расстройство мочеиспускания, расширение бронхов, множественное воспаление суставов, водобоязнь, желудочное кровотечение, опухоль, почки, врач-специалист по сердечным заболеваниям, инструментальный осмотр влагалища, малокровие.

6.Образуйте термины из заданных элементов ( приставка, корень, суффикс):

Neur-itis-poly

Osis-hyper-thyr

Metr-endo-it is

Таким образом, использование игровых технологий и элементов проблемного обучения на занятиях стимулирует личностную активность студентов развивает познавательные процессы, способствует формированию компетенции, которыми должны обладать студент-медик:

  • Способность и готовность к использованию знаний медицинской терминологии (анатомической, клинической, фармацевтической) а профессиональной деятельности.
  • Умение использовать на практике терминологию по естественнонаучным, медико-биологическим и клиническим наукам в различной деятельности;
  • Готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации из различных источников;
  • Готовность к самостоятельной и индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции.

Медикам известна пословица –

«Non est medicina sine linqua Latina» (Непроходим путь в медицине без латинского языка). С этим нельзя не согласиться. Латынь, являясь языком медицины, помогает врачам всего мира понимать друг друга. Все международные, научные, медицинские термины, названия лекарственных препаратов, оформления рецептов – это латынь. Именно поэтому изучение латинского языка в медицинских колледжах и институтах является необходимым.

                  

Литература:

  1. Городкова Ю.И. Элементы латинского языка и основ медицинской терминологии: Учебник.-2е изд., доп.-М.:Медицина, 2009
  2. Валк Е.В. Игровые технологии в преподавании латинского языка в ссузе//Учебно-методическая работа. Приложение. 2010. № 1.-с.83
  3. Толковый словарь медицинских терминов. – Сочи, 1991.
  4. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии: Учебник.-М.: ЗАО «ШИКО», 2007.
  5. http://latinsk.ru

 

Оригинал работы:

Доклад на тему: Применение игровых технологий в преподавании латинского языка




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*