Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Система социального партнёрства в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения

07.06.2012 327 2586
Кузнецова Ольга Васильевна, заместитель директора по учебно-методической работе

Профессиональный колледж г. Железногорска-Илимского Иркутской области
Необходимость социального партнерства в образовании вызвана непрерывным процессом нарастания социального и культурного разнообразия в современном обществе. В современных социально-экономических условиях образовательные учреждения профессионального образования только в тесном контакте с работодателями – непосредственными потребителями образовательных услуг, смогут выполнять свою главную задачу – осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров по специальностям, востребованным на рынке труда.

Часто социальное партнерство понимается только как взаимодействие учебных заведений профессионального образования с работодателями и службами занятости, либо  в категории социальных партнеров включают все структуры и организации, с которыми учебные заведения взаимодействуют в ходе осуществления своей деятельности.    

    

По нашему мнению,  система социального партнёрства призвана помочь колледжу полнее учитывать требования работодателей, быстрее реагировать на изменения конъюнктуры регионального рынка труда. Основными условиями успешной деятельности в этом направлении мы считаем изучение рынка труда, уточнение квалификационных требований работодателей, мониторинг меняющейся структуры профессий и специальностей, учёт конкретных интересов социальных партнёров, повышение собственной конкурентоспособности путём развития объёмов и качества образовательных услуг.


В Профессиональном колледже г. Железногорска-Илимского Иркутской области реализуются образовательные программы начального и среднего профессионального образования. Свою основную задачу мы видим в обеспечении общедоступности и высокого качества образования, которое рассматривается нами не только как подготовка будущих специалистов к непосредственному труду по полученной специальности, но и как формирование навыков для непрерывного образования в течение всей жизни. Следовательно, содержание подготовки должно предполагать формирование такой базы знаний, умений, навыков и личностных качеств обучаемых, которая позволила бы развиваться в профессиональном плане, быть всегда конкурентоспособным, ориентируясь на конкретного работодателя,  на спрос и предложения регионального рынка труда.


Система социального партнёрства, реализуемая в колледже, является составной частью программы развития учебного заведения. Социальное партнёрство развивается по следующим направлениям:

- совершенствование содержания и организации учебного процесса, контроль качества образования через привлечение социальных партнеров к формированию стратегии развития колледжа, рецензированию учебно-программной документации, к работе в государственных аттестационных комиссиях;

- предоставление социальными партнерами современной технологической базы, в развитии производственной деятельности в колледже;

- совместное изучение рынка труда для обеспечения соответствия структуры и объемов подготовки специалистов потребностям региональной экономики;

- организация содействия трудоустройству выпускников;

- заключение и реализация договоров о подготовке специалистов;

- привлечение к преподаванию в колледже специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности в соответствующих отраслях производства;

- материально-техническое обеспечение процесса обучения, привлечение дополнительных финансовых средств работодателей для развития учреждения, совершенствования образовательного процесса, ремонтных работ и т.д.;

- подготовка специалистов для предприятий;

- повышение квалификации педагогических работников колледжа.


В целях успешного развития социального партнёрства нами, прежде всего, были выявлены субъекты социального партнерства; исследован рынок труда; изучен баланс между спросом кадров и предложением образовательных услуг, созданы условия для обеспечения использования базы предприятий всех форм собственности для организации учебной  и производственной практики.


По нашему мнению основным показателем качества работы учебного заведения профессионального образования является трудоустройство выпускников и их последующая профессиональная ориентация. В связи с этим в колледже успешно функционирует центр содействия трудоустройству выпускников. Основной целью его деятельности является координационно-аналитическая работа по содействию повышения уровня конкурентоспособности и информированности выпускников колледжа о состоянии и тенденциях рынка труда с целью обеспечения максимальной возможности их трудоустройства. Центр осуществляет деятельность по следующим направлениям:

- проведение мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг;

- проведение мониторинга трудоустройства и социальной адаптации выпускников;

- проведение мероприятий по подготовке выпускников к поведению на рынке труда:

- обучение студентов старших курсов основам поиска работы, консультирование по вопросам трудового законодательства, информирование о ситуации на рынке труда;

- проведение тренинговых занятий по вопросам профессионального и карьерного роста;

- формирование банка резюме для выпускников;

- формирование банка вакансий для выпускников;

- формирование банка предприятий (потенциальных работодателей);

- внедрение технологий самопродвижения выпускников на рынке труда: размещение резюме, формирование банка видеорезюме, организация видеосессий с работодателями, публичная защита портфолио, аукционы специалистов,

- проведение встреч выпускников с работодателями;

- проведение экскурсий, встреч, занятий в условиях производства;

- взаимодействие с потенциальными работодателями: проведение совместных совещаний и конференций, координация научно-практической работы студентов, участие работодателей в защите дипломных проектов, письменных экзаменационных работ, заключение договоров на организацию прохождения производственной практики и трудоустройство и пр.

- издание информационных материалов о ситуации на рынке труда и трудоустройстве выпускников;

- организация мероприятий по обмену опытом работы служб содействия трудоустройству выпускников, тиражирование успешного опыта.


Работа Центра содействия трудоустройству выпускников позволяет консолидировать все сведения о вакансиях, тенденциях изменения популярности отдельных специальностей, рабочих профессий и направлений, дает возможность студентам и выпускникам получить дополнительную квалификацию, освоить рабочую профессию, успешно ориентироваться на рынке труда.


Колледж активно взаимодействует со своими выпускниками,  развивая сотрудничество с ними при помощи различных внутриучрежденческих мероприятий, нацеленных на их постоянное привлечение к тому, чем живет образовательное учреждение. Целенаправленное взаимодействие  колледжа с выпускниками позволяет выявить пока еще недостаточно используемый их ресурс, решать проблемы, связанные с созданием сети «своих агентов» на предприятиях-партнерах для того, чтобы уже новые поколения выпускников через авторитет этих агентов могли пополнить кадровый потенциал предприятий, с которыми установлены взаимовыгодные партнерские отношения. В отзывах предприятий и организаций, где работают выпускники колледжа, отмечается их достаточная теоретическая и практическая подготовка, соответствующая требованиям, предъявляемым к современному специалисту.


Организация профессиональной подготовки по реализуемым в колледже профессиям и специальностям осуществляется в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики региона и востребованности специалистов на рынке труда.


 С 2008 года в колледже реализуется подготовка специалистов по специальности 0904 Обогащение полезных ископаемых. Данная специальность введена по инициативе основного социального партнёра колледжа - ОАО Коршуновского горно-обогатительного комбината. Специальность «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» введена в 2010 году в связи с запросом администрации станции Коршуниха-Ангарская ВСЖД ОАО «РЖД». Необходимо отметить, что колледж – единственное образовательное учреждение в области, осуществляющее подготовку по специальностям 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном), 140613 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования, 270204 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство, 0904 Обогащение полезных ископаемых и по профессии 11.2 Машинист на открытых горных работах.


В связи с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты начального и среднего профессионального образования при разработке основных профессиональных образовательных программ тесная работа велась с работодателями района. Разработка программ по специальностям СПО 270835 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство, 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном), 140448 Техническая эксплуатация электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) и по профессии НПО 130404.01 Машинист на открытых горных работах осуществлялась специалистами учебного заведения совместно с работодателями - специалистами ОАО «Коршуновский горно-обогатительный комбинат» и станции Коршуниха-Ангарская ВСЖД ОАО «РЖД». Специфика основной профессиональной образовательной программы по профессии НПО 130404.01 Машинист на открытых горных работах определена с учётом направленности на удовлетворение потребностей предприятия ОАО «Коршуновский горно-обогатительный комбинат». Выбор квалификаций «машинист экскаватора» и «машинист буровой установки» из перечня ФГОС по данной профессии осуществлялся непосредственно специалистами комбината. Программы учебных дисциплин и профессиональных модулей рецензированы  работодателями.  Вариативная часть ФГОС также распределена в соответствие с запросами работодателей.


Выстроенная система социального партнёрства постоянно совершенствуется, жизнь заставляет нас искать новые пути совместной работы. Но уже сегодня можно говорить о налаженном механизме социального партнерства. Эта работа продолжается, мы рассматриваем ее как долгосрочную, от которой выигрывают все: и колледж, и предприятия, и в целом экономика региона.

 

Литература

1. Государственно-частное партнерство в образовании: [сборник] / Научные редакторы О. П. Молчанова, А. Я. Лившин. — М.: КДУ, 2009. — 242 с.

2. Медведева Н.В. Социальное партнерство в системе среднего профессионального образования: проблемы и перспективы // Среднее профессиональное образование. – 2008. – №7.

3. Котенков А.В. Социальное партнерство в сфере профессионального образования: зарубежный и российский опыт. // Проблемы современной экономики. – 2008 -  № 4(28).




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*