Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Доклад на тему: «Активизация познавательной деятельности на уроках биологии»

18.09.2017 282 445
Карманникова Марина Викторовна
Карманникова Марина Викторовна, преподаватель

Тульский областной медицинский колледж

Введение

Вопросы активизации учения студентов относятся к  числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

Уже долгое время одна из важнейших проблем дидактики: каким образом активизировать учащихся на уроке? Переломным по значению стало исследование М.Н. Кашина, выполненное в середине 1950-х г.г., в котором автор выступил с критикой в адрес традиционного обучения. Особенно остро встал вопрос о пассивности учащихся в учебной работе. Опираясь на результаты почти 300-часового хронометража, М.Н. Кашин показал, что самостоятельная работа учащихся занимала лишь 10% времени, причем и эта работа состоял в основном из простого чтения учебника и выполнения тренировочных упражнений. Вдобавок к этому обнаружился курьезный факт: чем старше учащиеся, тем меньше использовалась их самостоятельная работа. Этот вопрос остается актуальным и в современной школе.

Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации студентов.

1. Анализ и общая часть. 

Учение, как самоуправляющий процесс активизации деятельности.

Выявленная современной психологией главная функция психики – функция непосредственного управления конкретными процессами человеческой деятельности, лежит в основе построения структуры любой деятельности, в том числе и познавательной.

Советский философ М.С. Коган выделяет пять блоков:

  1. Вырабтка мотивации – субъект должен иметь внутреннюю мотивацию.
  2. Конкретная ориентация выражается в целеполагании и разработке плана, программы, технологии действия.
  3. Психика должна обеспечить владение субъектом исполнительскими механизмами, умение оперировать ими.
  4. Блок оценки результативности действий, благодаря которым становится возможной обратная связь.

Сущность каждого из блоков структуры самоуправления процессом учения:

1.Мотивационный компонент (потребности, интересы, мотивы).

Обеспечивает включение школьников в процесс активного учения и поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебного познания.

2.Ориентационный компонент – принятие учащимся цели учебно-познавательной деятельности, планирование и прогнозирование.

3.Содержательно-операционный.

Состоит из системы ведущих знаний (представления, факты, понятия, законы, теории) и способов учения. (Инструменты получения и переработки информации и применение знаний на практике).

1.Ценностно-волевой компонент включает в себя внимание, волю.

2.Оценочный компонент – получение обратной информации о ходе совершения действия на основе сличения результатов деятельности с выполняемой задачей.

Наличие этого компонента в составе процесса учения и взаимосвязь всех компонентов между собой обеспечивают самоуправление  процессом обучения.

Познавательная деятельность в целом  складывается из внутренних взаимосвязанных действий, логическая последовательность которых и определяет ее структуру.

Типы познавательного действия.

1. Действия, подводящие к осознанию необходимости нового познания:

А)предварительные практические действия (таблицы, схемы, опыты, примеры), подводящие к осознанию недостаточности известных теоретических знаний, объяснения новых фактов, явлений, процессов.

Б)действия по осознанию практической и теоретической значимости изучаемого вопроса.

В)действия, по анализу и сопоставлению фактов, явлений.

Г)выдвижение гипотез и привлечение имеющихся у учащихся теоретических знаний для их обоснования.

2.Действия по созданию фактической базы для дальнейших теоретических обобщений.

А) актуализация известных фактов.

В) накопление новых фактов.

3.Действия по обобщению фактического материала.

А) первичные обобщения на основе сравнения (сопоставления и противопоставления фактов).

Б) новые обобщения, основанные на предшествующих обобщениях (обобщения второго и т.д. порядка). Этот ряд обобщений приводит к итоговым обобщениям урока, темы. Обобщения должны включать стержневую идею курса.

4.Действия по соотнесению обобщений с многообразием конкретной действительности.

А)  нахождение новых случаев проявлений общего в конкретном.

Б) применение обобщений к объяснению внешне противоречивых фактов, явлений.

В) использование обобщений в измененных ситуациях.

2. Дидактические основы активизации учения студентов.

Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера. Разновидности: программированные задания, тесты.

Активация учения учащихся не как усиление деятельности, а как мобилизация учителем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания.

Физиологической основой познавательной активности является рассогласование  между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения учащихся в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса  - необходимое условие познавательной деятельности.

Уровни познавательной активности.

Первый уровень – воспроизводящая активность.

Характеризуется стремлением учащихся понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

Второй уровень – интерпретирующая активность.

Характеризуется стремлением учащихся к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Третий уровень – творческий.

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

Принцип связи обучения с жизнью, является содержательной основой для активизации учения учащихся, может преодолеть отрыв обучения от жизни, осуществляемым только в случае организации активного учения обучающихся.

Принцип научности создает основу для активной деятельности учащихся не только по осмыслению и заполнению освещаемого содержания, но и для его теоретического толкования. В то же время проникновение в сущность изучаемых явлений неразрывно связано с качественной познавательной деятельностью учащихся.

Принцип сознательности и прочности усвоения знаний может быть реализован только в процессе активного учения.

Принцип наглядности, выражая, в основном, единство конкретного и абстрактного, теснейшим образом связанный с сознательностью усвоения знаний, реализуется при активном мышлении учащихся, особенно на этапе перехода от конкретного к абстрактному, и наоборот, от абстрактного к конкретному.

Принцип индивидуального подхода к студентам в условиях коллективного характера обучения предполагает  включение каждого учащегося в процесс учения. При этом уровень активности будет зависеть от учета реальных учебных возможностей обучающихся.

Таким образом, принцип активности в обучении находится в диалектическом единстве со всеми принципами в их системе.

В качестве средств активизации учения студентов выступают: учебное содержание, формы, методы и приемы обучения.

Задача преподавателя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность в познавательной деятельности, а их активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности.

Активизация учения есть, прежде всего, организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем.

Проблема – это всегда знание о незнании, т.е. осознание недостаточности знаний для удовлетворения возникшей познавательной потребности.

Признаки, характеризующие самостоятельную работу:

  1. наличие цели самостоятельной работы,
  2. наличие конкретного задания,
  3. четкое определение формы выражения результата самостоятельной работы,
  4. определение формы проверки результата самостоятельной работы,
  5. обязательность выполнения работы каждым учеником, получившим задание.

 

Основные требования к содержательно-логической (внутренней) стороне самостоятельной работы:

  1. Содержание заданий должно строго соответствовать конкретным дидактическим целям обучения и воспитания;
  2. содержание и методический аппарат заданий должны обеспечить учебно-познавательную деятельность всех степеней познавательной самостоятельности;
  3. в работах должны использоваться все возможности для введения вариативных заданий, которые обеспечивают максимально успешное протекание самостоятельных работ каждого учащегося.

Задача учителя – не только сообщать знания (преподавание), но и управлять процессом их усвоения, воспитывать и способствовать развитию учащихся, формировать у них необходимые личностные качества.

Задача учащихся – учить и путем самовоспитания совершенствоваться, развивая у себя ценные черты характера и личности.

Н.А. Менчинская различает в управлении процессом учения две формы, которые отличаются степенью активности учащихся.

Первая из них предполагает жесткую регламентацию деятельности учащихся, подается ему в готовом виде. Сюда относится обучение на основе алгоритмов.

Другая форма управления – направление учащихся не решение поисковых задач, постановки перед ними задач проблемного типа.

Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию.

f. 3.Анализ методов активизации познавательной деятельности.

Степень активности обучающихся является реакцией, методы и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности обучающихся, побуждают их к старательному учению.

В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.

На уроках биологии я применяю активные методы, учитывая содержание материала, дидактические цели урока и возрастные особенности учащихся.

Словесные методы.

  1. Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы дети могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих
  2. Метод самостоятельной работы с учащимися. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала даю задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста – максимум информации.

В ходе обсуждения поправляем, исправляем, уточняем, дополняем, убираем все лишнее, несущественное.

Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное  чтение учебника, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у учащихся теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы.

Для закрепления навыка работы с литературой я даю ученикам различные посильные задания.

  1. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.

Организую самостоятельную работу следующим образом: даю группе конкретное учебное задание. Пытаюсь довести его до сознания каждого учащегося.

Здесь есть свои требования:

i.текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, учащиеся вынуждены часто переспрашивать)

ii.нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.

  1. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления новых знаний без предварительного объяснения их преподавателем. 

1)Карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план.

2)Карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы.

3)Карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий.

  1. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и применения знаний и умений.

1) Карточка с вопросами для размышлений.

2) Карточка с расчетной задачей.

3) Карточка с заданием выполнить рисунок.

  1. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью контроля знаний и умений.

1) Карточка с немым рисунком.

2) Тестовые задания.

Их применяю также и в индивидуальном порядке и для группы в целом.

В последнее время более эффективными являются текстовые задания, хотя и у них есть свой недостаток. Иногда учащиеся пытаются просто угадать ответ. Для того, чтобы избежать таких случаев, работаю над разными формами тестов.

4) Метод проблемного изложения.

На уроках использую проблемный подход в обучении учащихся. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.

Данный метод включает в себя:

  • выдвижение проблемного вопроса,
  • создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого,
  • создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,
  • демонстрацию опыта или сообщение о нем – основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера (задания см. в приложении). Роль учителя при использовании данного метода сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью учащихся.
  • Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач. Все учащиеся по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические (требующие вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или творческого характера.

Но в каждой параллели задачи дифференцирую – более сложные, творческого характера – сильным учащимся.

А аналогичные – слабым. При этом у самих учащихся на этом не акцентирую внимание. Каждый учащийся получает задание по своим возможностям и способностям. При этом не снижается интерес к обучению.

Наглядные методы.

  1. Частично-поисковый.

При применении этого метода я руковожу работой класса. Организую работу детей таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрирую опыт до объяснения нового материала; сообщаю лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.

  1. Метод опорных сигналов.

В виде рисунков, таблиц, схем.

Практические методы.

  1. Частично-поисковый лабораторный метод.

Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты

(приложение № 2).

В своей работе также использую методы устного изложения – рассказ и лекции.

При подготовке лекций планирую, последовательность изложения материала, подбираю точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых, учителей, общественных деятелей.

На своих уроках использую приемы управления познавательной деятельностью учащихся:

1)Активизирующие деятельность учащихся на этом этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:

а)прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;

б)прием семантизации – в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;

в)прием динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;

г)прием значимости – создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;

2)Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала.

а)эвристический прием – задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.

б)эвристический прием – обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.

в)исследовательский прием – учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач   должны сформулировать вывод.

3)Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний.

а)прием натурализации – выполнение заданий с использованием натуральных объектов, гербариев, коллекций, влажных препаратов;

б)прием схематизации – перечисляются организмы, необходимо в виде схемы показать взаимосвязь между ними;

в)прием символизации.

 

Оригинал работы:

Доклад на тему: «Активизация познавательной деятельности на уроках биологии»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*