Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Непрерывное образование как условие совершенствования профессиональной компетентности специалистов со средним медицинским образованием

14.09.2017 778 1440
Кобылкина Ольга Ивановна
Кобылкина Ольга Ивановна, преподаватель

Хабаровский государственный медицинский колледж

На сайте Национальной медицинской палаты в соответствии с действующей законодательной базой термин «непрерывное медицинское образование», или НМО, сформулирован как обязательное для медицинских и фармацевтических работников постоянное обучение по программам повышения квалификации, которое начинается после получения специальности и длится в течение всей жизни.

Непрерывное медицинское образование – это образовательный процесс, в результате которого медицинские работники постоянно (ежедневно) обновляют свои знания и практические навыки. Целью его является повышение качества оказываемой медицинской помощи и обеспечение безопасности пациента. Хорошо известно, что высококомпетентный специалист обеспечивает потребности населения в медицинской помощи на должном качественном уровне, охраняя тем самым законные права человека и его достоинство.

Развитие здравоохранения и медицинской науки обусловлено успешным продвижением медицинского образования и степенью его насыщения достижениями биомедицинских исследований. Прогресс медико-биологической науки стимулирует развитие медицинского образования и его симбиоз с современной наукой, формирует учебные программы, определяя их качество, а следовательно, и эффективность.

Несмотря на существование различий в системах национального здравоохранения в разных странах мира, превалируют общие закономерности развития медицинского образования. Во всех странах дифференцируются три этапа или фазы этого процесса. На уровне преддипломного образования (1-й этап) строго регламентируется теоретическая и клиническая подготовка. Специализация (2-й этап) реализуется в соответствии с потребностями здравоохранения региона. Непрерывное профессиональное образование (3-й этап) базируется на достижениях медико-биологической науки и применении передовых медицинских технологий.

Прежний термин «непрерывное медицинское образование» (НМО) заменен термином «непрерывное профессиональное образование» (НПО). Новый термин раскрывает как более широкий смысл этого этапа медицинского образования, так и означает, что ответственность за реализацию НПО возлагается на отдельных врачей и средних медицинских работников.

Стимулом для обучения в течение всей жизни должен явиться критерий для отбора студентов, поступающих в медицинский колледж и обучающихся на всех этапах медицинского образования. Важно уже на начальном этапе подготовки будущих специалистов в Хабаровском государственном медицинском колледже формировать у студентов понимание необходимости и готовности совершенствовать свои знания на протяжении всего периода профессиональной деятельности.

Непрерывное профессиональное образование в корне отличается от предшествующих двух этапов медицинского образования: базового и непрерывного последипломного. В то время как последние два сопровождаются определенными правилами и нормами, непрерывное профессиональное образование, главным образом, подразумевает в большей степени самоконтроль и основанное на практике активное самообучение, в отличие от контроля обучения со стороны. Помимо задачи повышения уровня индивидуального профессионального образования, целями НПО являются сохранение и развитие компетенций (знаний, умений и навыков) каждого среднего медицинского работника, необходимых в работе с постоянно меняющимися запросами пациентов. В задачи НПО также входит развитие системы охраны здоровья, реагирующей на новые научные открытия в медицине, и увеличивающиеся требования медицинских организаций и общества.

Для осуществления должной практики в течение всей своей профессиональной жизни средним медицинским работникам необходимо соответствовать современному уровню путем постоянного обучения в каком либо направлении непрерывного образования. Для высококачественного оказания пациентам медицинской помощи содержание непрерывного профессионального образования должно быть направлено на усиление роли средних медицинских работников и совершенствование их компетентности (как клинических навыков, так и теоретических знаний). Сегодня фундаментальные нововведения изменяют медицинские понятия, методы и технологии, и представителям медицинской профессии необходимо через адекватное НПО осваивать эти нововведения. Становится все более существенной роль непрерывного профессионального образования в гарантии качества медицинской помощи и в развитии системы российского здравоохранения.

Мотивация к непрерывному профессиональному образованию для медицинской сестры, фельдшера, акушерки, лабораторного техника и др. обусловлена тремя основными факторами:

  • профессиональным стремлением к обеспечению оптимальной заботы о каждом пациенте;
  • обязательством учитывать требования работодателей и общества;
  • необходимостью сохранять в себе чувство удовлетворения, получаемое от работы.

В основе развития непрерывного профессионального образования лежат следующие принципы: персонифицированность, партнерство с профессиональными обществами, непрерывность, использование дистанционных технологий, ведение средними медицинскими работниками персонального отчета-портфолио. Обучение должно быть удобным для медицинского работника и включать все виды образовательной активности, включая конференции и семинары, работу в медицинской библиотеке, публикацию статей, изучение электронных модулей, обучение в симуляционных центрах.

Ассоциацией медицинских обществ по качеству (АСМОК)  разработан проект Концепции развития непрерывного медицинского образования в России. Очевидно, что НПО является наиболее прогрессивной образовательной технологией, качественно превосходящей существующую систему сертификационных курсов повышения квалификации. Непрерывное профессиональное образование предпочтительнее для средних медицинских работников, поскольку образование становится действительно индивидуальным, четко планируемым на перспективу, позволяет работать над «слабыми местами» в знаниях и практических навыках. Именно это позволяет непрерывному профессиональному образованию стать более качественным, по сравнению с курсами повышения квалификации.

Непрерывное профессиональное образование также выгодно с точки зрения управления медицинскими организациями, поскольку:

-позволяет контролировать процесс обучения практически online, своевременно высказывая пожелания и замечания;

-плановость занятий исключает возможность «сертификационных авралов»;

-занятия проводятся без длительного отрыва от производства.

 

Оригинал работы:

Непрерывное образование как условие совершенствования профессиональной компетентности специалистов со средним медицинским образованием




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*