Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Этапы внедрения индивидуально-образовательной деятельности в образовательный процесс, на примере специальности 43.02.10 «Туризм»

02.08.2017 620 1040
Новикова Ксения Андреевна
Новикова Ксения Андреевна, преподаватель

Рыбинский полиграфический колледж

В современном российском образовании ведется активная пропаганда на организацию образовательного процесса таким образом, чтобы была сформирована роль обучающегося как субъекта деятельности. Cтуденту предоставлена возможность реализации функций управления своей познавательной деятельностью, выбор способов реализации потенциала личностного развития, проектировании собственных образовательных траекторий.

Процесс организации индивидуализация образования на современном этапе является одной из приоритетных идей, на основе, которой эффективно решаются задачи формирования собственной позиции молодого человека, способного быть созидателем и творцом своей судьбы, сознательным  и ответственным гражданином.

Индивидуализация образования - это создание условий для выстраивания студентов индивидуальных образовательных маршрутов, для развития одаренных студентов и студентов с ограниченными возможностями здоровья на основе принятия во внимание особенностей каждого индивида.

Индивидуальный подход организуется преподавателем с учетом индивидуальных особенностей обучающегося. Чаще всего индивидуализация на специальности «Туризм» направлена на выявление и помощь в решение проблем студента и наоборот развитие сильных сторон их личности.

Так в рамках вводного занятия для студентов специальности «Туризм» предлагается поучаствовать в небольшом анкетировании.

Первый блок вопросов это личные данные абитуриента: Фамилия Имя Отчество; Дата рождения; Количество оконченных классов / наименование предыдущей специальности.

Таблица 1. Результаты анкетирования личных данных студентов специальности «Туризм»

Статьи исследования

Результаты анализа

Окончили 9-классов

30 %

Окончили 11-классов

60 %

Окончили другое учебное заведение

10 %

Являются иногородними

20 %

Возраст от 16-18

35 %

Возраст от 18-20

40 %

Возраст от 20-25

25 %

Второй блок вопросов – это определение причин поступления в Рыбинский полиграфический колледж и специфика выбора профессии «Туризм»:

  1. Почему Вы выбирали Рыбинский полиграфический колледж?
  2. Почему Вы выбрали специальность «Туризм»?
  3. Оцените по 100-бальной шкале Ваш интерес к будущей профессии.

Таблица 2 – Результаты исследования запроса на обучение студентов специальности «Туризм»

Статьи

исследования

Результаты анализа

Почему Вы выбирали Рыбинский полиграфический колледж

Здесь есть профессия, которая мне интересна

Посоветовали друзья

Решение родителей

Личные обстоятельства

 

40 %

25%

15%

20%

 

Чем обусловлен выбор Вашей специальности «Туризм»

Интерес к специальности

Возможность трудоустройства

Отчисление из другого учебного заведения

Требование родителей на получение обязательного образования

Не поступил туда, куда планировал

40 %

10 %

20%

10%

10%

Оцените по 100-бальной шкале Ваш интерес к будущей профессии

10-30%

30-50%

50-60%

60-80%

80-100%

10%

25%

40%

20%

5%


Третий блок вопросов, направлен на выявление интересов студентов специальности «Туризм»

  1. Занимались ли Вы научной деятельностью? Расскажите, пожалуйста, какой.
  2. Если не занимались, то почему?
  3. Разрабатывали ли Вы какие-либо проекты в своем учебном заведении?
  4. Вам нравиться выступать на конференциях, участвовать в олимпиадах?
  5. Занимались ли Вы в сфере дополнительного развития (секции, кружки)? Расскажите в какой.
  6. Как долго Вы занимались в сфере дополнительного развития (секции, кружки)?

Таблица 3 – Результаты исследования студентов специальности «Туризм» на интерес к научной и исследовательской деятельности

Статьи исследования

Результаты анализа

Да

Нет

Занимались ли Вы в школе научной деятельностью?

40 %

60 %

Разрабатывали ли Вы какие-либо проекты в своем учебном заведении?

10 %

90 %

Вам нравиться выступать на конференциях, участвовать в олимпиадах?

35 %

65 %

Занимались ли Вы в сфере дополнительного развития (секции, кружки)?

25 %

75 %

Хотелось бы Вам продолжать / начать активно заниматься в сфере дополнительного образования

65 %

35%

По результатам проведенного анкетирования, а также наблюдением за студентами были выявлены основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться преподавателю в процессе обучения студентов специальности «Туризм»:

  • отсутствие запроса на обучение, как следствие пропуски занятий, нежелание становиться активным участником образовательного процесса, небрежное отношение к поставленным целям и задачам;
  • состояние здоровья, не позволяющего регулярно присутствовать на занятиях. Особенно остро решение данной проблемы начинает возникать на втором и последующих курсах;
  • семейные и личные обстоятельства, которые на определенный период способны заставить студента перестать уделять должное внимание к обучению;
  • наличие неприязни к преподавателю, как результат нежелание посещать определенный предмет.

К сильным сторонам личности студентов специальности «Туризм» можно отнести:

  • наличие интереса к будущей профессии;
  • лидерские преимущества по усвоению получаемых знаний, умению, приобретению навыков;
  • наличие творческой одаренности у студента, как следствие возможность участие в творческих секциях колледжа, выступление на сцене в рамках концертной программы;
  • интерес к научно-исследовательской деятельности, как результат активная позиция участие в конкурсах, конференциях, проектной деятельности.

Индивидуализация студента специальности «Туризм» подразумевает процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Идея организации процесса индивидуализации обучения долгое время волнует многих отечественных и зарубежных педагогов-практиков и ученых. Каждый уважающий преподаватель заинтересован не только в улучшении качества усвоения преподаваемого дисциплины, но и, в развитии личностных качеств своих учеников. Так в рамках работы профессионального модуля «Организация турагентской деятельности» предлагается рассмотреть следующую схему внедрения индивидуальной образовательной деятельности в образовательный процесс.

Таблица 4 – Процесс внедрения индивидуальную образовательную деятельность в образовательный процесс ПМ «Организация турагентской деятельности»

Мероприятия

Содержание

Ожидаемый результат

1 этап. Подготовительная работа предметно-цикловой комиссии

1.1

Формирование группы преподавателей работающих в рамках модуля «Организация турагентской деятельности»

Обсуждение особенностей взаимодействия и дальнейшей работы в рамках модуля «Организация турагентской деятельности»

Формирование группы. Распределение обязанностей

1.2

Совещание рабочей группы

Разработка положения деятельности рабочей группы. Выявление целей, задачей, плана работы на обозначенный период.

Качественно продуманное положение. Оформление полученного результата в единый документ

1.3

Организация отчетной работы перед директором Рыбинского полиграфического колледжа

Предоставление положение на рассмотрение директора Рыбинского полиграфического колледжа

Разрешение внедрения в колледже

1.4

Создание проблемной группы педагогов по организации индивидуально-ориентированного образования в рамках модуля «Организация турагентской деятельности»

Знакомство с современными концепциями, моделями индивидуально-ориентированного на работу в рамках модуля «Организация турагентской деятельности». Проведение серии мастер-классов по внедрению индивидуализации. Разработка единой схемы работы в рамках ИОТ

Одобрение. Внедрение в педагогическую деятельность.

1.5

Информирование студентов и их родителей о нововведениях в учебном заведении

Представление специфики работы в рамках ИОТ на родительских собраниях, классных часах

Дискуссия с учениками и родителями. Ориентация на сотрудничество

1.6

Заседание проблемной группы

Составление отчетов апробации, выявление основных проблем и плюсов работы

Приобретение навыков работы в рамках введённых новшеств

2 этап Изучение социально-экономических условий жизни студентов в семьях

2.1

Изучение личного дела студентов

Анализ личного дела

Выявление специфики интересов студентов

2.2

Анкетирование студентов

Выявление интересов, склонностей обучающихся их возможностей.

Выявление профессиональных планов студентов

2.3

Проведение психологических тренингов совместно с родителями и семьями

Отслеживание особенностей взаимодействия студента и родителя

Выявление интересов родителей к перспективам ребенка

3 этап Диагностический

3.1

Диагностические методики по изучению возможностей, склонностей, потребностей студентов, их жизненных и профессиональных планов

Применение разнообразных методик по выявлению профессионального интереса обучающихся

Успешное проведение диагностики

3.2

Индивидуальная беседа в рамках тьюторской программы

Выявление запроса на необходимость в тьюторском сопровождении личности

Ориентация на тьюторское сопровождение ИОП

3.3

Оформление результатов диагностики студентов

Оформление отчета по результатам диагностики

Готовность исходных данных

4 этап Анализ материалов диагностики

4.1

Проведение заседание преподавателей, работающих в рамках модуля «Организация турагентской деятельности» по результатом диагностики

Проведение психолого-педагогического консилиума с участием педагогов, специалистов.

Разработка общих подходов к взаимодействию со студентом

Осмысление материалов диагностики

5 этап Обсуждение материалов диагностики со студентом и родителями

5.1

Собеседование педагога со студентами;

Обсуждение модели и проекта индивидуального плана

Утверждение модели ИОП

6 этап Работа со студентами в рамках составления ИОП

6.1

Формирование мотивации на составление ИОП.

Проведение работы по формированию интересов к ИОП

Осознание студентов важности внедрения ИОП

6.2

Проведение классного часа по обсуждению формы работы с ИОП

Уточняющие беседы с педагогами;

Обсуждение спорных вопросов со студентами, специалистами, педагогами

Видоизменение ИОП согласно индивидуальному запросу студентов

6.3

Индивидуальное собеседование со студентами

Работа со студентами индивидуально по составлению ИОП, согласно их пожеланиям

Формирование ИОП для студентов

6.4

Консультационная работа по ИОП

Контроль над работой по ИОП

Внесение коррективов согласно запросу студента

7 этап Составление индивидуальной образовательной программы ребенка

7.1

Индивидуальные консультации по обсуждению вариантов схем и методики составления индивидуальной программы

Обсуждение вариантов схем  программ, планов и выбор одного из них для себя;

Обсуждение разработанного плана с педагогами и родителями

Сформированное ИОП студентам лично

8 этап Уточнение и корректировка первоначального проекта программы ППС студента

8.1

Заседание консультационной группы по корректировки разработанных ранее ИОП, согласно требованиям студентов

Согласование и доработка индивидуальной программы, планов;

Выбор и обоснование способов реализации намеченного;

 

Утверждение ИОП. Составлен план по инновационному внедрению на базе колледжа.

9 этап Организация работы по выполнению индивидуальной программы

9.1

Стимулирование выполнения индивидуальной программы

Поддержание интереса в рамках работы обучающегося со своим ИОП

Поддержание интереса к будущей профессии

9.2

Контроль за реализацией индивидуальной программы

Диагностика полученных результатов еженедельно

Составление общей карты результатов

10 этап Отслеживание результатов

10.1

Текущее  обсуждение со студентами

выполнения намеченных планов, соотнесение достигнутых результатов с планируемыми результатами.

Анализ работы согласно ИОП. Выявление достоинств и недостатков

Внесение коррективов в деятельность рабочей группы

10.2

Рефлексия

Оформление портфолио, карт личных достижений;

Самооценка своих достижений

Систематический самоанализ результатов деятельности;

Формирование мотивации к будущей профессии.

 

Оригинал работы:

Этапы внедрения индивидуально-образовательной деятельности в образовательный процесс, на примере специальности 43.02.10 «Туризм»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*