Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Инновации: теория и практика

25.05.2012 283 1176
Далгатова Наида Абулаевна, преподаватель, методист

Махачкалинский финансово-экономический колледж

В связи с переходом на  ФГОС нового поколения с 2012 года  введение опытно-экспериментальной работы на базе МФЭКа является основой инновационной деятельности профессионального обучения в колледже. Направление работы «Личностно-ориентированный подход как основа инновационного развития профессионального обучения» охватывает:

1) обновление содержания и технологий педагогического образования в колледже;

2) разработка и апробация образовательных модулей;

3) повышение квалификации преподавателей и сотрудников;

4) проведение научно-методических исследований в области общественно-гуманитарных технологий;

5) публикации, издающиеся  в рамках  программы.


К личностно-ориентированным образовательным педагогическим технологиям, позволяющим эффективно организовать процесс профессионального обучения нужно относить:

а) модульное обучение;

б) проблемное обучение;

в) проектное обучение;

г) обучения, ориентированные на действия;

д) и ряд других.


Все перечисленные технологии выше технологии в полном объеме отвечают основным признакам технологичности образовательного процесса: концептуальности, системности, управляемости, воспроизводимости, эффективности (С.Я. Батышев, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, П.В. Кудрявцев, Ю.Н. Кулюткин, М.М. Левина, М.И. Махмутов, Г.К. Селевко, Г.С. Суховская, Н.Ф. Пальзина и др.) [1, 1, с. 23]. Педагогическая технология это исследование учебного процесса  с целью выявления принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов [2,2 , с. 8-15]. Личностно-ориентированный подход по ФГОС нового поколения включает в себя понятия компетентность.


Базовыми категориями нового подхода являются паронимичные понятия компетенция и компетентность. Компетенция — способность (сложное, интегративное умение) личности успешно выполнять деятельность определенного вида на основе сформированных знаний, умений, навыков, опыта деятельности и профессионально значимых личностных качеств. Компетентность [от лат. competentis - способный] — качество личности, характеризующее ее способность (сложное, интегративное умение) осуществлять определенную деятельность в соответствии с установленными требованиями. Таким образом, компетенцию определяют как свойство (качество), а компетентность как обладание этим свойством, проявляющимся в профессиональной деятельности.


Формирование образовательного процесса на основе компетентностного подхода по ФГОС нового поколения позволяет готовить выпускника, который будет обладать определенными компетенциями - профессионально-релевантными качествами и потенциалом, который будет актуализирован в процессе выполнения производственных задач.


Разработка  СПУЗами основных образовательных программ, реализующих требования Федеральных государственных образовательных стандартов 3-го поколения, требует модернизации учебно-воспитательного процесса. Опыт экспериментальной работы показывает, что она может быть эффективно проведена на базе инфокоммуникационных технологий, в минимальной степени затронув сложившиеся организационные рамки. Достаточно ввести по опытно-экспериментальной работе, опирающиеся на три автоматизированные информационные Интернет-системы (АИИС), обеспечивающие мониторинг и управление учебным процессом, внеучебной деятельностью и выполнением студентами индивидуальных  работ творческой направленности. Этот процесс  охватывает весь период обучения студента, с первого по последний  семестры. Выполняемые студентами творческие работы по нарастающей включают осваиваемые ими профессиональные знания и умения и, в то же время, содержат значительную исследовательскую компоненту. Руководство такими работами требует хорошей методической координации. Она обеспечивается Интернет - системой, позволяющей студентам, их индивидуальным руководителям и преподавателям, ведущим аудиторные занятия по дисциплине, формировать индивидуальный электронный журнал работы, объективно оценивать ее качество и творческий уровень, целенаправленно, от семестра к семестру, стремясь повысить его. В процессе творческого сотрудничества со студентом преподаватель получает возможность привлекать его внимание к характеристикам учебной деятельности и внеучебной активности, фиксируемым соответствующими Интернет - системами. Студент, таким образом, становится не столько объектом, сколько активным субъектом целенаправленной деятельности по его комплексному гармоничному развитию, что и является основной целью компетентностного подхода.


 Одновременно три указанные АИИС дают оперативную количественную информацию об уровне учебных и внеучебных достижений студента в трудовой, общественной, культурной, спортивной и творческой деятельности, позволяющую непрерывно сформировать его электронное портфолио. В последнее время в России большое внимание в контексте реализации Болонских соглашений уделяется совершенствованию содержания учебного процесса в структурах образования. Переход на двухуровневую систему в высшем образования: бакалавриат и магистратура, является своего рода альтернативой подготовки специалиста, тогда как в среднем профессиональном образовании личностно- ориентированные компетенции являются самой сильной альтернативой подготовки специалиста. Считается, что среднее профессиональное образование стоит на четырех основах, образуя соответствующие компетентности: 1) учиться знать, 2) учиться делать, 3) учиться жить вместе, 4) учиться быть, в плане личности. Компетентности являются многофункциональными и междисциплинарными, они необходимы для достижения целей и решения задач в различных ситуациях, в любой сфере деятельности. Однако конечной целью образования в СПУЗе является приобретение квалификации достаточной для занятия хорошей позиции на рынке труда. С другой стороны, работа, которую выбирают выпускники СПУЗов, во многом зависит от развития их личностных качеств. Таким образом, ключевым понятием при характеристике выпускника становится «пригодность к трудоустройству».


В соответствии со стандартами СПО  при подготовке  по специальности «Экономика и бухгалтерский учет», при разработке учебных планов можно выделить два подхода. Один – для подготовки кадров предприятиям  региона, когда переход на ФГОС нового поколения  осуществляется, с минимальными изменениями существующих программ подготовки специалистов, т.е. по пути дробления и увеличения набора преподаваемых дисциплин, включая в блок СД - дисциплин цикла специализации. В этом случае осуществляются попытки совмещения учебных планов подготовки настоящего специалиста и будущего бакалавра. Другой подход – для подготовки «бакалавров и магистров широкого профиля», а это уже ВПО, когда дисциплины специализаций исключены из бакалавриата, и начинаются только с уровня магистратуры. Таким образом, бакалавр получает общие навыки по выбранному направлению подготовки, а тонкости профессии он будет постигать на рабочем месте или на специализированных курсах переподготовки. В этом случае получается, что подготовка такого бакалавра не ориентирована на рынок труда и  потребности региона [3,3,с. 1-134]. Таким образом, высшая школа с высшим профессиональным образованием на первой ступени двухуровневой системы образования «бакалавриат» не имеет условий квалификационных универсалий  на подготовку компетентного специалиста. В ряду таких небходимых условий, как главный фактор выступает СПО, в сфере интересов образования, а именно как образовательная сфера, выпускающая специалиста с профессиональными компетенциями.


Источники и литература:

1. Чистяков В.М. Основы интерактивного подхода к содержанию профессиональной подготовки. Журнал «Инновации в образовании» за № 3, 2008, с. 23. 

2. Мурсалов А. М. Современные педагогические технологии обучения иностранным языкам. М., 2007, с. 330, с. 8-15.

3. «Высокие интеллектуальные технологии и инновации в образовании и науке». Материалы 17 Международной научно-методической конференции, от 28 февраля 2008 года. Том 1. Электронный адрес: Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» удостоена Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год в составе Федеральной системы информационно-образовательных ресурсов.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*