Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Клиповое мышление - феномен современности

29.06.2017 2338 7554
Шестакова Марина Александровна
Шестакова Марина Александровна, преподаватель

Миасский медицинский колледж

А вы не задумывались, почему современное поколение отлично разбираются в гаджитах, но когда дело касается решению обычной задачи, возникают проблемы?  Вот и я, глядя на своих дочерей  дома, а на работе на студентов, все чаще задаю себе этот вопрос. На курсах повышения квалификации  я услышала ранее не знакомое мне понятие «клиповое мышление», и это стало ответом на мои вопросы.

Глобальная информатизация приводит к изменению в ментальном плане. Под воздействием телевидения, компьютерных игр, Интернета и даже современной литературы у большинства представителей молодого поколения формируется особый тип мышления — «клиповое» [ 1 ].

Слыша слово «клип», люди, чаще всего, соединяют его с музыкой, видео и это не случайно, поскольку в переводе с англ. «сlip» – «отсечение; вырезка (из газеты); отрывок (из фильма), нарезка». По принципу построения музыкального клипа строится и клиповое мировоззрение, то есть человек воспринимает мир не целостно, а как череду почти не связанных между собой частей, фактов, событий. Обладатель клипового мышления затрудняется, а подчас не способен анализировать какую-либо ситуацию, ведь её образ не задерживается в мыслях надолго, он почти сразу исчезает, а его место тут же занимает новый [1 ]

В настоящее время СМИ активно муссируют слово «клип» в контексте мышления. Произошло это явление не одномоментно, сам термин «клиповое мышление» в философско- психологической литературе появился еще в конце 90-х г.г. ХХ в. и обозначал особенность человека воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо видеоклипа (отсюда и название), либо теленовост[ 2]

Первоначально именно СМИ, а не Всемирная сеть выработали универсальный формат подачи информации — так называемую последовательность актуальных клипов. Клип, в данном случае — это короткий набор тезисов, подающихся без определения контекста, так как в силу своей актуальности контекстом для клипа является объективная действительность. Таким образом, человек способен свободно воспринимать и интерпретировать клип в силу того, что погружен в эту самую действительность. На самом деле не все так прекрасно, как выглядит на первый взгляд, поскольку, ввиду фрагментарности подачи информации и разнесению связанных событий по времени, мозг просто не может осознавать и постигать связи между событиями. И, как результат, клип превращается в информационный шум. Формат СМИ заставляет мозг совершать фундаментальную ошибку осмысления — считать события связанными, если они имеют временную близость, а не фактологическую. Поэтому не удивительно, что появление клипового мышления — это ответ на возросшее количество информации [3]

 Влияние клипового мышления на успеваемость студентов

Следует отметить некоторые особенности студентов - обладателей клипового мышления:

1) не умеют анализировать, отсутствует четкая логика, они не умеют выделять главное и устанавливать логические связи;

2) обладают кратковременной памятью, в то время как долговременная память отсутствует. Они полностью забывают материал 2-3-4 недельной давности. Причина заключается в том, что при клиповом мышлении развита кратковременная «механическая» память, из которой полученная информация быстро стирается за 1-2-3 дня. А запоминание должно быть на основании анализа и установления логических связей, при этом запоминание осуществляется непроизвольно. Мозг усваивает логические связи и на их основе осуществляется запоминание. Такое запоминание основано на продолжительном мышлении, которое закрепляется на годы или на всю жизнь. При использовании, таким образом, полученных знаний в профессиональной деятельности происходит быстрое восстановление в случае их востребованности;

3) могут оперировать смыслами только малой длины. Возрастание сложности изучаемых объектов приводит к абсолютному непониманию изучаемого материала;

4) отсутствует интерес в изучении предмета, так как они не понимают о чем идет речь;

5) выражена быстрая утомляемость при изучении обязательных дисциплин;

6) наблюдается низкая дисциплина, обусловленная отсутствием интереса.

Человек не рождается с клиповым мышлением, оно вырабатывается и приобретается в силу следующих обстоятельств: компьютеризация, подключение школ к Интернету, зависимость от компьютерных игр и массовая культура.

Прежде всего, это компьютеризация и интернетизация школ и семей. Риску приобретения клипового мышления подвержено большинство подростков, имеющих неконтролируемый доступ к компьютеру и Интернету (всем известны победные отчеты чиновников в рамках национальных проектов).

Появляется зависимость от компьютерных игр. Известны случаи, когда подростки играли в компьютерные игры по несколько суток подряд без сна. Игра полностью искажает восприятие окружающего мира. Например, люди и транспорт на улице воспринимаются как фигуры из игры. Может возникнуть желание пострелять в этих, людей (просто так: попаду или не попаду).

Следующее обстоятельство - это потребление массовой культуры, к которой относится телевидение, музыкальные клипы, кинофильмы, специальная литература.

Телевидение подает информацию так, что на осмысливание какой-либо ситуации дается 1-2-3 минуты, потом подается другая ситуация, а первая стирается их памяти. Телевизионные шоу-программы обращены не к разуму, а к эмоциям, при этом их уровень зачастую «ниже пояса». Просмотр телевидения некоторыми подростками сводится к постоянному переключению каналов. Телевидение формирует управляемое восприятие, которое потребляет специально подготовленную информацию. Примерами могут служить также рекламные ролики, сводки новостей одна за другой, музыкальные клипы, шоу-концерты [4 ].

Возникла положительная обратная связь: производители потребляемой информации стали подстраиваться под аудиторию с клиповым мышлением, а именно, массовая культура стала обслуживать людей с клиповым мышлением. Появились фильмы, например, «Матрица» и книги, предназначенные для людей с клиповым мышлением, в которых печатные тексты упрощены, фразы короткие, логическая связь между ними слабая. Роль читателя сводится к простому, бездумному потреблению информации, что вызывает у человека с клиповым мышлением положительные эмоции, душевный комфорт.

Клиповое мышление удобно для коммерции и рекламы. В рекламе делается упор на эмоции, а не на содержание, отключается осмысливание, остается приятное ощущение от полученной информации [3].

Детей с клиповым мышлением трудно, а то и невозможно нормально учить. Приведем некоторые проблемы, связанные с наличием клипового мышления:

  1. Подростки не могут осилить что-либо из классической литературы, они могут читать только иллюстрированные комиксы и специальные газеты и журналы. Ученики не могут самостоятельно подготовить реферат, курсовую работу по гуманитарной или специальной дисциплине.

Считается, что при подготовке реферата на определенную тему ученик проводит большую самостоятельную работу (поиск источников, чтение литературы, анализ и отбор материала и т.п.), что способствует усвоению и осмысливанию изучаемого материала, развивает мыслительные способности студентов. Не секрет, что определенная часть учащихся относится к этому формально. Зачастую учащиеся «скачивают» материал из Интернета или покупают готовые сочинения, не вникая при этом в содержание и смысл темы. Таким образом, подготовка реферата превращается в пустую формальность.

  1. Молодые люди с клиповым мышлением не умеют работать самостоятельно.
  2. Резко снижается коэффициент усвоения знаний. Пример, обычно вначале изучения дисциплины оцениваются знания полученные ранее на смежных дисциплин, так практика показывает низкий исходный уровень знаний. Таким образом полученная ранее информация просто не задерживается!
  3. Быстрая забываемость. Например, на практических занятиях повторяется материал, который был изучен на теории, так как показывает практика очень мало студентов могут воспроизвести материал.
  4. Человек с клиповым мышлением не может успешно учиться и делать успешную карьеру. Такие люди являются аутсайдерами в учебе и карьере.
  5. Уровень критического сознания людей с клиповым мышлением низкий. Эти люди программируемы. Они восприимчивы к чудесам, тайнам, мистике.
  6. У учащихся с клиповым мышлением формируются своеобразные морально-этические ценности, а именно: ослабление чувства ответственности; понятия совести и чести исключены; отсутствует чувство сопереживания (смерть не вызывает сопереживания); люди становятся циничными; все, что связано с уровнем «ниже пояса», вызывает положительную эмоциональную реакцию.

Приведенные тенденции изменения мыслительных способностей у современного поколения молодых людей отмечают многие психологи. В связи с этим имеют место попытки поиска новых подходов и решений проблем обучения молодого поколения

Как бороться с минусами клипового мышления?

В некоторых странах проводятся специальные тренинги по борьбе с клиповым мышлением. На них учат концентрировать внимание и анализировать информацию. А в Соединённых Штатах рассеянное внимание у школьников лечат медикаментозно. Многие источники предлагают следующие способы борьбы с отрицательными сторонами клипового мышления:

Метод парадоксов

Михаил Казиник, профессор и педагог с мировым именем, в своей практике использовал «метод парадоксов», который развивает аналитические способности и критическое мышление. Парадокс значит противоречие. Исследования показали, что дети с пассивным сознанием принимают утверждения учителя на веру. Но когда учитель озвучивает два взаимоисключающих утверждения, как правило, ученики задумываются.

Чтение художественной и философской литературы

Для выработки усидчивости новичкам рекомендуется ставить на время чтения будильник. Сначала можно прерываться от книги каждые 10 минут, потом 20, 30 и так далее. В паузах полезно пересказывать прочитанные отрывки и анализировать поступки героев, а ещё лучше — тезисно конспектировать прочитанное. Результат — аналитический ум и порядок в голове.

Дискуссии и поиск альтернативной точки зрения

Чтобы глубоко и последовательно мыслить, нужно анализировать и понимать позиции людей с противоположными взглядами. Видеть только единственную точку зрения — всегда опасно.

В любом вопросе нужно искать противоположный взгляд. Обсуждение и участие в дискуссионных клубах и круглых столах делает человека трезвомыслящим.

День отдыха от информации

Ограничить себя в потреблении информации — мудрое решение в эпоху информационного бума. Эксперты предлагают ввести личный «День отдыха от информации». В этот день нельзя ничего смотреть или читать. Потребление заменяется созиданием и творчеством: можно писать, рисовать, общаться офлайн.

Нужно понимать, что клиповое мышление — вынужденное явление в эпоху информационных технологий, у которого есть как плюсы, так и минусы. Что касается детей, важно скорректировать их развитие и потребление клиповой информации. И как минимум, отдавать себе отчет в том, что те, кто позволяет своим детям часами сидеть за компьютерами, планшетами и айфонами, готовят для них не самое лучшее будущее.

Выводы:

-целесообразно вернуть вступительные испытания по русскому языку, биологии, химии – это позволит выявить исходный уровень знаний и провести корректировку учебного процесса (введение факультативов) по возможности

-учитывая специфику современного студента процесс обучения должен быть синтетическим, это подразумевает использование как классических, так и современных технологий: информационные (сетевые, дистанционные, компьютерные, мультимедийные); технологии проектов; игровые занятия; занятия тренинги)

-при составлении календарно-тематических планов необходимо соблюдать преемственность в изложении материала (например, сначала изучать

Список литературы:

1.Семеновских Т.В. “Клиповое мышление” — феномен современности [Электронный ресурс]. / Оптимальные коммуникации: эпистемический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ. – Режим доступа: http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/ (дата обращения: 14.10.2014).

2.Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. // Мат. Всерос. юбилейной науч. конф., посвященной 120- летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире». Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 110-112.

3.Абраменкова В. Дети и телевизионный экран / В. Абраменкова, А. Богатырева // Воспитание школьников. - 2009. - № 6. - С. 28-31.

4.Гураль С.К. Язык и мышление. Феномен «сложного» мышления // Язык и культура. - 2008. - № 3. - С. 5-12.

5.Горбовец А. Люди гибнут за металл: чему учат телевизионные игры / А. Горбовец // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности: Информационно-методическое издание для преподавателей / В. Шолох. - 2009. - № 6. - С. 20-24.

 

Оригинал работы:

Клиповое мышление - феномен современности




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*