Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Социально-психологические условия профилактики агрессивности подростков

26.06.2017 542 1454
Филиппова Ольга Васильевна
Филиппова Ольга Васильевна, преподаватель

Сибирский геофизический колледж

Изучение и профилактика агрессивности людей стала одной из важных задач в современном мире.

Повышенная  агрессивность подростков  является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число подростков с таким поведением растет. И в своей профессиональной деятельности мне приходится работать с подростками, проявляющими агрессивное поведение.  Это вызвано целым рядом неблагоприятных факторов: кризисом семейного воспитания, ухудшением социальных условий жизни детей,; невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей.

Свою долю вносят и средства массовой информации, кино - и видео индустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия.  В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос, проводятся исследования, издаются учебники

Особенно важной является помощь обучающимся, агрессивность которых находится только в стадии становления. Это позволяет предпринять своевременные корригирующие меры.

Проведя опрос среди преподавателей в Сибирском геофизическом колледже, выяснилось, что среди студентов были случаи агрессивного поведения, поэтому поставлена проблема исследования – выявление студентов, склонных к агрессии, а также работа с группами  для предупреждения девиантного поведения.

Выдвинута гипотеза: социально-педагогическая деятельность по профилактике агрессивных проявлений в поведении подростков в условиях колледжа будет эффективна, если будет проводиться своевременная диагностика, и будут системно применяться разработанные  рекомендации.

Для реализации гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы по агрессивному поведению;
  2. Исследовать содержание социально-педагогической деятельности по профилактике агрессивного поведения подростков и формы его коррекции в условиях колледжа;
  3. Познакомиться с накопленным опытом в области профилактики агрессивных проявлений в поведении подростков;
  4. Рассмотреть и проанализировать методики изучения агрессивности подростков;
  5. Проанализировать опытно-экспериментальную работу по выявлению и профилактике агрессивного поведения подростков. Разработать рекомендации по работе с такими подростками.

Экспериментальной базой исследования стал Сибирский геофизический колледж.

В ходе опытно-экспериментальной работы приняли участие более 50 студентов, анкетирование проведено также среди пятнадцати преподавателей.

В быту агрессия воспринимается людьми как сугубо отрицательное проявление человеческой природы.

Агрессия - это действия и высказывания, направленные на причинение вреда, душевной и физической боли другому существу.

В настоящее время имеются следующие общепризнанные подходы к выделению видов агрессии.

Исходя из форм поведения выделяют:

  • физическую - использование физической силы против другого лица или объекта;
  • вербальную - выражение негативных чувств через вербальные реакции (ссора, крик) и/или содержание (угроза, проклятья, ругань).

Исходя из открытости проявления выделяют:

  • прямую - непосредственно направленную против какого-либо объекта или субъекта;
  • косвенную, выражающуюся в действиях, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. д.), а также действиях, характеризующихся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и пр.). Агрессивность подростков

В подростковом возрасте увеличивается степень агрессивность в поведении. Этому есть ряд обоснований объективного характера.

Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает образ жизни подростков. Характерным становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми.

Бочкарёва Г.П. выделяет типы семьи, которые способствуют формированию агрессивного поведения у детей и подростков:

  • с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям;
  • в которых отсутствуют эмоциональные контакты между её членами, безразличие к потребностям ребёнка при внешней благополучности отношений. Ребёнок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;
  • с нездоровой нравственной атмосферой, где ребёнку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни. имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждённости, грубости, определённой части подростков, стремления делать всё назло, вопреки воле окружающих, что создаёт объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий.

Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы. Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых «острых ощущений». Алкоголизация и наркотизация теснейшим образом вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков. Часто подростки распитием спиртного как бы отмечают свои «заслуги»: удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи. Объясняя свои плохие поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости, храбрости.

Можно заключить, что агрессивное поведение для детско­го и подросткового возраста - достаточно обычное явление. Более того, некоторый уровень агрессии  является необходимым для оптимального приспособления человека к действительности, в процессе социализации подростка агрессивное поведение имеет ряд важных функций. В норме оно освобож­дает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации. Таким образом, при неблагоприятном воздействии внутренних и внешних факторов агрессивное влечение действительно приобретает формы агрессивности и устойчивого разрушительного поведения вплоть до общественно опасных форм. Но агрессия не обязательно должна приводить к отрицательным последствия. Например, она может не только смещаться на все новые и новые объекты, но и замещаться (сублимироваться) в различных формах деятельности – бизнесе, учебе, спорте, лидерстве.

Однако, наличие агрессии, как устойчивого образования - свидетельство нарушений в личностном развитии. Она мешает нормальной деятельности человека, полноценному общению с людьми. Но не всегда дети сами виноваты, в том, что происходит в их жизни.

Сибирский геофизический колледж ведет подготовку специалистов по  специальностям «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых»; «Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых», «Технология и техника разведки  месторождений полезных ископаемых». В учебных группах колледжа большинство студентов составляют юноши (77%).

Мною были выбраны следующие методы определения агрессивности поведения у подростков:

  • анкетирование преподавателей, кураторов;
  • метод наблюдения за подростками в различных ситуациях;
  • определение уровня агрессивности поведения с помощью опросников Басса – Дарки и Почебут.
  • анкетирование преподавателей, кураторов;
  • определение уровня агрессивности поведения с помощью опросников Басса – Дарки.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». При составлении опросника авторами использовались принципы:

  • вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
  • вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы оцениваются по восьми шкалам, а так же вычисляется индекс враждебности и индекс агрессивности.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4. Нормой враждебности - 6,5-7 плюс-минус 3.

В анкетировании приняли участие 28 человек - студентов 1 курса, возраст 15-17 лет. Все студенты воспитываются в благополучных семьях, часть (39 %)  из неполных семей. Опрос проходил в режиме онлайн-тестирования. Индекс агрессивности в норме у 24 респондентов, выше нормы – 2 человек, ниже нормы -  2 человека.

Индекс враждебности  в норме у 22 человек, выше нормы - 4, ниже нормы -  4.

В исследуемой группе количество враждебных  и агрессивных студентов не более 25%.

В настоящее время получили широкое распространение две основные технологии работы с подростками девиантного поведения – профилактика и реабилитация. Для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, привить умения находить мирные пути решения конфликтов.

В ходе работы со студентами были проведены беседы, в которых разбирались ситуации из личной жизни студентов, из кинофильмов. Студенты были заинтересованы и активно принимали в них участие.

Для коррекции агрессивного поведения подростков в колледже 2 месяцев работы недостаточно, но если ее вести системно и целенаправленно, а именно – будет своевременно проведена диагностика, профилактика, в таком случае  социально-педагогическая деятельность будет эффективна.

Тот опыт, который я получила при анализе агрессивности подростков Сибирского геофизического колледжа, пригодится для планирования дальнейшей воспитательной работы в колледже,  материалы исследования могут быть полезны кураторам групп, воспитателям в общежитии.

 

Список используемой литературы

  1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков:/В.А. Аверин // Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А. — 2006. с. 361
  2. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие/ Под ред. Н.М.Платоновой. – СПб.: Речь, 2006.-336 с.
  3. Бакшеева, Т.С. Влияние арт — терапии на поведение подростков // Школьному психологу. — 2010. — №7. — с. 58–60
  4. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер. - М.: Педагогика, 1991. - 142 с. - ISBN 5-7155-0410-4.
  5. Ванакова, Г.В. Агрессивность учащихся: как к ней относиться?/Г.В. Ванакова // народное образование. — 2012. — №7. — с. 245–250.
  6. Воробьев, К. Профилактика агрессивности в подростковой среде // Воспитание школьника.— 2008.— №6.— с. 55–61
  7. Дубинин С.Н. Агрессия как стратегия адаптации девиантных подростков / С.Н. Дубинин // Среднее профессиональное образование. - 2009. - №4. - С. 41-44.

 

Оригинал работы:

Социально-психологические условия профилактики агрессивности подростков




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*