Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

«Формирование духовно-нравственной культуры учащихся на уроках русского языка с привлечением творчества сибирских поэтов»

16.04.2011 184 1823
Лондарева Надежда Ивановна, учитель

Лицей № 92 МОУ, г. Омск

 Уроки русского языка чаще всего нуждаются в том, чтобы теоретический материал закреплялся не на «сухих» предложениях, а на художественных текстах, лучше поэтических.


Этим мы убиваем несколько зайцев: знакомимся с поэтами-сибиряками, узнаем о событиях в новой стихотворной форме, и на этой основе обучаем пунктуационным правилам.


Дети хорошо знаю стихи Т. Белозерова, но с его творчеством в основном знакомились в начальной школе.

В 8 классе при изучении однородных членов учащиеся не только вспоминают Т. Белозерова, но по-другому смотрят на его стихи.

Гимн

Слава солнцу,

Слава небу,

Слава грому и дождю,

Слава праздничному хлебу

И ядреному груздю.

Слава зверю,

Слава птице,

Слава утренней заре,

Слава радостной кринице

И задумчивой горе!

Слава шумному причалу,

Слава тихому крыльцу,

Слава вечному началу

И бессмертному концу!

                                             Т. Белозеров

В нем и однородные члены, связанные бессоюзной связью и сочинительным союзом, и в нем же яркий пример анафоры («слава»), эпитетов («праздничному хлебу», «ядреному груздю»), антитезы («вечному началу и бессмертному концу»).

Небольшие по объему произведения служат хорошим подспорьем для написания мини – сочинений, они воспитывают любовь к городу, «бережно хранящему старину».

Я этим городом храним,

Но провиниться перед ним

Не дай мне, Бог,

Не дай мне, Бог, вовеки.

 

Где-то есть город, тихий, как сон.

Пылью тягучей по грудь занесен.

В медленной речке вода, как стекло.

Где-то есть город, в котором тепло.

Наше далекое детство там прошло…

                                 Роберт Рождественский

В Сибири не было войны,

Но в каждом сквере обелиски…

 

Изучаем обособленные определения в 8 классе. Записываем четверостишие:

Сибирь – страна зеленая,

Морозами каленная,

Ветрами просоленная,

Судьбой не обделенная…

 

После записи дети соглашаются с автором, что действительно наша сибирская сторона именно такая, а отсюда легче запоминается обособление причастного оборота, прилагательного с зависимым словом.

При объяснении постановки тире между подлежащим и сказуемым («Сибирь – страна») обязательно отметим, что Сибирь – это не просто часть территории Российской Федерации, а страна, на территории которой могут поместиться несколько европейских государств.

Из опыта работы знаю, что учащиеся затрудняются в определении односоставных предложений. Изучается эта тема только в 8 классе, а проверяется  знание односоставных предложений при выполнении задания В-4 на ЕГЭ.

Качество определения вида односоставных предложений повышается в разы, если тренироваться на поэтическом материале, лучше на местном.

В стихотворениях В. Новикова, М. Кузина, Н. Разумова, А. Дерюшева, М. Симонова, А. Балачана, Е. Кордзахии, Т.Четвериковой есть прекрасные строки, которые можно использовать при изучении этой темы.

 

На Татьяну мело, на Татьяну буранило,

Колдовскими снегами лепило в стекло,

Зажигало сугробы алмазными гранями,

Подымало с перин, к сумасбродствам влекло

                                                                     Е. Кордзахия

Еще разок селом пройтись

Осталось мне перед дорогой

Сходить на кладбище, взглянуть

На сердцу милые могилы

И добрым словом помянуть

Отца и мать.                          А.Балачан

                                                                       

Мне дано стихами говорить,

Никого не звать и не корить,

Мудрых мыслей миру не дарить –

Просто жить, стихами говорить…

 

 

Что лучше – доверять

Иль проверять?

Быть правильной

Иль потрясать основы?

Негоже мне

Ошибки повторять…

Наверное, придется

Делать новые.     

                        Марина Безденежных

 

Зимы все нет.

То оттепель, то снова гололедица.

                                                          Т. Четверикова

 

Не стой и не ищи в кармане брюк

Бумажку с адресом, ключи, монету,

Сядь за письмо, отправь на юг,

Дождись ответа к будущему лету.

                                                          М. Симонов

 

Высылают с котомкой

Без возврата назад.

 

Вопли жгучей метели.

Волчий вой. Лисий лай.

 

Читаю до сердечной боли

Статьи журналов и газет.

                                                        В.Новиков

 

Не бойтесь, люди, с добротой

Казаться чуточку смешными.

                                                        Н. Разумов

 

Можно, конечно, не верить

Сказкам этого мира,

Только не все измерить

Мерками ювелира.

                                                       А. Дерюшев

В наши дни у молодежи много увлечений и развлечений. Грамматику изучают все, только грамотных не так много. В большом городе безграмотность кричит с плакатов, объявлений. Я думаю, что поэзия – это один из рычагов, с помощью которого можно вернуть учащихся к духовности, без которой жизнь человека, особенно юного, никчемна. В Омской области есть прекрасные поэты, у которых болит душа, которым есть «кого позвать, порадовать, приветить».




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*