Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Государственно-частное партнерство в образовании на примере Белгородской области

22.06.2017 261 376
Ковалев Антон Павлович
Ковалев Антон Павлович, преподаватель

Оскольский политехнический колледж

Современное развитие бизнеса привело к тому, что предприниматели стали понимать необходимость своего участия в развитии профессионального образования. Естественно, что мировая и отечественная практика идет по пути развития государственно-частного партнерства (далее ГЧП, устоявшаяся аббревиатура) в образовании. Бесспорным является и то, что деятельность обеих сторон имеет целью обеспечение полноценной жизни общества, которое одновременно является и результатом их совместных усилий, и целью сотрудничества.

ГЧП в образовании можно представить как тесное взаимодействие между образовательными учреждениями и частным бизнесом в сфере развития хозяйственного взаимодействия для достижения единой цели. Союз государства и бизнеса в реализации учебных проектов может быть основан на законодательных актах и специальных соглашениях.

Для нормального функционирования системы ГЧП абсолютно необходимо четкое законодательное регулирование и организационное обеспечение всех сторон взаимодействия участников государственно-частного партнерства. На федеральном уровне  понятие  «государственно-частное  партнерство»  юридически  не закреплено,  хотя  оно  и  широко  применяется в различных нормативных актах, в частности в  Бюджетном кодексе Российской Федерации. Анализ законов и нормативных актов в области ГЧП, не только в сфере образования, имеет и ряд недостатков. Основные проблемы российского законодательства это:

  • противоречивость некоторых законодательных актов;
  • неопределённость базовых понятий и формулировок;
  • отсутствие механизмов реализации законодательных актов;
  • общие характеристики законодательства в этом направлении.

Так же необходимо привести в порядок налоговое законодательство, действующее в этом направлении.

Анализ тенденций развития системы высшего и профессионального образования показал, что на сегодняшний день получила свое естественное развитие идея формирования самодостаточной инфраструктуры высших учебных заведений, одной из форм которых являются университетские комплексы.

Университетские комплексы, призванные объединять образовательные, исследовательские и сопутствующие учреждения в единое целое. Инновации в таких решениях позволят более эффективно и качественно преобразовать учебный процесс, направляя его интеллектуальные, материальные, информационные и человеческие ресурсы не только на подготовку специалистов, но и на проведение исследований, разработку инновационных проектов и т.п.

Еще одним из направлений развития ГЧП являются новые образовательные структуры учебно-научно-производственные комплексы (УНПК). В рамках УНПК учебная и исследовательская деятельность организуется не только в соответствии с государственными образовательными стандартами, но и в соответствии с прямыми потребностями самих предприятий и учреждений на основе двусторонних договоров образовательная организация - предприятие-партнер.

В рамках таких договоров, как правило, возникают три основных направления деятельности:

  • организация совместной научно-исследовательской деятельности;
  • организация совместного обучения отобранного контингента студентов по специальности;
  • организация системы непрерывного повышения квалификации сотрудников предприятия-партнера.

Сегодня бизнес активно способствует развитию социальных инвестиций в области образования. Основное направление социальных инвестиций – это полное взаимодействие с образовательным учреждением и его структурными подразделениями. Причем если ранее это взаимодействие носило только спонсорский характер по типу безвозмездных пожертвований, то в нынешнее время бизнес активно участвует в образовательном процессе, как то совершенствование материальной базы, так и вовлечение уникальных специалистов в сферу образования, привлечение своей базы, в том числе и специалистов, для модернизации учебного заведения на территории своего присутствия, привлечение других благотворителей, а так же бюджетов других уровней для проведения проектов в рамках ГЧП. Примером являются корпоративные университеты и школы бизнеса типа «Школы бизнеса Бирюч», а так же в рамках высших учебных заведений, взаимодействие МеталлИнвеста и СТИ НИТУ МИСиС.

Социальные инвестиции в образование могут быть такие как:

  • финансовые пожертвования и инвестиции фонды развития, предназначенные для учреждения и иные фонды;
  • прямые социальные инвестиции, направленные на изменение (формирование) рынка труда;
  • безвозмездное предоставление услуг и товаров учебному заведению;
  • проведение совместных мероприятий, акций, лоббирование интересов учреждения.

Одним из направлений реализаций механизма ГЧП является создание институтов таких как: попечительские, наблюдательские, управляющие, общественные и другие советы, которые позволят подключить к развитию системы образования научной, интеллектуальной и материальной баз, как самого учебного заведения, так и государственных, частных, общественных и других. Каждый подобный институт (совет) призван своим участием привносить вклад в развитие учебного заведения и привлекать финансирование, представление грантов, разработку стратегии. А так же помогать выпускникам в трудоустройстве, лоббировании интересов в государственных структурах.

Чаще всего таким советам предоставляются расширенные полномочия, что придаёт огромное значение вопросу их состава. Чаще всего в них входят (или могут входить), представители власти различного уровня, общественные деятели, руководители или ведущие специалисты предприятий.

Ещё одним важнейшим направлением ГЧП является создание взаимосвязи и взаимодействий между бизнесом, общественными и образовательными организациями и государством. Разработка и совершенствование содержания образовательных программ, корректировка их в интересах бизнеса. А так же повышение квалификации непосредственно в самом бизнесе (предприятии) профессорско-преподавательского состава.

Одним из важных направлений является подготовка тем курсовых и дипломных работ, а так же диссертаций непосредственно для заказчика (предприятия, бизнес-направления).

Своевременным и удачным направлением ГЧП является развитие институтов грантов и грантовые программы в виде безвозмездного финансирования реальных направлений деятельности. Создание программ, академических курсов, исследований в конкретном направлении. Активно в этом принимают участие всевозможные благотворительные фонды.

Довольно новым, но развивающимся направлением является создание ассоциаций выпускников – добровольных общественных организаций с общественным самоуправлением. В этих организациях выпускники налаживают профессиональные и деловые контакты, создают совместные проекты с администрацией и студентами учебного заведения и теми бизнес структурами частью которых они являются. Члены данных ассоциаций активно участвуют в разработке и совершенствовании учебных программ. Данная деятельность направлена для актуализации учебного процесса в русле современных потребностей.

Ассоциации выпускников являются одним из самых перспективных развитий ГЧП и очень распространены в западных странах. У нас же это достаточно редкий механизм. По- этому не до конца урегулированы планы возможных взаимодействий нормативными и правовыми актами.

Стратегия развития ГЧП в Белгородской области предполагает многообразие форм взаимодействия между бизнесом, государством и образовательными структурами. Как пример, взаимодействие между образовательными и коммерческими организациями юридически закреплено в «Законе об образовании в Белгородской области», документ №314 от 31 октября 2014 года. Статья 11, пункт 6, часть 3 «привлечение финансовых средств работодателей на развитие профессиональных образовательных организаций, находящихся на территории Белгородской области» [2]. Хотя более чётких и конкретных законов на взаимодействие бизнеса, государства и образования не разработано. Что и является достаточно серьёзной проблемой в организации взаимодействия.

Табл. 1. Статистика реализации проектов ГЧП в образовании в Белгородской области

Отрасль реализации проекта

Уровень реализации

проекта

 

115-ФЗ

РГЧП

Иные

формы

 

Общий

итог

 

Образование

- Региональный

- Муниципальный

6

14

7

28

2

1

15

43

Источник: данные Минэкономразвития России, расчеты Центра развития ГЧП

Основными формами участия Белгородской области в государственно-частном партнерстве являются заключение и исполнения публичным партнером и частным партнером соглашения о государственно-частном партнерстве.

Участие Белгородской области в государственно-частном партнерстве осуществляется в следующих формах:

  • Предоставление образовательному учреждению объектов движимого и недвижимого имущества (в том числе земельных участков), предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением;
  • Предоставление образовательному учреждению результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, необходимых для исполнения соглашения;
  • Финансовое обеспечение части расходов по созданию объекта соглашения, его эксплуатации и техническому обслуживанию;
  • Предоставление образовательному учреждению государственных гарантий в соответствии с законодательством Белгородской области и Российской Федерации;
  • Возмещение расходов образовательному учреждению на создание объекта соглашения, его эксплуатацию и техническое обслуживание в размере, в порядке и в сроки, которые определены соглашением.

Одним из ярких примером взаимодействия образования и коммерческого предприятия является Школа менеджмента «Бирюч», созданная на базе учебного центра «ЭФКО».

Школа менеджмента «Бирюч» — это научный и учебно‐воспитательный центр, имеющий своей конечной целью подготовку эффективных менеджеров и разработку формальных и неформальных внутрифирменных коммуникаций, мотивирующих персонал на достижение высших результатов в своей профессиональной деятельности. Основная задача научной работы Школы менеджмента «Бирюч» — изучение сущности человека до уровня понимания, позволяющего создавать целостные концепции обеспечения личностных и профессиональных компетенций студентов. Это происходит за счёт включения менеджеров в процессе обучения в эмоционально‐чувственные и социально‐экономические отношения [3].

Школа менеджмента «Бирюч» реализует совместно с Московской международной высшей школой бизнеса «МИРБИС» такие проекты, как обучение менеджеров основного производства в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров, обучение студентов по программе «МВА» [3].

А самым ярким примером взаимодействия бизнеса, образования и государства является программа НИТУ МИСиС «УМНИК», которая предполагает финансирование развития (до уровня коммерческого применения) некоторой научно-технической идеи на протяжении двух лет. Объем финансирования — 200 тысяч рублей ежегодно.

Основная цель программы «УМНИК» — выявление молодых ученых, стремящихся самореализовываться через инновационную деятельность, и стимулирование массового участия молодежи в научно-технической и инновационной деятельности путем организационной и финансовой поддержки инновационных проектов [4].

Участниками Программы могут стать физические лица с 18 до 28 лет включительно (как правило, студенты, аспиранты, молодые исследователи), отобранные на аккредитованных мероприятиях программы. Ежегодно по стране отбираются от 1000 проектов [4].

Данные направления развития отношений являются приоритетными и могут определять эффективность развития системы образования в целом.

Использованы материалы:

  1. Статья первого заместителя директора ВШГА МГУ Еремина В.Л. в журнале «Актуальные проблемы социально-экономического развития России»
  2. Закон об образовании в Белгородской области, документ №314 от 31 октября 2014 года.
  3. Сайт Школы менеджмента «Бирюч»: http://biruch.efko.ru
  4. Сайт Программы «Умник» в НИТУ МИСиС: http://umnik.fasie.ru/moscow_MISiS/

 

Оригинал работы:

Государственно-частное партнерство в образовании на примере Белгородской области




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*