Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаРазвитие искусства классической гитары в России в прошлом столетии связано с рядом национальных особенностей. На начальном этапе российская гитаристика в значительной степени зависела от западных, и, в частности, испанских установок, что было вызвано, во-первых, изолированностью России от мирового сообщества, а во-вторых – особенностью сложившейся политической ситуации внутри страны. Развитие искусства классической гитары в XX в., охватывая период приблизительно до 1960-х годов, было в упадке и отставало от развития гитарного искусства в мире по всем направлениям (исполнительство, методика, репертуар, профессиональное образование). Но «реабилитировав» себя уже во второй половине ХХ века, с начала 1980-х годов российское гитарное искусство получило мировое признание, став существенной составляющей мирового исполнительского искусства в области классической гитары. Все началось с гастролей испанского гитариста А. Сеговии в Россию в 30-40 годах прошлого столетия. Репертуар, исполняющийся Сеговией, его приёмы игры и стиль исполнения оказались определяющими в развитии гитарного искусства в СССР и в современной России. Под сильнейшее воздействие этого мастера попали многие советские гитаристы, педагоги – композиторы того времени, положившие начало советской школе классической гитары.
Родоначальником современной гитарной педагогики и исполнительства стал Петр Спиридонович Агафошин, создатель первой русской "Школы игры на шестиструнной гитаре", в основу которой легли семинары А. Сеговии, а так же свыше десятка сборников пьес классиков для шестиструнной гитары и шести альбомов собственных транскрипций и композиций, ставший первооткрывателем музыкальных школ в России. Более 40 лет Агафошин проработал артистом оркестра в Государственном Малом театре, с 40 годов - преподавателем в музыкальном училище имени Октябрьской революции, а позднее – в Московской государственной консерватории. Многие известные советские гитаристы были его учениками (А. Иванов-Крамской, И. Кузнецов, Е. Макеева, и другие).
Александр Михайлович Иванов-Крамской является выдающейся фигурой гитарного мира советского периода. Основной заслугой этого музыканта считают его активную деятельность по популяризации классической гитары в нашей стране, становлению отечественной гитарной школы и утверждению статуса гитары, как профессионального инструмента.
Безусловно выдающимся достижением, сыгравшим огромную роль в последующем бурном расцвете гитары в СССР, явилось открытие по ходатайству композитора классов гитары в музыкальных училищах им. Гнесиных и при Московской консерватории, благодаря чему советские гитаристы смогли получать полноценное профессиональное образование.
Иванов-Крамской был одним из первых отечественных композиторов, кто начал создавать репертуар для шестиструнной гитары. Он автор первых русских двух концертов для гитары с оркестром и свыше ста пьес для этого инструмента. А. Ивановым-Крамским выпущена «Школа игры на шестиструнной гитаре». Он успешно сочетал концертную деятельность, записи на радио и грампластинки с педагогической деятельностью. Александр Михайлович не только пропагандировал гитарное исполнительское искусство, но и сам писал для гитары, а также стимулировал композиторов своего времени к сочинению для гитары. С большим удовольствием музыкант занимался обработкой русских народных песен: «Как у месяца», «Я на камушке сижу», «Хороводная», «Тонкая рябина».
Облик гитары в понимании Иванова-Крамского дуалистичен – он вобрал в себя черты как русского, так и испанского инструмента, его классический образ и возможность воплощения русской задушевной лирики. Иванов-Крамской «убеждал российских композиторов писать музыку для гитары, сам создавал как учебный, так и концертный репертуар». Благодаря его могучему авторитету многие композиторы сделали свой вклад в развитие гитарного репертуара: Н. Иванова - Крамская, Е. Ларичев, Е. Вещицкий, В. Калинин, а так же талантливый гитарный композитор второй половины ХХ века– С. Руднев.
К 80-ым годам 20 столетия целая плеяда российских композиторов пишет для классической гитары в самых различных направлениях и жанрах: В. Рехин, Н. Кошкин, В. Козлов, Е. Поплянова, О. Киселев, А. Виницкий. Их яркая программная и новаторская музыка стала золотым фондом не только российской, но и мировой гитарной педагогики. Вовлечение выдающихся Российских композиторов 20 века в процесс формирования нового репертуара для гитары привело к стремительному росту гитарного искусства и педагогики, повышению престижа гитары, развитию исполнительской техники и художественных возможностей инструмента, появлению новых музыкальных жанров.
Список использованных источников:
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.