Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ системе среднего образования предмет «Литература» занимает одно из центральных мест. Как средство познания действительности, она обеспечивает интеллектуальное развитие, развивает абстрактное мышление, память и воображение, позволяет познать самого себя, овладеть средствами самоанализа и самовыражения.
Проблема всех российских школьников и студентов на современном этапе обучения и воспитания – бедный словарный запас, неумение поддержать беседу, низкий уровень культуры речи, незнание исторического прошлого своей страны. Всё это связано с приходом современных компьютерных игровых технологий, а замечательные произведения художественной литературы остаются невостребованными.
Низкий интеллектуальный уровень подрастающего поколения – одна из самых актуальных проблем современного общества. Я считаю, что процесс формирования исследовательских навыков посредством изучения художественных текстов способен повысить мотивацию студентов к изучению литературы, что способствует повышению интеллектуального уровня личности каждого. Под интеллектом я понимаю – умение человека анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения, порождать новые идеи.
На мой взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может показать высокий интеллектуальный уровень, занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность.
В настоящее время важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока литературы. Поэтому, основная задача педагога-литератора использовать для обучения не только традиционные способы проведения уроков литературы, но и разрабатывать творческие виды работы, которые помогут ученикам повысить свой образовательный и воспитательный интеллектуальный уровень, сформировать творческую личность, активизацию личностной позиции в образовательном процессе.
Путей формирования исследовательской позиции студентов, развития интеллектуально-творческого потенциала личности существует много, но собственно исследовательская практика, бесспорно, одна из самых эффективных. Умения и навыки исследователя легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно то, что самые прочные знания те, которые добыты самостоятельно, в ходе собственных исканий.
Исследовательская деятельность посредством изучения художественного текста способствует развитию интеллектуального потенциала, формированию способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, формированию языковой коммуникативной культуры, воспитанию подлинно свободной личности – всё это соответствует приоритетным направлениям современной системы образования. Диапазон опыта проявляется в системе «урок – урок-исследование» и направлен на повышение интеллектуального уровня студентов через вовлечение их в учебное исследование художественных текстов на уроках литературы.
Исследование художественных текстов – работа долгая и трудоёмкая. Идея использования исследования как метода обучения известна со времен Сократа (беседа–исследование), организация целенаправленного обучения, при котором ученик ставился в положение первого исследователя определенной проблемы и должен был самостоятельно найти решение и сделать выводы, появилась в педагогике в конце 19 века. Известными ведущими педагогами-психологами являлись: А.Я. Герд, М.М. Стасюлевич, Р.Э. Армстронг, Т. Гексли, впоследствии этот метод широко использовался в отечественной практике: Б.В. Всесвятский, И.П. Плотников, В.Я. Стоюнин, И.И. Срезневский, К.П. Ягодовский. Обращение к художественному тексту позволяет в комплексе решать обучающие, развивающие и воспитательные задачи урока, а студентам даёт возможность повысить свой интеллектуальный уровень - умение анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения, порождать новые идеи, реализовать свои творческие способности.
В своей работе я использую идеи педагога-психолога Е.Н.Ильина, который утверждает, что исследовательская деятельность учащихся – нелёгкое, но увлекательное занятие. Существует множество форм проведения уроков, предполагающих выполнения учениками исследования посредством художественного текста или его элементов: урок-исследование, урок-практикум, урок - творческая лаборатория, урок - творческий отчёт. Очень важным условием для хорошей исследовательской деятельности оказывается умение студентов работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять полученные данные, умение находить информационный центр.
Все уроки литературы, построенные на учебном исследовании текста, носят творческий характер. В основе – интерактивные формы и методы обучения: технология развития критического мышления, групповая работа. Таким образом, от выбора метода зависит сама возможность реализации учебного исследования художественного текста и его проведения, получения определённого результата, будь то теоретический метод или же практический.
Использование новых образовательных технологий, использование информационно–коммуникационных технологий, новых методик способствует активизации познавательной и исследовательской деятельности на уроках литературы, повышению интеллектуального уровня, получению прочных и глубоких знаний учащихся при непосредственной их заинтересованности.
Под исследовательской деятельностью посредством изучения художественных текстов я понимаю деятельность студентов, связанную с решением ими творческой, исследовательской задачи и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Приобщение студентов к исследовательской деятельности посредством изучения художественных текстов способствует решению следующих задач:
-повышению интеллектуального уровня;
-развитию интереса к литературе, расширению и актуализации знаний по предмету;
-формированию самостоятельности, творческой выработке решений;
-формированию навыков исследовательской деятельности;
Чаще всего при выполнении исследовательской работы по литературе я использую такие методы, как ассоциативный эксперимент, метод дедуктивного наблюдения над художественным текстом, метод классификации и обобщения фактов.
К таким занятиям студенты готовятся заранее, согласно этапам работы. Так, исследование преемственности «Донских рассказов» и романа-эпопеи «Тихий Дон» Михаила Александровича Шолохова, проходило в три этапа:
1 этап – чтение рассказов, анализ внешности и характеров главных героев;
2 этап – нахождение в романе «Тихий Дон» прототипов главных героев «Донских рассказов»;
3 этап – исследование и в рассказах и в романе одинаковых приёмов и художественных средств, используемых автором.
Таким образом, студенты самостоятельно работают с текстом, находят черты преемственности этих исторических произведений: тематику, типичные конфликты, художественные средства преемственности характеров героев, черты изобразительного и художественного мастерства. Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения студентов исследования художественных текстов. О выполненной работе надо не только рассказать, ее нужно защитить. В ходе защиты студент учится излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы – тем самым демонстрировать свой интеллектуальный уровень.
Используемые приемы, средства и формы обучения данной темы дают положительные результаты, студенты стремятся к повышению интеллектуального уровня, более глубокому изучению предмета, с увлечением выполняют исследовательские работы.
Библиографический список
Интернет-ресурсы по проблемам исследовательской деятельности: www.vernadsky.dnttm.ru - сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Русская и английская версии. www.issi.dnttm.ru - сайт журнала «Исследовательская работа школьника»
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.