Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Аранжировка музыкального произведения Поля де Сенневиля «Eleana» в нотном редакторе

16.06.2017 718 1144
Примаков Павел Петрович
Примаков Павел Петрович, преподаватель

Свердлова Ксения Викторовна
Свердлова Ксения Викторовна, преподаватель

Вятский колледж культуры

Эстрадная музыка своими корнями уходит в далекое прошлое, следы которого можно увидеть в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. Элементы эстрады присутствовали в представлениях странствующих скоморохов в России, шпильманов в Германии, жонглеров во Франции. Трубадурское движение во Франции конца XI века выступило новым носителем общественной идеи. Его особенностью было написание музыки под заказ, жанровое разнообразие песен, от любовной лирики до воспевания боевых подвигов воинов. Распространяли музыкальное творчество наемные певцы и бродячие артисты.

Развиваясь как искусство праздничного досуга, эстрада стремилась к необычности и разнообразию. Ощущение праздничности создавалось за счет внешней зрелищности, игры света, смены декораций, изменения формы сценической площадки. Эстрадная музыка на сегодня занимает одно из ведущих мест в так называемой «массовой культуре». Этот жанр распространяется практически всеми современными средствами массовой информации и пользуется огромной популярностью у широкого круга слушателей и исполнителей, что способствует пропаганде музыкальной эстрады в индустрии звукозаписи. Музыкальная эстрада оказывает влияние на вкусы широкой публики, на ее предпочтения, эстетические критерии, ее запросы и потребности, которые игнорировать практически невозможно.

В нашей стране и за рубежом существует огромное количество профессиональных и самодеятельных эстрадных ансамблей, и оркестров. Постоянно увеличивается число музыкантов, интересующихся вопросами профессиональной аранжировки музыкальных произведений для эстрадных коллективов. Профессиональная аранжировка является целью не только композитора, но также и каждого исполнителя. Композитор стремится к тому, чтобы аранжировка сделала написанное им произведение более популярным и придала музыкальному произведению особую стильность. Грамотная профессиональная аранжировка музыкальных произведений – это огромнейший этап работы над созданием любой музыкальной композиции. Он включает в себя правильный подбор инструментов, соответствующих определенным оркестровым функциям, грамотное их изложение соответственно тесситуре партий, способность уловить гармоничное сочетание тембров инструментов, а также фактурную насыщенность звучания.

Аранжировка, в переводе с английского языка «Arrangement» имеет несколько значений. Среди них: устройство, расположение, приведение в порядок. Аранжировка является творческим процессом работы над музыкальным произведением с целью представить его в форме, которая отличается от оригинала. Она допускает использование самых различных способов развития первоначального материала. Аранжировка является своего рода со-композиторством, так как нередко приходится досочинить новый материал (вступление, заключение, вариации), т.е. изменить непосредственно форму музыкального произведения.

Компьютерные технологии повышают производительность труда аранжировщика и, в определенной мере, упрощают его работу. Существуют нотные редакторы, благодаря которым пользователь ПК имеет возможность создать и многократно прослушать партитуру в исполнении «виртуального оркестра» и прослушав, доработать ее, предварительно оценив свою работу.

Поль де Сенневиль – французский мелодист-композитор и музыкальный продюсер. После написания своей первой песни в 1962 году, он писал музыку ко многим кинофильмам, произведенным французскими кинокомпаниями, а также песни и инструментальную музыку.

В 1978 году Поль представлял Францию и Монако на «Евровидение» 1978г в составе дуэта Les jardins de Monaco. Со временем он был награжден рядом престижных премий и наград, таких как Премия "Сезар" (французский эквивалент Оскара). Поль де Сенневиль был удостоен почётного звания Комте title (название французского дворянства).

Одна из лучших романтических мелодий Поля де Сенневиля «Eleana» была исполнена эстрадным оркестром с солистом Ричардом Клайдерманом - французским пианистом, аранжировщиком, исполнителем классической и этнической музыки, а также музыки к кинофильмам. Ричард Клайдерман создал «новый романтический» стиль с помощью своего репертуара, который сочетает классику и поп-музыку. Отличительный стиль фортепьяно Ричарда Клайдермана заработал ему статус суперзвезды во всем мире. Продажи дисков Р. Клайдермана с записью произведений в его исполнении уже превысили цифру в 70 млн.

Жанр данного музыкального произведения - инструментальная миниатюра. Первый период состоит из двух предложений, первое из которых - четырех тактовое, а второе - пяти тактовое, завершающееся каденцией в последнем такте. Первый период является однотональным с отклонением во втором предложении в тональность шестой ступени Db - dur (Ре бемоль мажор). Второй период также состоит из двух четырех тактовых предложений. Этот период - модулирующий в тональность шестой ступени с возвращением в конце периода в основную тональность f-moll (фа минор). Третий период состоит из двух предложений, первое из которых пяти тактовое, второе - шести тактовое. Период является однотональным и заканчивается в основной тональности f-moll. Далее повторяется первый и второй периоды без изменений с переходом в коду, которая включает в себя одиннадцать тактов. Форма музыкального произведения - сложная, трёхчастная, в которой первая часть состоит из двух периодов - АB.   Вторая часть включает третий период - С. Третья часть полностью повторяет первую часть - АB, с переходом в конце произведения в коду. Фактура изложения музыкального материала в этом произведении гомофонно-гармоническая. Основная мелодия изложена одноголосно, интервально, а также фрагментарно в аккордовом изложении. Аккомпанемент изложен в виде ломаных и восходящих арпеджио. Размер пьесы 4/4. Темп произведения умеренный (andante) [4].

В первой цифре основная мелодия изложена в партиях правой руки фортепиано, тромбонов и виолончелей, у которых основная тема продублирована в нижнем регистре. Левая рука фортепиано исполняет мелодическую фигурацию в виде ломаных арпеджио. Вторые скрипки, контрабас и гитара выполняют педализирующую функцию в виде выдержанных гармонических построений, а ударные инструменты выполняют функцию ритмической основы общего звучания. С пятого такта первой цифры основная тема начинает звучать одновременно в партии кларнета и тенор саксофона, а в партии первых скрипок появляется контрапунктирующая мелодия. Восходящая каденция в последнем такте первой цифры в партиях фортепиано, виолончелей и первых скрипок готовит вступление нового мелодического материала.

Во второй цифре основная тема изложена в партиях флейты, тромбона и фортепиано. Вторые скрипки, виолончели и контрабас выполняют педализирующую функцию. Гитара, бас гитара и ударные инструменты выполняют функцию ритмической основы звучания с усложнением ритмического рисунка в партии ударных инструментов. С пятого такта второй цифры основная мелодия продолжает звучать в партиях флейты, фортепиано и первых скрипок. Группа медных духовых инструментов

(труба, тромбон), группа саксофонов (альт, тенор) и кларнет выполняют функцию выдержанных гармонических построений, изложенных в виде определенной ритмической фигурации.

В третьей цифре основная тема в виде нисходящих арпеджио начинает звучать в партии кларнета и фортепиано, а с третьего такта кларнету отвечает флейта. Вторые скрипки и виолончели выполняют функцию гармонической педали. В партии первых скрипок с третьего такта вступает тема контрапункта. Ударные инструменты вместе с гитарой и бас гитарой поддерживают ритмическую основу оркестрового звучания. Общее crescendo в последнем такте цифры готовит последующий кульминационный эпизод.

В четвёртой цифре в звучании полного состава оркестра – tutti наступает главный кульминационный момент этого музыкального произведения. Основная тема в виде восходящих и нисходящих арпеджированных пассажей изложена в партиях виолончели и фортепиано. В партии первых скрипок продолжает звучать тема контрапункта. Ударные инструменты, контрабас, гитара и бас гитара продолжают выполнять функцию ритма в виде определённой фигурации, а вторые скрипки – функцию гармонической педали. Группа деревянных, медных духовых инструментов и саксофонов выполняют функцию ритмико-гармонической основы звучания в виде остинатного изложения аккордовой фактуры.

В пятой цифре возвращается музыкальный материал первой цифры без каких-либо изменений.

В шестой цифре основная тема изложена в партиях флейты, фортепиано и первых скрипок. Вторые скрипки совместно с виолончелью и контрабасом выполняют функцию педали в виде выдержанных гармонических построений. Гитара, бас гитара и ударные инструменты выполняют функцию ритмической основы общего звучания. Группа медных духовых инструментов, саксофоны и кларнет выполняют функцию гармонической основы звучания в виде определенной ритмической фигурации. Начиная с четвертого такта шестой цифры на фоне общего ослабления звучания – diminuendo, звучит последнее предложение основной темы в партиях фортепиано, первых скрипок и виолончелей с гармонической педалью в партиях вторых скрипок и контрабаса, а также, ритмической фигурации в партиях гитары, бас гитары и ударных инструментов.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Козлов П.Г., Анализ музыкальных произведений. [Текст] / П.Г. Козлов, А. Степанов. – М.: Советская Россия, 1960. – 490с.
  2. Радзишевский А.Ю., Компьютерная обработка звука. [Текст] / А.Ю. Радзишевский. – «Типография наука», 1996г. - 240с.

 

Оригинал работы:

Аранжировка музыкального произведения Поля де Сенневиля «Eleana» в нотном редакторе




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*