Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Аранжировка музыкального произведения П. Сенневиля, О. Туссена «A сomme amore» («Приди любовь») в нотном редакторе

16.06.2017 1762 2881
Примаков Павел Петрович
Примаков Павел Петрович, преподаватель

Татаринов Михаил Александрович
Татаринов Михаил Александрович, студент

Вятский колледж культуры

Эстрадная музыка, ставшая в 20 веке массовым видом музыкального искусства, характеризуется в определённой степени простотой и мелодичностью. Именно эти особенности делают её доступной для самой широкой аудитории слушателей. Она ежедневно звучит на радио и телевидении, в концертных залах и клубах, и вносит значительный вклад в формирование эстетических и мировоззренческих стандартов. Её влияние на слушателей огромно, множество произведений становятся всенародно любимыми. На степень популярности любого музыкального произведения, в том числе и эстрадного, влияет целый ряд факторов. Одним из них является звуковое оформление. Профессионально сделанная аранжировка часто является основой будущей популярности музыкальной композиции. В активных творческих поисках находится множество профессиональных и самодеятельных эстрадных ансамблей, оркестров и рок-групп, поэтому не возникает сомнений в необходимости профессионального подхода к аранжировке эстрадных произведений. Соответственно, появляется потребность в квалифицированных и грамотных специалистах в области аранжировки.

В широком смысле аранжировка – это интерпретация музыкального произведения аранжировщиком, возлагающим на себя ответственность быть своего рода со-композитором. Аранжировка оказывает прямое влияние на уровень качественного звучания эстрадного музыкального произведения. Аранжировщик должен разбираться в существенных чертах различных оркестровых стилей эстрадно-джазовой музыки, чтобы сознательно использовать их в своей творческой работе. У будущего аранжировщика должны формироваться навыки, способствующие его дальнейшей профессиональной работе: функциональное оркестровое мышление, развитое гармоническое и горизонтально-полифоническое мышление, хорошо развитое чувство формы. Очень важно в данной прогрессии умение логично выстраивать аранжировку как единое целое и оценивать результаты своей работы. Кроме того, нужно принимать во внимание то, что аранжировка – это ответственный этап в создании музыкального произведения и успех всех последующих этапов (запись, сведение, мастеринг) зависит от действий и умений аранжировщика. Его музыкальный вкус и мастерство могут определять уникальность и совершенство звучания музыкального произведения. Аранжировщик должен ориентироваться в потребностях современного музыкального рынка и уметь работать с программным обеспечением.

Продуктом труда аранжировщика является партитура, нотная запись партий всех инструментов (голосов) оркестрового или хорового состава исполнителей. Современные передовые музыкальные технологии помогают аранжировщику в его непростом творческом процессе и повышают производительность труда аранжировщика. Благодаря таким программным продуктам, как нотные редакторы, аранжировщик имеет возможность многократно прослушивать создаваемую им партитуру музыкального произведения в исполнении «виртуального оркестра» и, слушая и анализируя звучание оркестра, вносить определенные изменения или дополнения. Таким образом, создается качественный музыкальный продукт.

Поль де Сенневиль – французский композитор и аранжировщик, музыкальный продюсер. Начинал свою карьеру как журналист, работающий для французских газет. Позже стал продюсером телепрограмм. Однако страсть к музыке привела его к новой деятельности в качестве директора звукозаписывающей компании.  Свою первую песню он написал в 1962 году, а впоследствии работал над музыкой для песен и саундтреков к фильмам французских компаний. Поль де Сенневиль – поклонник классической музыки, коллекционирует современную живопись и антиквариат. 

Оливье Туссен – французский композитор, поп - певец, аранжировщик, менеджер и продюсер. Он родился в Париже, в семье классических музыкантов. Его прадед был очень известный оперный певец. Его бабушка и дедушка оба были оперные певцы, и его мать была концертной пианисткой, которая играла в больших оркестрах во Франции. По настоянию своей матери, он изучал экономику и социальные науки в университете в Париже. Но как только он закончил, он вернулся к созданию музыки. Он профессионально работал как певец и музыкант, играет на гитаре. В то же время он участвовал в написании музыки для телевидения и кино. Классическая музыка была частью его жизни. Больше, чем классической музыкой, он был очень заинтересован джазом, полу-классикой и поп-музыкой. В 1978 году Оливье Туссен имел большой успех, участие в конкурсе «Евровидение» и исполнительского дуэта Ле жарден де Люксембург (сады Монако) с певицей «Caline». 

В 1968 году Поль де Сенневиль встретил Оливье Туссена, который стал его партнером в творчестве. Их песни исполняли французские звезды: Мирей Матье, Далида, Мишель Торр, Кристоф, Эрве Вилард, Клод Франсуа. Тандем Сенневиль-Туссен оказался весьма продуктивным – более 100 миллионов проданных пластинок! Поль и Оливье открыли для широкой публики таких музыкантов, как Ричард Клайдерман (1976), Никола де Анджелис (1981) и Диего Модена (1991). Их основным направлением была музыка для концертов Клайдермана.  Ballade pour Adeline (Баллада для Аделины), Comme Amour (Приди любовь) и Lettre à ma Mère (Письмо моей матери) являются самыми большими хитами в записях Ричарда Клайдермана. Эти мелодии были первоначально написаны де Сенневилем. Он сочинил для Клайдермана около 400 композиций. В 1976 году Поль и Оливье создали собственную звукозаписывающую компанию Delphine Productions (Париж), названную так по имени первой дочери Пола, Дельфины. Delphine Productions является одним из ведущих французских экспортеров и главным специалистом в области инструментальной музыки. Сегодня Дельфин-группа – это 15 компаний, производящих фильмы и клипы, 4 студии звукозаписи, а также агентство по рекламе и кастингу актеров, два модельных агентства.

В 1983 году с песней «Эдем-волшебный мир» с композитором Полем де Сенневилем, Оливье Туссен занимал первые строчки в хит-парадах Франции, Швейцарии и Бельгии.

Одна из лучших романтических мелодий Поля де Сенневиля и Оливье Туссена «Comme Amour» («Приди любовь») была исполнена эстрадным оркестром с солистом Ричардом Клайдерманом - французским пианистом, аранжировщиком, исполнителем классической и этнической музыки, а также музыки к кинофильмам.

Жанр данного музыкального произведения – инструментальная пьеса. Форма произведения простая трёхчастная. Произведение начинается двух тактовым вступлением. Первый период этой пьесы состоит из двух предложений, по восемь тактов каждое. Этот период модулирующий с переходом во втором предложении в тональность субдоминанты – си бемоль минор (b-moll). Второй период так же является модулирующим и состоит из двух предложений, первое из которых пяти тактовое, а второе предложение состоит из шести тактов. Этот период заканчивается половинной каденцией с возвратом в основную тональность фа минор (f-moll). Далее повторяется первоначальный период с определенной разработкой основной темы в виде появления восходящих каденций. Этот период также состоит из двух предложений, каждое из которых включает в себя по десять тактов. Период модулирующий, с переходом из первоначальной тональности фа минор (f-moll) в тональность субдоминанты си бемоль минор (b-moll). На второе предложение этого периода приходится главная кульминация всего произведения. Завершается произведения пяти тактовой кодой в тональности си бемоль минор (b-moll). Эта инструментальная пьеса имеет гомофонно – гармоническую фактуру изложения. Основная тема изложена одноголосно, а также фрагментарно в октавном изложении. Партия левой руки фортепиано изложена ломаными арпеджио, которые образуют ярко выраженный ритмический аккомпанемент. Размер музыкального произведения 4/4. Темп пьесы – moderato (умеренно, сдержанно) [2].

Музыкальное произведение П. Сенневиля, О. Туссена «A сomme amore» («Приди любовь») начинается двух тактовым вступлением в виде арпеджированной фигурации ломаными арпеджио в партии левой руки фортепиано. Гитара, вторые скрипки и виолончель поддерживают гармоническую основу первоначального звучания.

В первой цифре основная тема звучит в партии правой руки фортепиано с продолжением арпеджированной фигурации в партии левой руки. Вторые скрипки, виолончели и контрабас выполняют педализирующую функцию в виде выдержанных гармонических построений. Вступая во втором такте, ударные инструменты несут функцию ритмической основы звучания. С четвертого такта первой цифры основная мелодия продублирована в партии флейты с целью усиления её звучания. В то же время, с пятого такта вступают первые скрипки, которые выполняют функцию контрапункта.

Во второй цифре основная тема изложена в партиях группы деревянных духовых инструментах (флейта, кларнет), группы саксофонов (альт, тенор) и фортепиано. Первые скрипки продолжают выполнять видоизмененную функцию контрапункта. В партии виолончели появляется арпеджированная фигурация ломаными арпеджио, а вторые скрипки звучат в виде гармонической педали. Бас гитара, ритм гитара и ударные инструменты выполняют функцию ритмической основы на фоне возрастания общего звучания, своеобразной местной кульминации.

В начале третьей цифры происходит фактурное изменение оркестровой ткани. Основная тема звучит в партиях флейты, кларнета и фортепиано. Вторые скрипки и виолончель выполняют педализирующую функцию в виде выдержанных гармонических построений.  Бас гитара, ритм гитара и ударные инструменты (в виде Hi-Hat) звучат без функциональных изменений. В пятом такте большое crescendo готовит кульминацию местного значения с усилением звучания основной темы путем её октавного изложения в партии фортепиано и первых скрипок. Группа духовых инструментов выполняет функцию выдержанных гармонических построений в определенной ритмической фигурации.

После продолжительного diminuendo в четвертой цифре основная тема излагается в партиях трубы и фортепиано. Вторые скрипки, виолончели и контрабас выполняют педализирующую функцию в виде выдержанных гармонических построений. Бас гитара и ударные инструменты поддерживают ритмическую основу звучания. С шестого такта данной цифры первые скрипки начинают выполнять функцию контрапункта.

В пятой цифре восходящие сольные каденции в партии фортепиано, с ritenuto в каждой из них, и активизацией роли ударных инструментов в конце каждой каденции, чередуются с фрагментами основной темы. Тема изложена в партии первых скрипок и фортепиано с усилением ритмической основы звучания в партиях духовых инструментов при звучании всего оркестра tutti в первоначальном темпе.

В начале шестой цифры наступает заключительное кульминационное звучание всего оркестра с последующим общим diminuendo в четвертом такте. С пятого такта звучат фрагменты основной темы в партиях флейты, фортепиано и первых скрипок на фоне арпеджированной фигурации в виде ломанных арпеджио в партии виолончелей, а также восходящих и нисходящих арпеджированных пассажей в партии гитары. Заканчивается произведение небольшим ritenuto на общем ослаблении динамического фона – diminuendo.

 

Список использованной литературы:

  1. Азатян Г.Р., Учебник по программе «Sibelius». [Текст] / Г.Р.Азатян. – Батуми, 2006 г. - 69с.
  2. Способин И. В. Элементарная теория музыки: учебник [Текст] / И. В. Способин. – М.: Музыка,1967. – 202 с.

 

Оригинал работы:

Аранжировка музыкального произведения П. Сенневиля, О. Туссена «A сomme amore» («Приди любовь») в нотном редакторе




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*