Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Кадровое обеспечение культурно – досуговых учреждений Республики Коми

16.06.2017 1086 1967
Беккер Елена Ивановна
Беккер Елена Ивановна, преподаватель

Коми республиканский колледж культуры им В.Т.Чисталёва

Значимым фактором функционирования учреждений культуры,  их эффективного и успешного развития является кадровое обеспечение.

Изменения, происходящие в современном российском обществе, объективно поставили образование в центре многих политических, экономических, духовно нравственных и  других проблем жизни как страны в целом, так и ее регионов. Сеть существующих учреждений культуры была сформирована в иных социально -экономических условиях и на сегодняшний день требует новых методов и подходов в организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг. Основным фактором в решении задач отрасли по повышению качества предоставляемых услуг является обеспечение квалифицированными кадрами учреждений сферы культуры и искусства. Согласно статистическим данным за 2016 год в культурно – досуговых учреждениях Республики Коми работает 21,6 % специалистов с высшим и 33,4 % средним профильным образованием. Это чуть более 50 % от общего количества работников.

В настоящее время большинство учреждений социально – культурного назначения испытывает острую необходимость в высококвалифицированных специалистах для реализации культурной политики государства, удовлетворяющих в полном объеме интересы всех социальных групп населения. Реализовать поставленные задачи должен качественно подготовленный специалист, поскольку с изменением социокультурной ситуации в стране возросли требования к уровню профессионализма специалиста отрасли культуры.

В  решении этой проблемы Колледж культуры, как одно из профильных учреждений, заинтересован, прежде всего.

Сегодня  руководители учреждений культуры, как минимум просто ждут молодого специалиста, но как максимум, -  это должен быть высококвалифицированный специалист своего дела, обладающий навыками разработки программ культурно - досуговых мероприятий и их проведения, организации экономической и хозяйственной деятельности. А  также обладающий умениями и знаниями в области менеджмента, маркетинга, социологической диагностики и анализа, проектных методик, профессиональных программ  для ПК, знающий региональную  культурную политику.

Действительно, современное образование в области культуры реформируется, причем основной акцент делается на развитие специального образования и подготовку специалистов необходимых в новых условиях, в частности менеджеров, но проблема обеспеченности кадрами учреждений культуры остается.

Трудовые ожидания, мотивация и профессиональная ориентация, современного студента колледж культуры, будущего специалиста социально – культурной сферы  легли в основу исследования, которое было проведено с выпускниками  колледжа культуры  2017 года.

Результаты исследования  «Трудоустройство молодого специалиста».

В опросе приняло участие 43 студента -  выпускника  из них  36  девушек и  3 молодых людей. 

По специальности «ДПИ» (10), «СКД» (7), «Библиотековедение»(7); специализации «Этнохудожественнное творчество» (4), «Хореографическое творчество» (12), «Театральное творчество» (3).

География респондентов представлена следующими районами и городами РК.

Респонденты прибыли на учебу  из разных уголков нашей республики, а также Архангельской области – 1 человек и г. Тюмень – 1 человек.

8 студентов из опрошенных, не имеют опыта работы, 24 уже работают по специальности, 13 не по специальности, 3 – проходили стажировку.  В основном имеют опыт работы   по специальности – студенты хореографы.

Среди мотивов  и причин, по  которым наши студенты выбирали, получаемую специальность были выделены следующие:

15 студентов считают работу в отрасли культуры своим призванием

20  студентов считают  будущую  работу полезной и нужной для общества,

остальные студенты предложили свои варианты ответов:

  • Была перспектива пойти только по этой специальности, в других отраслях дара не имела вообще.
  • Просто нравится график работы и работа с детьми
  • Ничего другого не умею
  • Мне показалось это интересным
  • Чтобы получить среднее образование
  • Пошла учиться сюда, потому что не понимала многих вещей
  • Случайность
  • Хочу работать в Тату салоне
  • Детская игра воплотилась в реальность

На вопрос «Если бы Вам пришлось выбирать специальность заново, какую бы Вы выбрали»?, студенты ответили следующим образом:

- ту,  по которой обучаюсь – 21

- другую -  19

2  респондента дали свои варианты ответов:

  • Сложно ответить на вопрос
  • Не знаю, не определился

Далее следовал вопрос о желании респондента получать  дальнейшее образование. Будущие планы опрошенных выглядят следующим образом:

12 студентов планируют поступление в ВУЗ по специальности; 21 – планируют  получать высшее образование не по специальности; 2  не планирует продолжение образования и  10   затрудняются с ответом.

На вопрос о желании работать по полученной специальности после получения диплома половина респондентов (21) дала положительный ответ, т.е., они планируют работать только по специальности. Однако второй по популярности ответ на данный вопрос был: еще не решил, так ответили  11  опрошенных студентов; 5 респондента  точно уверены, что не будут работать по специальности; 5 респондентов  планируют работать и по специальности и  не по специальности.

Далее мы рассматривали критерии, которыми пользуются респонденты при трудоустройстве. Студенту предлагалось выбрать из 10 критериев 5, которыми он в большей степени руководствуется при устройстве на работу.

На 1 место большинство респондентов ставит  высокую заработную плату (34 студента). На 2 место студенты ставят «хорошие отношения в коллективе» (31 студент). Критерий «возможность карьерного роста» занял 3 место (29 человек). На 4 месте оказались  такие  критерии,  как «работа не занимает все мое время, и я могу заниматься еще чем-нибудь другим» (24) и «добрый и справедливый начальник» (21).  На 5  месте у 22  опрошенных критерий «возможность работать на себя».

Анкетирование позволило определить ожидания респондентов от зарплаты в начале карьерной деятельности. Так:
На 10-20 тыс. руб. рассчитывают  – 22 респондента;

На 20-30 тыс. руб. – 17 респондентов

На более высокую зарплату  30 – 50 тыс. руб. рассчитывают 4 опрошенных.

В ходе исследования респондентам был задан вопрос: Считаете ли Вы, что организации должны заранее готовить для себя специалистов, пока они еще учатся в СУЗах и ВУЗах - брать их на практику, проводить дополнительные занятия и т.д. («растить  кадры»)?

37 опрошенных считают, что было бы здорово, если  работодатель будет «растить кадры»;

3 не согласны с этим предложением и у 2 респондентов этот вопрос вызвал  затруднение.

По оценке качества подготовки студентов и выпускников мнения студентов разделились следующим образом:

28 человек считают, что оценку должен проводить работодатель;

18 придерживаются мнения, что образовательное учреждение;

8  человек доверяют независимому органу, 1 считает, что все вышеперечисленные и 1 респондент не знает.

Исследование также показало, что 13 человек имеют профессиональные контакты с управлениями или учреждениями культуры по месту жительства и их часто приглашают участвовать в различных мероприятиях, 17 человек до поступления в колледж были активными участниками  культурной жизни муниципалитета, но во время учебы связь прервалась, 13 человек не  имеют связи с потенциальным работодателем.

Учитывая, что сегодня  вопрос о возобновлении государственного распределения выпускников стоит актуально и остро, узнали, а как сами студенты выпускники к этому относятся:

21  – согласны, что систему распределения нужно возобновить;

6 – не согласны;

16 – затрудняются ответить.

По результатам анализа анкет выяснилось, что большая  часть  студентов - 28 человек в глубинке работать не планирует, обосновывая свои решения тем, что не видят  перспективы, стремятся уехать в другой город и найти там престижную работу и считают, что в глубинке работы нет.

13 студентов готовы поехать работать в сельскую глубинку, обосновывая свои ответы такими доводами как:

  • В глубинке всегда спокойно и мне там очень нравится.
  • Я бы хотела поднимать культуру села, оптимизировать работу с населением, привносить в работу новые формы.
  • Мало специалистов по моей профессии
  • Там есть хорошая работа, хорошая заработная плата и перспективы.

На  основе всех вышеприведенных данных, выделим следующие особенности состояния объекта исследования:

  1. Большинство студентов уже имеют опыт работы по специальности и считают будущую специальность полезной и нужно для общества.
  2. Следует обратить внимание, что практически третья часть опрошенных выбрали бы другую специальность, не связанную напрямую с социально – культурной сферой, но половина готова работать по выбранной специальности.
  3. Практически все студенты, готовы получать высшее образование, в том числе и не  по специальности.
  4. 50 % выпускников планируют работать по специальности.
  5. Большинство респондентов  при выборе работы ориентируются в первую очередь на заработную плату, хорошие отношения в коллективе, и  возможность карьерного роста.
  6. В основном у будущих специалистов на начальном этапе карьеры  высокие зарплатные ожидания.
  7. Практически все выпускники считают, что организациям необходимо заранее готовить для себя специалистов – «растить кадры» и именно работодатель должен осуществлять оценку качества подготовки специалистов.
  8. К вопросу о государственном распределении относятся неоднозначно, но большинство проявляет интерес и считает, что государственную систему распределения необходимо возобновить.
  9. Большинство студентов, сегодня не готовы работать в «глубинке», но те, кто готовы имеют конкретные мотивы.

Комплекс мероприятий

Формирование  кадрового потенциала это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на своевременное и полное обеспечение учреждения работниками требуемых специальностей и уровня квалификации, способными эффективно решать возложенные на них производственные задачи.

На сегодняшний день колледж культуры заключил  соглашения о сотрудничестве с 14 управлениями и отделами культуры.

Активно  вводится в практику информирование управлений культуры о количестве студентов и получаемой ими специальности. А также о предстоящих квалификационных экзаменах и защитах выпускных квалификационных работ.

Приглашаем руководителей и специалистов учреждений культуры к работе государственной экзаменационной комиссии. Работа в экзаменационной комиссии помогает выявить наиболее перспективных студентов и впоследствии, при наличии вакантных мест, предложить им работу.

Нам всем необходимо помнить, что главное поле культуры возделывается целой армией так называемых «рядовых» работников.  От, того как будет возделываться это «поле», зависит наше будущее, будущее нашей культуры. И прежде всего это зависит от нас самих.

 

Оригинал работы:

Кадровое обеспечение культурно – досуговых учреждений Республики Коми




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*