Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка по проведению олимпиады по дисциплине «Литература»

22.05.2012 617 1 3096
Шахпаронян Элеонора Витальевна
Шахпаронян Элеонора Витальевна, преподаватель гуманитарных дисциплин

Армавирский машиностроительный техникум

Вопросы и задания олимпиады по литературе


Задания олимпиады сгруппированы по следующим разделам:

- Знание текстов художественных произведений

- Знание истории литературы

- Знание теории литературы

- Анализ произведения

 

Знание текстов художественных произведений

 

1. Кто это говорит? Укажите героя и название произведения.

                                            (Оценка: за героя-1б., за название-1б.)

— Э, соколик, не тужи, — сказал он с той нежно-певучей лаской, с которой говорят старые русские бабы. — Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить! Вот так-то, милый мой. А живем тут, слава Богу, обиды нет. Тоже люди и худые и добрые есть.

 

2. Определите название произведения и его автора по имени героя: Желтков, Тихон Щербатый, Ситников, Кулигин, Павел Пинегин, Цезарь Маркович.

                                              (Оценка: по 1б.)

 

3. В описаниях, приведенных ниже, запечатлены наиболее примечательные черты разных персонажей русской литературы. Назовите каждого литературного героя, произведение, автора. (Оценка:  2б. за правильный ответ)

а) Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду - лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом — иностранец...

б) На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове. Она встала с дивана и, небрежно натягивая себе на плечи бархатную шубку на пожелтелом горностаевом меху, лениво промолвила...

 

4. «Раздайте предметы, приведенные в списке, их владельцам-персонажам «Мастера и Маргариты». Каковы художественные функции перечисленных предметов в романе?

                              (Оценка: 1б. за правильный ответ)

а) Трость с черным набалдашником в виде головы пуделя;

б) Бумажная иконка и свечка;

в) Деревянная фляга с водой;

д) Портсигар громадных размеров, червонного золота, украшенный бриллиантом;

е) Жеваные белые брюки;

ё) Шприц в спирту и ампула с жидкостью густого чайного цвета;

ж) Отточенный, как бритва, длинный хлебный нож;

з) Невиданный по длине фрак и черная полумаска.

 

Знание истории литературы

 

1. Какое место в художественной жизни начала 20 в. занимало объединение новокрестьянских поэтов?

В чем была их особенность?

(Оценка: 5б.)

2. Объясните смысл следующих историко-культурных реалий: «Аполлон», «Сатирикон», «Гилея», «На литературном посту», «Мир искусства».

Творчество каких писателей связано с деятельностью этих литературных объединений, кружков, журналов?

                                (Оценка: 8б. за полный ответ)

 

3. С творчеством каких русских писателей 20 века связаны следующие географические названия: Нижний Новгород, Царское село, Киев, с. Константиново, ст.Вешенская.

                              (Оценка: по 2 б. за каждый правильный ответ)

 

 

Знание теории литературы

 

1. По приведенному ниже определению установите, о каком литературоведческом понятии идет речь?

                         (Оценка:4б.)

а) Это литературное направление возникло в английской литературе в 60-е годы 20 века. Оно занимало как бы «пограничную» зону, с одной стороны, еще сохраняя в себе некоторые черты просветительского классицизма, а с другой - выдвигая принципы, предвосхитившие романтизм 19 века.

б) Один из тропов, по стилистической организации близкий к перифразу; замена грубого, неприличного или интимного слова или высказывания другими, прозрачно намекающими на подлинное значение.

 

2. Определите изобразительно-выразительные средства художественной речи в следующих отрывках:                      (Оценка: 3б. за каждый правильный ответ)

а) Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...

                                    (М.Ю. Лермонтов «Бородино».)

б) Младший сын был ростом с пальчик...

                                    (А.Ахматова «Колыбельная».)

в) Никто не даст нам избавленья,

    Ни Бог, ни царь и ни герой...

                                     (Э.Потье «Интернационал».)

г) ...Люблю я пышное природы увяданье...

                                      (А.Пушкин «Осень».)

д) Есть Музей этнографии в городе этом

     Над широкой, как Нил, многоводной Невой...

                                       (Н.Гумилев «Абиссиния».)

е) Скажите: скоро ль нам Варшава

     Предпишет гордый свой закон?

                                        (А.Пушкин «Бородинская годовщина»)

 

3. Определите размер стихотворных отрывков:

                       ( Оценка:  по 3б. за каждый правильный ответ)

а) Поздняя осень, Грачи улетели,

                Лес обнажился, поля опустели...

                                                    (Н.Некрасов «Несжатая полоса».)

б)     О буйные ветры,

        Скорее, скорей!

           Скорей нас сорвите

           С докучных ветвей!

                                           (Ф.Тютчев «Листья»)

             в) Отчего ты печально, вечернее небо?

                 Оттого ли, что жаль мне земли, 

                 Что туманно синеет безбрежное море.

                 И скрывается солнце вдали?

                                                   (И.Бунин.)

             г) Подруга дней моих суровых,

                 Голубка дряхлая моя!

                 Одна в глуши лесов сосновых

                 Давно, давно ты ждешь меня.

                                                    (А.Пушкин «Няне».)

 

Анализ стихотворения

 

   Прочитайте стихотворение А.Ахматовой «Клятва».

   Дайте свое толкование произведения.

                                   

                        Клятва.

            И та, что сегодня прощается с милым, -

            Пусть боль свою в силу она переплавит.

            Мы детям клянемся, клянемся могилам,

            Что нас покориться никто не заставит!

                                                                       (1941)

 

Список литературы:

1.   И.А.Агапова-Тематические игры и праздники по лит-ре: методическое пособие д   ля учителя/ И.А.Агапова, М.А.Давыдова. М.:ТЦ Сфера, 2004г.

2. Т.Г.Кучина, Контрольные и проверочные работы по лит-ре 11 кл.:Метод.пособие/ Т.Г.Кучина, А.В. Леденев-2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2003,-224с.

3. Олимпиады по русскому языку и лит-ре: 9-11 классы/ Сост. Г.М.Велкова и Т.А.Чернова.-М:ВАКО, 2008.-192с.-(Мастерская учителя-словесника.)




Назад к списку

Комментарии
Очень интересная разработка. Спасибо,что поделились опытом.Надеюсь очень поможет при проведении внеклассных занятий.
Ирина

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*