Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Статья: Российское студенчество 19 века

13.06.2017 5736 12139
Карчаева Татьяна Геннадьевна
Карчаева Татьяна Геннадьевна, преподаватель

Гузченко Ирина Андреевна
Гузченко Ирина Андреевна, студент

Сибирский федеральный университет

Российская студенческая среда, схожая с современной, начинает складываться только в XIX веке. Хотя, что немало важно, в это время университет не был полноценным высшим образовательным учреждением. Количество факультетов было небольшим и так же много внимания уделялось богословским дисциплинам. Кроме того, учебный процесс регламентировался самим государством, что подразумевало обучение только по учебникам, прошедшим цензуру.

В 1804 году был принят новый университетский устав, в котором говорилось о бессословности образования[1]. Но во многом этот пункт не был реализован: плата за обучение была высока. Так же, что стоит отметить, в университет могли поступать только выпускники гимназий, что подтверждает привелигелированное положение дворян. Это негласное правило подтверждает циркуляр 1827 года, запретивший принимать крепостных в гимназии и университеты.

Относительно университетов в правительстве было различное мнение. Например, сам Николай I не испытавал уважения к университетам, поскольку считал, что такое образование закладывает зерна инакомыслия. К тому же, из Московского университета вышло много декабристов. В связи с этим, сам Император пытался ограничить автономию университетов и оградить их от западного влияния, стремясь подчинить управление над университетами одному министру[2]. Основой в этом вопросе являлась теория официальной народности, выдвинутая С. С. Уваровым в 1833 году. Основные постулаты теории: самодержавие, православие, народность – были неотъемлемой частью университетского образования.

Во время правления Николая I студенческая жизнь была регламентирована. У студентов появилась форма, которую они были обязаны носить и вне университета, а так же посещать церковь по субботам и перед праздниками. Ведется учет их проступков. Но уже в 1835 году принимается новый университетский устав, по которому по которому университеты освободились от надзора за образовательными учреждениями своего округа, потеряли ряд судебных привилегий, возросла роль попечителя в управлении университетом, была восстановлена выборность ректоров и деканов (но ректор окончательно утверждался императором, проректор и деканы – министром). Изменилась структура университетов. Создавалось 3 факультета: медицинский, юридический и философский с двумя отделениями (физико-математическое и историко-филологическое). Так же были увеличены сроки обучения: на юридическом и философском факультетах – до 4 лет, на медицинском – до 5.

В целом, николаевская эпоха ознаменовалась развитием студенческой жизни, но при этом сократилось количество университетов и количество студентов осталось прежним.

Александр II дал новую веху развития для всей студенческой и университетской жизни. С 1856 г. выпускников университетов вновь отправляют за границу для подготовки к профессорскому званию, восстанавливаются права университетов на выборы ректора, деканов, с 1859 г. разрешено выписывать книги из-за рубежа без цензуры. Но, что важнее, возрастает количество студентов. Это связано с вновь введенным принципом бессословности обучения. Появляется большое количество вольнослушателей. Происходят сдвиги в сфере женского образования. В 1863 г. Александр II подписал новый университетский устав, который ознаменовал начало нового этапа в истории российских университетов. Университеты получили широкую автономию, кроме того, права попечителей были урезаны, расширены права Совета и ректора, был восстановлен университетский суд. Для студентов отменялось ношение формы. Переход с курса на курс теперь стал возможен только через испытания, а кандидатскую степень можно было получить, предоставив диссертацию и успешно пройдя устный экзамен. Так же вводится стипендия для нуждающихся, и ликвидируется категория казеннокоштных (обучаемых и содержащихся за счет государственных средств).

Университеты становятся центрами культуры, бурной политической жизни, что толкает молодые умы на антигосударственные выступления. Но Александр III в 1884 году принимает новый университетский устав. Его основной идеей является придание университетам вида государственных учреждений, что подразумевает увеличение чиновничьего аппарата внутри учебного заведения. Возвращается ношение формы, ужесточается правила поступления и сдачи выпускных экзаменов[3]. По новому уставу в университет могли поступить юноши не моложе 17 лет и неженатые.

Начало XX века – это переломный момент для всего студенческого общество в целом. Недовольство уставом 1884 года вынуждает студентов отстаивать свои права, что выливается в первые студенческие забастовки. Кроме того, они принимают активное участие в Первой российской революции 1905-1907 годов. Из-за этого в университетах приостанавливают занятия. Происходит сдвиг в женском образовании: женщин стали принимать в высшие учебные заведения, в особенности на медицинские факультеты[4].

Многие студенты, обучавшиеся в XIX веке, писали мемуары. В них они обычно излагали свои воспоминания о студенческой жизни, своих преподавателях и бывших сокурсниках. Например, Б. Н. Чичерин во многом описывал своих профессоров[5], то же относится и к И. А. Гончарову[6]. Вообще, в тот период отношения между студентами и преподавателями были сложные. Некоторые профессора относились к преподаваемым дисциплинам несколько безразлично, что сказывалось на качестве обучения. Другие же были слишком рьяны, и занимали буквально всё свободное время молодых людей домашними заданиями. Но, в целом, отношения между преподавателями и студентами складывались дружеские. «Помните, что во всяких трудных случаях вашей студенческой жизни мои двери… для вас всегда открыты, и, пожалуйста, попросту — хоть днем, хоть вечером, и разумеется, в сюртуке (а не в мундире)»[7].

Стоит отметить тот факт, что во времена ужесточения контроля над образовательными учреждениями, отношения между профессорами и студентами ухудшались, поскольку не было возможности свободно высказывать свое мнение. Но преподаватели старались сглаживать углы в этом отношении, поэтому до явных и открытых конфликтов дело доходило нечасто. Еще немало важную роль в этом играет не до конца оформившиеся институты студенчества и профессуры.

Совершенно отдельную страницу в истории занимает быт российских студентов и в XIX, и в начале XX вв. Если приводить аналог в современном эквиваленте, то изменилось немногое. В ту пору были студенты, обучавшиеся за счет государства – казеннокоштные, а так же студенты, обучавшиеся за свой счет – своекоштные. Ф.И. Буслаев вспоминает «Все было казенное, начиная от одежды и книг, рекомендованных профессорами для лекций, и до сальных свечей, писчей бумаги, карандашей, чернил и перьев с перочинным ножичком»[8]. Но «бютжетники» в дальнейшем должны были «отработать» деньги, затраченные на их обучение. Им предоставлялось место в министерстве народного просвещения, где они должны были отслужить 6 лет. Медики приписывались к военным штабам.

Бытность российского университета в то время отличается от современной. Общежития располагались в самом здании университета. Студентов селили в комнаты по 10-12 человек, где каждый имел свой стол для занятий. Спали они в дортуарах. На комнату имелось несколько шкафов для одежды, а так же санузел. Для соблюдения порядка в каждой комнате назначался староста. Но, к сожалению, было всё не так просто. Многие студенты болели: из-за отсутствия физических упражнений и большого населения в общежитиях. Усиленные учебные программы отнимали практически всё свободное время молодых людей, из-за этого многие комнаты никогда не пустовали. Кроме того, находиться в постоянной общности было достаточно тяжело – не было никакого уединения.

Основными развлечениями студентов того времени было чтение. Читали везде и всюду. Литература ходила из рук в руки. Многие молодые люди занимались самообразованием и изучали иностранные языки. Это очень помогало, когда они устраивались на работу. В основном подработка молодых студентов заключалась в преподавании. Они самостоятельно или по чьей-либо наводке становились репетиторами и тем самым зарабатывали себе на жизнь.

Есть, конечно, еще одно развлечение, о котором не часто упоминается в учебниках и пособиях. Молодые студенты любили выпить. В некоторых каабах Санкт-Петербурга им наливали в долг до 10 рублей. Иной раз они сдвигали столы, а на пол стелили солому – так они праздновали окончание учебного года[9].

Подводя итоги, можно сказать, что студенчество в XIX веке только начало складываться, а полностью оформилось к XX веку. И если сравнивать с современными реалиями, то, кажется, изменилось немногое. Проживание в общежитии, посиделки за чаем, полуночные разговоры и мечты о будущем – это знакомо каждому.

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

1.Опубликованные источники

1.1. Аксаков К.С. Воспоминания студенчества 1832 – 1835 / Русские мемуары: избранные страницы. 1826-1856 / Сост. И.Я.Подольская. – М.: Правда, 1990. –  С. 79 –114.

1.2. Буслаев Ф.И. Мои воспоминания / Ф.И. Буслаев. – М.: Типография Г. Лисснера и А. Гешеля, 1897. – 395 с.

1.3. Гончаров И.А. Из студенческих воспоминаний / Русские университеты в их уставах и воспоминаниях современников / Сост. И.М.Соловьев. – СПб.: Правда,  1914. – С. 122 – 129.

1.4. Костенецкий Я. И. Воспоминания из моей студенческой жизни. 1828 – 1833 / Я.И. Костенецкий. – М.: Русский архив, 1887. – 117 с.

1.5. Соковнин Н. М. Воспоминания старого казанского студента, 1856 – 1858 /Н. М. Соковнин // Русская старина. – 1892. – № 8. – С. 289 – 290.

1.6. Чичерин Б.Н. Воспоминания // Русские мемуары: избранные страницы. 1826-1856 / Сост. И.Я.Подольская. – М.: Правда, 1990. – 736 с. 

Литература

  1. Аврус А. И. История российских университетов/ А. И.Аврус. – М.: Московский общественный научный фонд, 2001. – 85 с.
  2. Бороздин H. H. Университеты в России в первой половине ХIХ в. / Н. Н. Бороздин. – М.: Гранат, – 1907. – 40 с.
  3. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. – М.: Эксмо, – 2006. – 592 с.
  4. Иванов А. Е. Студенчество России конца XIX – начала ХХ века: Социально – историческая судьба / А. Е. Иванов – М.: РОССПЭН, – 1999. – 414 с.
  5. Кулакова И. П. Университетское пространство и его обитатели / И. П. Кулакова. – М.: Наука, 2006. – 352 с.
  6. Макарова Н. В. Общественная жизнь студенчества России в первой половине XIX века /автореф. дис. … канд. ист. наук.: 07.00.02 / Наталья Владимировна Макарова – Москва, – 1999. – 39 с.
  7. Макарова Н. В. Студенчество в XIX веке: быт и нравы/ Н. В. Макарова // Российское студенчество: условия жизни и быта (XVIII–XXI века). – 2004. - № 1. – С. 106 – 125.
  8. Орлов В. И. Студенческое движение в Московском университете в XIX столетии /В. И. Орлов. – М.: Всесоюз. о – во полит.каторжан и ссыльно-поселенцев, 1934. – 400 с.
  9. Плетнев П. А. Первое 25-летие Петербургского университета / П. А. Плетнев. – СПб.: Типография Санкт-Петербургского университета, 1844. – 211 с.
  10. Щетинина Г. И. Русские университеты на грани двух эпох / Г. И. Щетинина. – М.: Наука, – 1993. – 270 с.

 

Оригинал работы:

Статья: Российское студенчество 19 века




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*