Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

ФГОС нового поколения, проблемы связанные с личностно-ориентированными компетенциями

22.05.2012 753 2480
Далгатова Наида Абулаевна, преподаватель, к.и.н.

Махачкалинский финансово-экономический колледж

Во всех странах мира работодатели (образование, энергетика, культура, сфера услуг, армия, промышленность, сельское хозяйство) испытывают все обостряющуюся нехватку профессионалов . На сегодня, применяются и успешно международные стандарты (МС-менеджмент системы) детально регламентирующие все аспекты. Стандарты сгруппированы  в три кластера:

ABETCriteria 2000- регламенты ведущих стран мира на базе американских идей;

EURACE-Болонские стандарты и регламенты для стран Континентальной Европы;

APEC-стандарты для стран Азиатско-Тихоокеанского региона.


Международные стандарты EURACE носят инновационный характер. В основу международных стандартов положены требования работодателя, характеризующихся параметром, профессиональная компетентность(ПК) выпускника. В квартете “профессиональная компетентность, знания, умения, навыки (ПКЗУН)“ характеризующем результаты образовательных стандартов, три последних параметра должны использоваться лишь как промежуточные, сугубо учетные показатели [1, 1, с. 30]. На международном уровне постоянно идет работа по совершенствованию стандартов. Обновленный стандарт 9001 включает 20 рабочих элементов (критериев качества), которые применительно к учебному процессу будут иметь свою специфику и особенности развертывания. Для каждого элемента системы качества учебного процесса можно выделить инвариантную структуру их описания с позиции международных стандартов. Национальные обязательные критерии согласуются с соответствующими национальными организациями и заказчиками. Национальные нормы представляет данная страна в соответствии с уровнями качества, задаваемыми действующими правовыми нормами в данной стране. Такими нормами в России являются Федеральные государственные образовательные стандарты, соблюдение требований которых обеспечивает эквивалентность профессионального образования на всей территории России. Они пополняются региональными компонентами  стандартов, учитывающими особенности образования в регионе и потребности регионального рынка труда. Таким образом, эффективная политика в области качества подготовки специалистов предполагает создание и реализацию в образовательном учреждении системы качества как целостной системы деятельности его коллектива (руководителей и педагогов), направленной на повышение качества обучения и основанной на выполнении критериев качества в соответствии с международными стандартами ISO 9000- 9001. С позиции системного подхода  управление системой качества подготовки специалистов включает управление подсистемами: обеспечения качества, его мониторинга (оценки) и развития (повышения), что соответствует этапам: введения и реализации образовательных стандартов; контроль за их выполнением и мониторинг стандартов; введение и реализация образовательных стандартов; контроль за их выполнением и мониторинг стандартов.


Таким образом, управление качеством подготовки специалистов осуществляется на общегосударственном уровне, региональном и что особенно важно - на уровне образовательного учреждения. [2, 2, с. 16] С позиции проектного и компетентностного подхода, который является основой учебной деятельности  образовательных учреждений: 1) проектный подход (усиление внедренческой составляющей концепции т.е. НИР; создание инновационной среды колледжа; б) компетентностный подход (повышение вариативной составляющей ОПОП). В свете концепции «Об образовании», многомерного подхода к образованию в Институте СПО РАО разработки ученых дают основания для классификации некоторых ключевых компетенций, как например: качество подготовки специалистов, как компетенцию классифицирующуюся следующим образом: например, предметная область (экономика), отношение к циклу дисциплин (общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, общепрофессиональные дисциплины, специальные дисциплины, дополнительная подготовка, факультативные дисциплины, практическая подготовка); вид подготовки (теоретическая, практическая, научно-исследовательская); соответствие требованиям ФГОС (профессиональные квалификации: знания, умения, навыки); над профессиональные квалификации (коммуникации; иностранный язык; информационные технологии; способность  принимать ответственные решения в децентрализованных системах ,управление личной профессиональной карьерой, знание смежных областей деятельности ,социальная и общая культура); соответствие требованиям общества (личностные качества –коммуникативные навыки, умение работать в «команде», навыки самообразования, эффективное поведение на рынке труда); квалификации (профессиональная грамотность, компетентность) [2,3, с.16 ]. Основная методическая работа, которой занимаются ССУЗы - это работа, связанная с переходом на новые образовательные стандарты. В перспективных планах работы для Махачкалинского финансово-экономического колледжа огромное значение имеет формирование конкурентоспособного специалиста на основе совершенствования образовательных технологий и успешной адаптации студентов, особенно первокурсников [3,3,с. 51]. Работа по адаптации к образовательному процессу в современных условиях колледжа студентов-первокурсников проходит иногда в неблагоприятных социально-экономических условиях влияния внешних факторов. При внедрении по ФГОС нового поколения  концепции и программы по «Адаптации первокурсников к системе среднего профессионального образования» можно применить целый ряд психолого-педагогических условий, главными из которых будут являться:

1) отбор преподавателей, умеющих и желающих работать с новым набором студентов, понимающих проблемы адаптационного периода;

2) наиболее полный объем психолого-педагогической информации о каждом студенте нового набора;

3) объективность оценки уровня обученности, способностей и возможностей студентов 1 курса;

4)применение особой системы обучения и технологии преподавания  для студентов нового набора, повышающей мотивацию учения;

5) учет возрастных и личностных свойств студентов нового набора;

6) формирование у преподавателей установок на работу со школьным контингентом в новых для студентов образовательных условиях;

7) выстраивание технологии и содержания образования на личностном и разноуровневом подходах;

8) учет особенностей социально-психологического климата, сложившегося в педагогическом коллективе;

9) осуществление социально- психологических, педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов нового набора к образовательно-воспитательному процессу в колледже [4,4 ,с. 23,24].


На сегодняшний день в 2011-2012 учебном году объектами инновационных процессов в Махачкалинском финансово-экономическом колледже являются:

1) содержание и структура образования;

2) технологии учебно-воспитательного процесса;

3) методы и средства обучения.


По ФГОС нового поколения эффективность реализации основных профессиональных образовательных программ в МФЭКа, в значительной степени зависит от качества учебно-методического  обеспечения, которое понимается как совокупность всех учебно-методических документов, являющихся дидактическим средством управления образовательным процессом колледжа. Таким образом, в МФЭКа созданы все условия для базового начала интеграционного процесса для введения опытно-экспериментальной работы по направлению: «Личностно-ориентированный подход - как основа инновационного развития в профессиональном обучении».

 

Источники и литература:

1. Журнал « Аккредитация в образовании» №47,2011 года; стр. 30-33.

2. Качество СПО: проблемы и пути обеспечения. Научно- методический сборник. Институт проблем развития  СПО Министерства образования РФ; М., 2003, стр. 16-31.

3. Журнал «Методист» №6, 2011года; стр. 51-54.

4. Журнал «Специалист»№2,2011 года, стр. 23-24.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*