Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВо всех странах мира работодатели (образование, энергетика, культура, сфера услуг, армия, промышленность, сельское хозяйство) испытывают все обостряющуюся нехватку профессионалов . На сегодня, применяются и успешно международные стандарты (МС-менеджмент системы) детально регламентирующие все аспекты. Стандарты сгруппированы в три кластера:
ABETCriteria 2000- регламенты ведущих стран мира на базе американских идей;
EURACE-Болонские стандарты и регламенты для стран Континентальной Европы;
APEC-стандарты для стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Международные стандарты EURACE носят инновационный характер. В основу международных стандартов положены требования работодателя, характеризующихся параметром, профессиональная компетентность(ПК) выпускника. В квартете “профессиональная компетентность, знания, умения, навыки (ПКЗУН)“ характеризующем результаты образовательных стандартов, три последних параметра должны использоваться лишь как промежуточные, сугубо учетные показатели [1, 1, с. 30]. На международном уровне постоянно идет работа по совершенствованию стандартов. Обновленный стандарт 9001 включает 20 рабочих элементов (критериев качества), которые применительно к учебному процессу будут иметь свою специфику и особенности развертывания. Для каждого элемента системы качества учебного процесса можно выделить инвариантную структуру их описания с позиции международных стандартов. Национальные обязательные критерии согласуются с соответствующими национальными организациями и заказчиками. Национальные нормы представляет данная страна в соответствии с уровнями качества, задаваемыми действующими правовыми нормами в данной стране. Такими нормами в России являются Федеральные государственные образовательные стандарты, соблюдение требований которых обеспечивает эквивалентность профессионального образования на всей территории России. Они пополняются региональными компонентами стандартов, учитывающими особенности образования в регионе и потребности регионального рынка труда. Таким образом, эффективная политика в области качества подготовки специалистов предполагает создание и реализацию в образовательном учреждении системы качества как целостной системы деятельности его коллектива (руководителей и педагогов), направленной на повышение качества обучения и основанной на выполнении критериев качества в соответствии с международными стандартами ISO 9000- 9001. С позиции системного подхода управление системой качества подготовки специалистов включает управление подсистемами: обеспечения качества, его мониторинга (оценки) и развития (повышения), что соответствует этапам: введения и реализации образовательных стандартов; контроль за их выполнением и мониторинг стандартов; введение и реализация образовательных стандартов; контроль за их выполнением и мониторинг стандартов.
Таким образом, управление качеством подготовки специалистов осуществляется на общегосударственном уровне, региональном и что особенно важно - на уровне образовательного учреждения. [2, 2, с. 16] С позиции проектного и компетентностного подхода, который является основой учебной деятельности образовательных учреждений: 1) проектный подход (усиление внедренческой составляющей концепции т.е. НИР; создание инновационной среды колледжа; б) компетентностный подход (повышение вариативной составляющей ОПОП). В свете концепции «Об образовании», многомерного подхода к образованию в Институте СПО РАО разработки ученых дают основания для классификации некоторых ключевых компетенций, как например: качество подготовки специалистов, как компетенцию классифицирующуюся следующим образом: например, предметная область (экономика), отношение к циклу дисциплин (общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, общепрофессиональные дисциплины, специальные дисциплины, дополнительная подготовка, факультативные дисциплины, практическая подготовка); вид подготовки (теоретическая, практическая, научно-исследовательская); соответствие требованиям ФГОС (профессиональные квалификации: знания, умения, навыки); над профессиональные квалификации (коммуникации; иностранный язык; информационные технологии; способность принимать ответственные решения в децентрализованных системах ,управление личной профессиональной карьерой, знание смежных областей деятельности ,социальная и общая культура); соответствие требованиям общества (личностные качества –коммуникативные навыки, умение работать в «команде», навыки самообразования, эффективное поведение на рынке труда); квалификации (профессиональная грамотность, компетентность) [2,3, с.16 ]. Основная методическая работа, которой занимаются ССУЗы - это работа, связанная с переходом на новые образовательные стандарты. В перспективных планах работы для Махачкалинского финансово-экономического колледжа огромное значение имеет формирование конкурентоспособного специалиста на основе совершенствования образовательных технологий и успешной адаптации студентов, особенно первокурсников [3,3,с. 51]. Работа по адаптации к образовательному процессу в современных условиях колледжа студентов-первокурсников проходит иногда в неблагоприятных социально-экономических условиях влияния внешних факторов. При внедрении по ФГОС нового поколения концепции и программы по «Адаптации первокурсников к системе среднего профессионального образования» можно применить целый ряд психолого-педагогических условий, главными из которых будут являться:
1) отбор преподавателей, умеющих и желающих работать с новым набором студентов, понимающих проблемы адаптационного периода;
2) наиболее полный объем психолого-педагогической информации о каждом студенте нового набора;
3) объективность оценки уровня обученности, способностей и возможностей студентов 1 курса;
4)применение особой системы обучения и технологии преподавания для студентов нового набора, повышающей мотивацию учения;
5) учет возрастных и личностных свойств студентов нового набора;
6) формирование у преподавателей установок на работу со школьным контингентом в новых для студентов образовательных условиях;
7) выстраивание технологии и содержания образования на личностном и разноуровневом подходах;
8)
учет особенностей социально-психологического климата, сложившегося в
педагогическом коллективе;
9) осуществление социально- психологических, педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов нового набора к образовательно-воспитательному процессу в колледже [4,4 ,с. 23,24].
На сегодняшний день в 2011-2012 учебном году объектами инновационных процессов в Махачкалинском финансово-экономическом колледже являются:
1) содержание и структура образования;
2) технологии учебно-воспитательного процесса;
3) методы
и средства обучения.
По ФГОС нового поколения эффективность реализации основных профессиональных образовательных программ в МФЭКа, в значительной степени зависит от качества учебно-методического обеспечения, которое понимается как совокупность всех учебно-методических документов, являющихся дидактическим средством управления образовательным процессом колледжа. Таким образом, в МФЭКа созданы все условия для базового начала интеграционного процесса для введения опытно-экспериментальной работы по направлению: «Личностно-ориентированный подход - как основа инновационного развития в профессиональном обучении».
Источники и литература:
1. Журнал « Аккредитация в образовании» №47,2011 года; стр. 30-33.
2. Качество СПО: проблемы и пути обеспечения. Научно- методический сборник. Институт проблем развития СПО Министерства образования РФ; М., 2003, стр. 16-31.
3. Журнал «Методист» №6, 2011года; стр. 51-54.
4. Журнал «Специалист»№2,2011 года, стр. 23-24.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.