Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проблема подготовки специалистов среднего звена в соответствии с реализацией стандартов нового поколения

13.06.2017 495 733
Черненко Виктория Александровна
Черненко Виктория Александровна, преподаватель

Оскольский политехнический колледж

В статье рассматриваются потенциальные проблемы, связанные с подготовкой специалистов среднего звена, в преломлении призмы, реализации образовательных стандартов нового поколения среднего профессионального образования на практике. А именно неготовность работодателя принять, возложенную на него активную роль непосредственного участника образовательного процесса.

Современное мировое сообщество функционирует в условиях неизбежной глобализации, которая охватывает все структуры и институты общества. Создание свободного мирового рынка сопровождается объединением экономики, политики, идеологии, информационного пространства, массовой культуры, образования. Национальные государства, существовавшие до недавних пор и имеющие свои индивидуальные социальные системы, идеологии, экономики, перестают играть ведущую роль. На смену им приходят интернациональные организации и предприятия, которые могут работать с применением высоких информационных технологий на территории сразу нескольких государств.

В экономически развитом обществе сфера применения неквалифицированного труда весьма ограничена. В докладе Европейского фонда образования и Совета Европы: «Высшее и после среднее профессиональное образование в Центральной и Восточной Европе» указывается, что на современном этапе «падает спрос на неквалифицированную и полуквалифицированную рабочую силу, растут требования к квалифицированным рабочим и служащим, а также специалистам среднего уровня, таким как технические работники, работники сферы услуг, офисные служащие».

Развитие наукоемких и высокотехнологичных производств, на которые ориентирована современная российская экономика, требует, в том числе и обеспечения кадрами практико-ориентированных специалистов, обладающих высокой квалификацией и многофункциональными умениями.

Важную функцию по подготовке кадров для экономики современной России выполняет система среднего профессионального образования, которая обеспечивает получение доступного и массового профессионального образования, направленного на подготовку практико-ориентированных специалистов. Известный ученый и практик в области профессионального образования П.Ф. Анисимов подчёркивает: «Среднее профессиональное образование выполняет важную социальную функцию, играя заметную роль в формировании массового среднего класса, составляющего социальную основу общества».

Для выполнения данных задач нашей системой профессионального образования, в 2009 году была начата разработка принципиально новых Федеральных государственных образовательных стандартов (далее стандарты), в которых впервые для российской системы профессионального образования появляются понятия зачетных единиц и компетенций, соответствующие международным образовательным стандартам. Такие понятия как компетентность и компетенции для профессионального образования перестают быть простым дополнением к традиционным знаниям, умениям и навыкам, становятся не просто набором определенных знаний, а способностью производить определенные виды работ, выносить обоснованные суждения, реагировать на внешние факторы с принятием необходимых решений. Компетентностный подход к образованию и использование его на практике в процессе проектирования и реализации нового поколения российских образовательных стандартов и программ потребовал решения целого ряда теоретических и методологических проблем и прежде всего научного определения, полной содержательной экспликации и уточнения всех нюансов исходных категорий – «компетенция» и «компетентность».

Кроме того, в рамках стандартов сформирована соответствующая модульная структура программ, определено содержание модулей, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму. А также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; описаны требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; наконец, требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Еще одной особенностью новых стандартов является активное участие работодателя в реализации учебного процесса. Что позволяет учитывать и реализовывать в образовательном процессе конкретные производственные и технические задачи, интегрировать в процесс обучения реальные конструкторско-технологические решения, обозначенные работодателями, внедрять результаты научно-исследовательской деятельности, как сотрудников, так и студентов в производство.

Особенно заметно возросла роль участия работодателя в образовательном процессе в сфере среднего профессионального образования. Длительное время в нашей стране проблемы подготовки специалистов среднего профессионального звена находились на втором плане по сравнению с проблемами подготовки кадров с высшей квалификации (сокращение учебных заведений, которые готовили данных специалистов, отток кадров, потеря баз практик, устаревание оборудования и т.п.). Данная политика в области образования в настоящее время обусловила огромную нехватку специалистов со средним профессиональным образованием, то есть специалистов-практиков и огромное перенасыщение рынка труда специалистами-теоретиками с высшим образованием.

Так как с одной стороны за этот временной период (20 лет) произошла смена поколений, и специалисты среднего звена старшего поколения вышли на пенсию, а молодых специалистов было за эти годы подготовлено очень мало. С другой стороны в стране модернизируются технологии производства, меняются требования к знаниям будущих специалистов, а требования (стандарты), по которым обучают студентов, все еще ориентированы на «прошлое». Возникла объективная необходимость разработки принципиально новых государственных профессиональных стандартов не только для вузов, но и для образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования. Таким образом, стандарты третьего поколения впервые обозначили направление ориентированное на новые отношения работодателей и учебных заведений.

В результате для профилей Экономика и управление принципиальные отличия стандартов заложены в разделе 4 «Характеристика профессиональной деятельности выпускника». Данный раздел описывает области, объекты и виды профессиональной деятельности выпускников. При этом даны общие характеристики видов деятельности специалиста с квалификацией «техник» и специализированные (например, специалист по технологии машиностроения). И в разделе 5 «Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы». Где описаны общие компетенции, как правило, идентичные для всех стандартов и охватывающие социокультурные, психологические, экономические и правовые аспекты деятельности специалиста. А также профессиональные компетенции, предусматривающие наличие специфических навыков, характерных для конкретной сферы деятельности.

Разделы, регламентирующие требования к структуре, условиям реализации, оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы практически идентичны для всех профилей подготовки. В этих требованиях впервые в России на уровне государственных стандартов работодатель выступает как активный участник процесса обучения.

Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы (раздел 7) обязывают образовательное учреждение использовать в учебно–методическом и производственном процессах программы, разработанные с учетом потребностей рынка труда и работодателей. Образовательная программа должна содержать конкретные требования к конечному результату обучения, то есть компетенции, умения и знания, приобретаемые практические навыки. При этом, конкретные навыки профессиональной деятельности, получаемые выпускником в результате освоения программы должны разрабатываться образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями. Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы предполагают разработку требований к аттестации обучающихся, в которые входят фонды оценочных средств для проведения государственной аттестации, разработанные и утвержденные образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Таким образом, традиционно сложившиеся роли работодателя в нашей стране (руководство производственными практиками студентов, участие в итоговой аттестации выпускников и содействие в трудоустройстве) коренным образом меняются. Из формального участия работодателя в оценке качества подготовки специалиста (на стадии итоговой аттестации выпускника) стандарт обязует «практиков» активно участвовать в процессе подготовки будущих специалистов с первого года обучения «…обязательное ежегодное обновление дисциплин, профессиональных модулей, программ практик и методических материалов с учетом запросов работодателей….».

При анализе требований стандартов к педагогическим кадрам регламентируется не только наличие высшего образования, соответствующего профилю преподаваемой дисциплине, но и обязательный опыт работы в профильных организациях для преподавателей дисциплин профессионального цикла. А так же обязательное прохождение стажировок в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года для преподавателей дисциплин профессионального цикла. То есть стандарт возлагает обоюдные обязательства: колледж обязан регулярно направлять преподавателей с отрывом от производства на стажировки; производство предоставляет рабочие места по специфике подготовки. Что на практике очень трудно выполнить по объективным и субъективным причинам. Руководители образовательных учреждений не могут отпустить преподавателей во время учебного года на стажировку (как минимум 1 – 2 месяца с отрывом от производства); предприятия и организации не готовы принимать на стажировки преподавателей.

На сегодняшний день главной проблемой  в процессе подготовки специалистов среднего звена, так необходимых экономике и обществу, является -  низкая инициатива установления партнерских отношений со стороны работодателя; слабая готовности работодателя принимать активное участие в процессе обучения и подготовки студентов. А в связи с этим возможные проблемы кадрового обеспечения для образовательных учреждений. Так как стандарты обязуют привлекать к ведению дисциплин профессионального цикла преподавателей, имеющих опыт работы в профильных организациях и прохождения в них регулярных стажировок.

Литература:

  1. Иванов С.Ю., Иванов А.С. Основные тенденции и перспективы развития системы высшего образования в России // Almamater. Вестник высшей школы. – 2014. – № 2. – С. 6.
  2. Компетентностный подход в проектировании образовательных программ: учебное пособие / Сост. А.И. Чучалин, М.А. Соловьев. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2016. – 160 с.
  3. Государственные образовательные стандарты, примерные учебные планы и программы среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: < http://www.edu.ru/db/portal/sred/index.htm>

 

Оригинал работы:

Проблема подготовки специалистов среднего звена в соответствии с реализацией стандартов нового поколения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*