Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ статье рассматриваются потенциальные проблемы, связанные с подготовкой специалистов среднего звена, в преломлении призмы, реализации образовательных стандартов нового поколения среднего профессионального образования на практике. А именно неготовность работодателя принять, возложенную на него активную роль непосредственного участника образовательного процесса.
Современное мировое сообщество функционирует в условиях неизбежной глобализации, которая охватывает все структуры и институты общества. Создание свободного мирового рынка сопровождается объединением экономики, политики, идеологии, информационного пространства, массовой культуры, образования. Национальные государства, существовавшие до недавних пор и имеющие свои индивидуальные социальные системы, идеологии, экономики, перестают играть ведущую роль. На смену им приходят интернациональные организации и предприятия, которые могут работать с применением высоких информационных технологий на территории сразу нескольких государств.
В экономически развитом обществе сфера применения неквалифицированного труда весьма ограничена. В докладе Европейского фонда образования и Совета Европы: «Высшее и после среднее профессиональное образование в Центральной и Восточной Европе» указывается, что на современном этапе «падает спрос на неквалифицированную и полуквалифицированную рабочую силу, растут требования к квалифицированным рабочим и служащим, а также специалистам среднего уровня, таким как технические работники, работники сферы услуг, офисные служащие».
Развитие наукоемких и высокотехнологичных производств, на которые ориентирована современная российская экономика, требует, в том числе и обеспечения кадрами практико-ориентированных специалистов, обладающих высокой квалификацией и многофункциональными умениями.
Важную функцию по подготовке кадров для экономики современной России выполняет система среднего профессионального образования, которая обеспечивает получение доступного и массового профессионального образования, направленного на подготовку практико-ориентированных специалистов. Известный ученый и практик в области профессионального образования П.Ф. Анисимов подчёркивает: «Среднее профессиональное образование выполняет важную социальную функцию, играя заметную роль в формировании массового среднего класса, составляющего социальную основу общества».
Для выполнения данных задач нашей системой профессионального образования, в 2009 году была начата разработка принципиально новых Федеральных государственных образовательных стандартов (далее стандарты), в которых впервые для российской системы профессионального образования появляются понятия зачетных единиц и компетенций, соответствующие международным образовательным стандартам. Такие понятия как компетентность и компетенции для профессионального образования перестают быть простым дополнением к традиционным знаниям, умениям и навыкам, становятся не просто набором определенных знаний, а способностью производить определенные виды работ, выносить обоснованные суждения, реагировать на внешние факторы с принятием необходимых решений. Компетентностный подход к образованию и использование его на практике в процессе проектирования и реализации нового поколения российских образовательных стандартов и программ потребовал решения целого ряда теоретических и методологических проблем и прежде всего научного определения, полной содержательной экспликации и уточнения всех нюансов исходных категорий – «компетенция» и «компетентность».
Кроме того, в рамках стандартов сформирована соответствующая модульная структура программ, определено содержание модулей, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму. А также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; описаны требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; наконец, требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Еще одной особенностью новых стандартов является активное участие работодателя в реализации учебного процесса. Что позволяет учитывать и реализовывать в образовательном процессе конкретные производственные и технические задачи, интегрировать в процесс обучения реальные конструкторско-технологические решения, обозначенные работодателями, внедрять результаты научно-исследовательской деятельности, как сотрудников, так и студентов в производство.
Особенно заметно возросла роль участия работодателя в образовательном процессе в сфере среднего профессионального образования. Длительное время в нашей стране проблемы подготовки специалистов среднего профессионального звена находились на втором плане по сравнению с проблемами подготовки кадров с высшей квалификации (сокращение учебных заведений, которые готовили данных специалистов, отток кадров, потеря баз практик, устаревание оборудования и т.п.). Данная политика в области образования в настоящее время обусловила огромную нехватку специалистов со средним профессиональным образованием, то есть специалистов-практиков и огромное перенасыщение рынка труда специалистами-теоретиками с высшим образованием.
Так как с одной стороны за этот временной период (20 лет) произошла смена поколений, и специалисты среднего звена старшего поколения вышли на пенсию, а молодых специалистов было за эти годы подготовлено очень мало. С другой стороны в стране модернизируются технологии производства, меняются требования к знаниям будущих специалистов, а требования (стандарты), по которым обучают студентов, все еще ориентированы на «прошлое». Возникла объективная необходимость разработки принципиально новых государственных профессиональных стандартов не только для вузов, но и для образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования. Таким образом, стандарты третьего поколения впервые обозначили направление ориентированное на новые отношения работодателей и учебных заведений.
В результате для профилей Экономика и управление принципиальные отличия стандартов заложены в разделе 4 «Характеристика профессиональной деятельности выпускника». Данный раздел описывает области, объекты и виды профессиональной деятельности выпускников. При этом даны общие характеристики видов деятельности специалиста с квалификацией «техник» и специализированные (например, специалист по технологии машиностроения). И в разделе 5 «Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы». Где описаны общие компетенции, как правило, идентичные для всех стандартов и охватывающие социокультурные, психологические, экономические и правовые аспекты деятельности специалиста. А также профессиональные компетенции, предусматривающие наличие специфических навыков, характерных для конкретной сферы деятельности.
Разделы, регламентирующие требования к структуре, условиям реализации, оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы практически идентичны для всех профилей подготовки. В этих требованиях впервые в России на уровне государственных стандартов работодатель выступает как активный участник процесса обучения.
Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы (раздел 7) обязывают образовательное учреждение использовать в учебно–методическом и производственном процессах программы, разработанные с учетом потребностей рынка труда и работодателей. Образовательная программа должна содержать конкретные требования к конечному результату обучения, то есть компетенции, умения и знания, приобретаемые практические навыки. При этом, конкретные навыки профессиональной деятельности, получаемые выпускником в результате освоения программы должны разрабатываться образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями. Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы предполагают разработку требований к аттестации обучающихся, в которые входят фонды оценочных средств для проведения государственной аттестации, разработанные и утвержденные образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
Таким образом, традиционно сложившиеся роли работодателя в нашей стране (руководство производственными практиками студентов, участие в итоговой аттестации выпускников и содействие в трудоустройстве) коренным образом меняются. Из формального участия работодателя в оценке качества подготовки специалиста (на стадии итоговой аттестации выпускника) стандарт обязует «практиков» активно участвовать в процессе подготовки будущих специалистов с первого года обучения «…обязательное ежегодное обновление дисциплин, профессиональных модулей, программ практик и методических материалов с учетом запросов работодателей….».
При анализе требований стандартов к педагогическим кадрам регламентируется не только наличие высшего образования, соответствующего профилю преподаваемой дисциплине, но и обязательный опыт работы в профильных организациях для преподавателей дисциплин профессионального цикла. А так же обязательное прохождение стажировок в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года для преподавателей дисциплин профессионального цикла. То есть стандарт возлагает обоюдные обязательства: колледж обязан регулярно направлять преподавателей с отрывом от производства на стажировки; производство предоставляет рабочие места по специфике подготовки. Что на практике очень трудно выполнить по объективным и субъективным причинам. Руководители образовательных учреждений не могут отпустить преподавателей во время учебного года на стажировку (как минимум 1 – 2 месяца с отрывом от производства); предприятия и организации не готовы принимать на стажировки преподавателей.
На сегодняшний день главной проблемой в процессе подготовки специалистов среднего звена, так необходимых экономике и обществу, является - низкая инициатива установления партнерских отношений со стороны работодателя; слабая готовности работодателя принимать активное участие в процессе обучения и подготовки студентов. А в связи с этим возможные проблемы кадрового обеспечения для образовательных учреждений. Так как стандарты обязуют привлекать к ведению дисциплин профессионального цикла преподавателей, имеющих опыт работы в профильных организациях и прохождения в них регулярных стажировок.
Литература:
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.