Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование семейных ценностей детей младшего школьного возраста посредством внеклассных мероприятий

09.06.2017 585 897
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, магистрант, преподаватель, методист

Русских Альбина Андреевна
Русских Альбина Андреевна, студентка

Кобелева Ксения Андреевна
Кобелева Ксения Андреевна, студентка

Вятский колледж культуры

«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»

В.А. Сухомлинский

 

Советский педагог Василий Александрович Сухомлинский придавал большое значение семье, как важнейшему социальному институту, являющемуся истоком человеческой культуры. Известно, что именно в семье закладываются основы личности ребенка, первые навыки поведения в обществе на основе имеющихся семейных ценностей, таких как любовь, верность, доверие, уважение, взаимоподдержка, домашний очаг, связь с предками и многие другие. Они являются основой, на чем держится семья.

Но, к сожалению, по данным Росстат с каждым годом увеличивается количество желающих расторгнуть брачные узы. Только в Кировской области за прошлый год было 646 разводов. Статистика распадов семей в России крайне неутешительна, поэтому в Госдуме предлагают соответствующие законопроекты, снижающие процент разводов в стране. Это говорит о том, что значительно расширяется роль семьи, увеличивается ее воздействие на жизнь общества и именно семейные ценности определяют поведение человека в этом обществе. Ценности семьи являются мощным интегрирующим фактором для семейной системы – как на уровне взаимодействия супругов друг с другом, так и на уровне взаимодействия родителей с детьми. Кроме того, ценностные ориентации определяют динамику семьи в целом и родительства.

Семейные ценности – это то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. Семейные ценности нужно воспитывать именно с раннего возраста через рассказы о прошлом семьи, её истории, отражённой и запечатлённой в бережно хранимом семейном архиве. В настоящее время существует множество семейных ценностей, которые важны для любой семьи. Но к самым главным относят следующие:

  1. Любовь. Данное качество является основным в семейных отношениях. Его проявление отражается и на развитии других качеств. Существует много видов любви, и в семье находят яркое проявление родственная любовь. Дети чувствуют проявление любви по отношению к ним, и недостаток может сильно отражаться на их будущей жизни и становлении в обществе. Между супругами должно царить единство, и важно, чтобы ребенок это видел и понимал свое место в семье.
  2. Главенство. У каждого члена семьи есть своя роль, которую нужно знать, понимать и соблюдать. Глава семьи – это обычно мужчина. Мудрая женщина должна принимать его положение даже в тех случаях, когда позиция супруга не совсем понятна. Благодаря этому мужчина становится счастливее. Когда ребенок видит уважение жены к мужу, то он начинает понимать серьезность подобных поступков. У женщины, конечно же, тоже есть своя роль, и она не менее почетная. Она является хранительницей домашнего очага, следит за уютом в доме и воспитывает ребенка. Конечно, дети занимают очень важное место в жизни родителей. Но следует дать им понять, что они не являются королями в семье.
  3. Уважение. Взаимное уважение – это основа счастливого брака и семьи. Проявляя это качество к престарелым родителям, вы заметите кардинальные перемены в поведении ребенка. Он с легкостью впитает такое же отношение и к вам. Важно, чтобы проявление уважения было постоянным и не навязчивым.
  4. Принадлежность. Каждый член семьи должен понимать, как он важен и какое значение он имеет для близких людей. Но можно быть сплоченной семьей, которая практически каждую свободную минуту проводит вместе, но при этом ваши интересы могут быть абсолютно неидентичны. Важно, чтобы несмотря на любые увлечения или неприятные события, каждый член семьи знал, что у него есть место, куда всегда можно вернуться, что в него верят и ждут. Укрепить чувство единения помогут совместные обеды и ужины, походы в кино и зоопарки. Даже просто вечер, проведенный в кругу семьи, сблизит.
  5. Прощение. Конечно, простить не всегда просто, но очень важно уметь это делать. Прощение – это решение, это ваш выбор, а не просто чувство того, что человек достаточно расплатился за обиду, и мы готовы смилостивиться. Понятие семьи и обиды несовместимы. Да, мы, конечно, можем обижаться на родителей и на других близких людей за какие-то проступки или обидные слова. Но не стоит забывать, что это ваш близкий человек, с которым связана вся ваша будущая жизнь. Просто невозможно прожить всю жизнь без родных – это разрушает человека изнутри, разрушает его психику. На самом деле, близких людей прощать сложнее, но это то, что делает семью крепче и дружнее.
  6. Традиции. Традиции делают семью уникальной. Они объединяют людей и создают чувство принадлежности у всех. Традиции не должны быть дорогостоящими, сложными или требующими много работы. Они должны приносить в семью лишь чувство удовольствия, какой-то интерес.

В младшем школьном возрасте особое значение приобретает воспитательная позиция родителей – совокупность установок родителей в отношении воспитания детей, характеризующих, прежде всего самих родителей как субъектов воспитания. Весьма важен эмоциональный тон семейных взаимоотношений. Стоит отметить, что младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. Одним из главных условий воспитания ребенка в семье является и авторитет родителей. Авторитетом является влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверие к их жизненному опыту, словам и поступкам. Однако любовь к родителям и уважение к ним, признание их авторитета могут не всегда совпадать. Без авторитета нельзя воспитать ребенка, формировать в нем качества хорошего человека.

Младшие школьники имеют свои возрастные особенности, которые делятся на физические и психофизиологические. В физическом развитии у детей совершенствуется работа головного мозга, происходит усиленный рост мышечной массы, за счёт которых ребята постоянно остаются активными, но при этом у них также проявляется быстрая утомляемость. Если говорить о психофизиологическом развитии, то дети начинают приобретать характер, у них развивается мышление, восприятие становится анализирующим. Детей привлекает всё самое яркое, неожиданное и новое, поэтому ведущим становится непроизвольное внимание.

Диагностика сформированности семейных ценностей проходила в 3 этапа. На первом этапе было проведено анкетирование для детей начальных классов на базе школы МБОУ СОШ №20 города Кирова. На 2 этапе было проведено встречное анкетирование родителей.

В результате анкетирования мы выяснили, что для детей и родителей семья ассоциируется с добрыми словами: близкие люди, любовь, забота и т.д. Мальчики хотят быть похожими на папу силой, а девочки – добротой. Мальчикам нравится в маме ум, а девочкам – красота. Родителям больше всего нравится в детях доброта. Главой семьи и дети, и родители считают папу, но при ответе на остальные вопросы выясняется, что мама – неформальный лидер. Большинство детей стараются взаимодействовать с родителями, если те грустят. И родители, по ответам детей, стараются их поддержать, но 33% подкупают их сладостями или гаджетами. Хотя родители говорят в анкетах, что стараются выяснить причину. В ходе детской анкеты также выяснилось, что родители не всегда просят прощения у своих детей, которые, в свою очередь, всегда извиняются. Родители отвечают наоборот, что они всегда извиняются перед детьми, обнимают, целуют, договариваются, а вот дети извиняются не всегда. Так как ведущий вид деятельности для детей младшего школьного возраста – это учеба, поэтому ребенок старается получать хорошие оценки, думая, что этим радует родителей. Поэтому большинство детей переживают, когда родители ругают их за плохие оценки. Родителям действительно нравится, когда их ребенок получает хорошие оценки в школе, но еще им нравится, когда ребенок помогает в каких-либо делах дома. По мнению родителей, дети любят, когда мама и папа находят для них свободное время, которое полностью уделяют им. К сожалению, большинству детей нравится в родителях, когда они дают им гаджет. И лишь 14% ответили, что любят взаимодействие с папой, 17% взаимодействие с мамой. Родители всегда находят время для совместного отдыха со своими детьми, выбираются в кино, ходят гулять в парки, по выходным выпекают выпечку, что, несомненно, делает их семьи дружнее и крепче. Но, к сожалению, многие семье не имеют семейных реликвий, поэтому многие дети не знают даже, что это такое. Кроме этого, многие дети не знают историю своей семьи. Поэтому детям было предложено дома совместно с родителями составить генеалогическое древо своей семьи.

Сопоставив похожие ответы в анкетах детей и родителей, выяснилось, что ни одна семья не находится на высоком уровне взаимопонимания, 8 семей имеют средний уровень, 7 семей находятся на низком уровне.

Сопоставление ответов в анкетах детей и родителей

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

ИТОГО

Уровень

А. В.

-

-

-

-

-

+

+

-

+

+

+

-

+

-

-

+

-

+

8

с

Ж. К.

-

-

+

-

-

+

-

+

-

+

-

+

-

-

-

-

-

-

5

н

Л. Г.

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

-

+

-

5

н

Н. Н.

-

-

-

-

+

+

+

-

+

-

+

+

-

-

+

-

-

+

8

с

Д. Б.

+

-

-

-

-

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

-

+

+

12

с

С. К.

+

+

-

+

-

-

-

+

-

-

-

+

+

+

+

-

+

-

9

с

С. З.

-

-

-

-

-

-

-

+

-

+

-

-

+

-

+

-

-

-

4

н

Н. Ч.

-

-

-

-

-

+

-

+

+

-

-

+

+

+

+

-

+

+

9

с

Е. Л.

-

-

-

+

-

-

+

-

-

+

-

-

-

+

+

-

-

+

6

н

В. Б.

-

-

-

+

-

+

-

+

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

7

н

С. В.

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

+

-

-

-

+

4

н

К. К.

-

-

-

+

-

+

-

+

-

-

-

-

+

-

-

-

+

-

5

н

К. С.

-

-

-

-

+

-

+

+

+

-

-

-

+

-

+

+

-

+

8

с

А. М.

-

-

+

+

-

+

+

+

-

-

-

-

+

+

+

+

+

+

11

с

Г. К.

-

+

+

+

-

-

-

+

-

-

+

+

+

+

+

-

-

-

9

с

в-высокий уровень(16-24) – 0 человек.
с-средний уровень(8-15) – 8 человек.
н-низкий уровень(0-7) – 6 человек.

Поэтому были проведены внеклассные мероприятия по формированию семейных ценностей у детей и взаимопонимания между родителями и детьми.

С целью создания условий для формирования семейных ценностей у ребенка с учащимися 2 класса была проведена беседа на тему «Семья-бесценное богатство». В ходе беседы с детьми обсуждались семейные ценности: любовь, главенство, уважение, принадлежность, прощение, традиции. В начале беседы детям предлагалось самим сформулировать понятие семьи. Выслушивав ответы каждого, ведущие подытожили, что семья – это близкие люди, которые для нас являются опорой и поддержкой и ее предназначение в рождении и воспитании детей. Затем ведущие плавно подвели детей к мысли о том, что семья строится на любви, то есть чувстве, которое делает нас счастливыми. И спросили участников беседы: какие качества они любят в маме и папе, какие поступки и качества родители ценят в них. В любой семье всегда есть человек, который решает разные вопросы, именно он стоит во главе семьи. Сначала дети поднимали руки: у кого глава мама (правую), у кого папа (левую). Затем был задан ряд вопросов, которые помогали понять, кто же решает в семье различные вопросы, то есть является главой. Так как на взаимном уважении строится счастливая семья, в которой хорошо каждому из её участников, ведущие задали еще ряд вопросов, выясняющих, есть ли в семье взаимоподдержка, взаимоуважение, подражание родителям. Важно, чтобы несмотря на любые неприятные события, каждый член семьи знал, что у него есть место, куда всегда можно вернуться, что в него верят и ждут. Для того, чтобы выяснить роль и значимость ребенка в семье, обсуждались ответы на вопросы, которые помогают понять ребенку, что он важен и имеет огромное значение для близких людей. Понятие семьи и обиды несовместимы. Поэтому детям предлагалось обсудить, что важно не обижаться на родителей и на других близких людей за какие-то проступки или обидные слова, что не стоит забывать, что это ваши близкий люди, с которым связана вся ваша будущая жизнь. В каждой семье есть определенные традиции, которые делают семью уникальной. Но при обсуждении данного вопроса, выяснилось, что у детей в данном классе не очень богаты семейные традиции, а они важны и значимы, так как объединяют людей и создают чувство принадлежности у всех членов семьи. Поэтому детям было предложено дома с родителями обсудить и выписать свои семейные традиции, подтвердить это фотографиями, а в целях мотивации за самую необычную и интересную обещан приз. Но данная тема имеется в задании рабочей тетради по окружающему миру и обсуждается в рамках урочной деятельности, поэтому традиции и фотоматериалы рассматривались в рамках уроков.

В конце беседы детям предлагалось изобразить с помощью рисунка свою семью (3 этап диагностики). Обработав рисунки в интерпретации В.К.Лосевой, в изложении Н.Л.Кряжевой выяснилось, что некоторые дети (23%) нарисовали своих близких внизу, что говорит о заниженной самооценке, на что следует обратить внимание родителей (ведь часто именно родители занижают самооценку ребенку). В ходе анализа рисунков выяснилось, что большинство изображаемых членов семьи стоят рядом (69%). Это говорит о близости общения членов семьи. Анализ рисунков показал, что лишь 5 семей (19%) прислушиваются друг к другу. Большинство (58%) считают свои семьи полноценными. Но некоторые не видят себя в составе семьи (14%). Некоторые наоборот, не изобразили отдельных членов семьи в своем рисунке (24%). Самым близким членом семьи для детей является мама (56%), также некоторые нарисовали себя одинаково близко с обоими родителями (28%), были и такие рисунки, где ребенок находился рядом с бабушкой или сестрой. Главу семьи рисуют обычно выше всех: большинство (52%) считают главой семьи папу, некоторые (40%) отметили маму, были и такие, которые считают главным дядю, дедушку и самого себя.

Таким образом, в ходе анализа рисунков выяснилось, что основная проблема заключается в том, что некоторые дети ощущают себя далекими от семьи. Поэтому детям были даны советы по улучшению взаимоотношений с родными:

  • любите, берегите и цените своих родителей – вам их никто не заменит;
  • преодолевайте лень всегда старайтесь помочь своим родителям – это принесет им радость;
  • вам нравятся улыбки мамы и папы, дарите их как можно чаще;
  • доверяйте своим родителям: они самые близкие вам люди, они могут помочь вам, дать хороший совет;
  • рассказывайте им о своих проблемах, неудачах, горестях;
  • делитесь своими радостями;
  • заботьтесь о родителях: у них много трудностей;
  • старайтесь их понимать, помогайте им;
  • не огорчайте родителей и не обижайтесь на них понапрасну;
  • радуйтесь вместе с родителями успехам своих друзей;
  • знакомьте их со своими друзьями, рассказывайте о них;
  • расспрашивайте своих родителей об их детстве, о друзьях детства;
  • демонстрируйте родителям достоинства своих друзей, а не их недостатки.

На этапе рефлексии детям задавались вопросы, понравилось ли им данное мероприятии и хотят ли они, чтобы такие беседы проводились чаще. Получив положительные ответы, в конце мероприятия всем детям были вручены конфетки, которыми предлагалось поделиться с самым близким человеком. В глазах детей была видна грусть, но по опросу родителей выяснилось, что все-таки большинство разделили сладкую радость со своими родными, что говорит о достижении цели данного мероприятия.

С целью создания условий взаимопонимания родителей и детей с родителями учащихся 2 класса была проведена игра «Понимай-ка!». Данную игру можно проводить и с непосредственным участием детей на мероприятии, но так как ее планировалось провести в начале родительского собрания, сюжеты для игры были заранее записаны на видео.

На первом туре родители угадывали слово, которое объяснили их дети с помощью словесного описания (слова: дом, камин, семья, любовь, выходной, цветы). На втором туре родители угадывали действие мам и пап, которое изображали их дети (действия мамы: прополка грядки, красится перед зеркалом, стирка; действия папы: мойка машины, приготовление пиццы, рыбалка). На заключительном – третьем туре, родители должны были угадать, какую эмоцию показывал ребенок (предлагаемые эмоции: радость, удивление, грусть, злость, задумчивость, страх).

Правила просты: на угадывание слова давалось 2 попытки. Если команда угадывала сразу, то засчитывалось 10 баллов; если же со 2 раза, то 5 баллов. Баллы подсчитывал учитель. Команды отвечали по очереди, но не выкрикивали ответ с места. Право ответа могло перейти другой команде по хлопку, если и со второй попытки первая команда не отгадала слово.

За участие в этой игре на память родителям были подарены «волшебные» ручки, которыми предлагалось расписываться в дневниках своих любимых деток. И если даже там встречались не очень хорошие оценки, детей обнимать, а не ругать. А также родителям были вручены памятки с советами по улучшению взаимоотношений с детьми:

1) Умейте видеть достоинства в своем ребенке. Отношения с ребенком будут крепче и процесс воспитания конструктивнее, если родители будут не только видеть недостатки в ребенке и многоразличными способами угнетать их, но и стремиться увидеть в нем достоинства (любовь к близким людям, уважение к окружающим, заботливость по отношению к младшим, честность, совестливость, трудолюбие и т. д.). Не следует забывать похвалить ребенка, если есть за что. Похвала важна для любого человека, а для ребенка – тем более. Каждый успех, даже небольшой, младшего школьника должен сопровождаться вашим одобрением. Ваше одобрение для ребенка – большой стимул.

2) Создайте «крепость» ребенку в доме. Эта старая, как мир, поговорка: «твой дом – твоя крепость» должна быть у ребенка в «багаже» и не в самом дальнем углу сего «багажа». Вам следует объяснить ребенку, что мир, к сожалению, не так розов, как это, может быть, представляется, что мир полон опасностей, боли, бед. И только дома за дверью, за крепкими каменными стенами, в атмосфере родительских заботы и любви ребенок может полностью расслабиться и отдохнуть. Но как только он выходит из дома, он должен быть собран, предельно внимателен.

3) Контролируйте своего ребенка. Самоконтроль у младшего школьника еще недостаточен. Ребенок может загуляться по пути из школы и опоздать к обеду, может чересчур увлечься игрой и не выполнить домашнее задание, может вообще не стремиться к выполнению домашнего задания, полагая, что школа – это большая игра, правила в которой можно менять произвольно... Поэтому контроль со стороны родителей необходим (и необходим он будет еще долго). Вы, однако, должны позаботиться о том, чтобы контроль ваш не был слишком навязчив, и чтобы он не сводился к окрикам и ворчанию. Контроль тогда хорош и эффективен, когда он доброжелателен. Вам понадобится в деле воспитания культурного, образованного человека много сил и терпения, но дело, согласитесь, стоит того.

4) Относитесь бережно к внутреннему миру ребенка. Относитесь к своему ребенку щадяще; никогда не забывайте, что перед вами еще ребенок, который еще долго будет таковым оставаться. У ребенка должны быть свои секреты, должен быть свой мирок, в который взрослому хода нет. Так, лелея свои маленькие секреты, ребенок чувствует себя более защищенным перед лицом реалий жизни – огромных, кажущихся непреодолимыми и порой пугающих.

5) Создавайте положительный эмоциональный климат в семье и состояние ребенка. Из этого правила нет исключений: какой сложится эмоциональный климат в семье, таково будет и состояние ребенка. Если обстановка в доме доброжелательная, если к ребенку внимательны и уважительны, если отношения между ребенком и родителями сложились доверительные, то ребенок спокоен, у него преобладают положительные эмоции, взгляд его на будущее полон оптимизма. Хорошая обстановка в семье благотворно влияет не только на психическое состояние ребенка, но и на его физическое состояние. Помните, что дети относятся к себе так, как к ним относятся взрослые.

6) Каждый день, хотя бы понемногу, проводите время наедине с ребенком. Это значит, что следует избегать «третьего лишнего» в виде телевизора, компьютера и кинотеатра. Проводить свободное время вместе с ребенком – значит, отложить на время все свои дела, читать любимую книгу, играть в футбол, устраивать походы в горы или просто играть в старомодные и всеми забытые карточные игры. Все это может означать только одно: вы контактируете с ребенком лично. Такие вещи дети запоминают навсегда. Они могут забыть то, что вы им купили. Главное для ребенка – это провести время с близким ему человеком.

7) Разговаривайте с детьми. Не пожалейте потраченного времени, чтобы постараться понять, что же такое происходит в жизни вашего ребенка. Не лишним будет поговорить об этом с его учителями, тренером и другими людьми из его круга общения. Затем следует проверить появились какие-нибудь изменения в его поведении. Ваша помощь поможет ему стать более уверенным в себе, придет осознание того, что с вами он может обсудить волнующие его вопросы. Пусть ребенок услышит о том, что именно он является высшим приоритетом вашей собственной жизни. Согласитесь, что покупать необходимые вещи, кормить – все это недостаточно. Детям как никому другому нужны подтверждения в виде слов и поступков. Попробуйте пригласить ребенка к себе и попросить поделиться историями из его жизни. Пусть это будут домашние задания, школьные истории, новые друзья и т.д.

В ходе игры «Понимай-ка» родители были очень активны, коммуникабельны, увлечены тематикой. Они с удовольствием разгадывали предложенные задания, с интересом смотрели видеосюжеты с изображением своих детей. То, что в игре приняли участие все дети в классе, привлекало к игре каждого родителя. Мероприятие оставило положительные эмоции у всех. Родители бы хотели, чтобы чаще проводились подобные игры на сближении с детьми. И выразили пожелание, чтобы данные игры проводились вместе с детьми. Организация совместных мероприятий призвана устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители и дети становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

 

Читать работы полностью (оригинал работы):

Формирование семейных ценностей детей младшего школьного возраста посредством внеклассных мероприятий




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*