Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Активные методы обучения как один из основных принципов эффективного взаимодействия педагога и студента в учебном процессе

07.06.2017 923 1524
Новикова Екатерина Дмитриевна
Новикова Екатерина Дмитриевна, преподаватель

Дзержинский техникум бизнеса и технологий

Обучение и воспитание подрастающего поколения – сложный взаимосвязанный процесс, зависящий от целей образования и задач, которые ставятся обществом и государством перед системой профессионального образования. В современном мире востребован грамотный, образованный, культурный, коммуникабельный, компетентный человек, воспитание и обучение которого возложено, в первую очередь, на образовательные учреждения.

В нашей стране право на образование закреплено в ст. 43 Конституции Российской Федерации. Организация и регулирование образовательного процесса проводится в соответствии с Федеральным Законом 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

В настоящее время появление новых источников знания и, соответственно, новых методов обучения, дали импульс дальнейшему развитию педагогики. Не случайно в документах, направленных на совершенствование образования, особое внимание уделяется мотивационному, ценностно-ориентированному аспекту обучения. Целью модернизации учебного процесса является  личностно-ориентированное образование.

В образовательном процессе целью педагогов является обучение студентов знаниям согласно программам обучения, а целью студентов должно быть желание и усердие в усвоении знаний.

Известно, к нам приходят учиться подростки 15-16 лет. Возраст, конечно, ещё юный, но, тем не менее, они граждане, имеющие паспорта и несущие ответственность за собственные поступки. Выбор профессии ими сделан, надеемся, осознанно, но в большинстве случаев   с помощью родителей или по рекомендации друзей и знакомых.

Успешное обучение студентов возможно, если они желают обучаться выбранной профессии.

Считаю задачей каждого педагога-предметника разъяснить студентам необходимость получения знаний по своему предмету. Например, по моему направлению: знание русского языка и правил правописания необходимо в повседневной жизни - написать заявление, грамотно заполнить различного рода бланки, а в будущем, «не ударить в грязь лицом» перед своими детьми,  сумев ответить на заданные   вопросы. Знание русской литературы необходимо каждому члену нашего общества, россиянину, чтобы на неожиданный вопрос:  «Кто написал роман Анна Каренина?» был дан правильный достойный ответ. Знание отечественной литературы расширяет кругозор человека, придаёт ему уверенность в общении с людьми, помогает в решении жизненных проблем.

Значит, для успешного взаимодействия педагога и студента главной составляющей является мотивация, т.е. желание студента получать знания по изучаемым предметам и овладевать профессиональными навыками.

Особенно важно заинтересовать студента в обучении выбранной профессии, наглядно рассказать о преимуществах её, рассказать, где в перспективе студент будет работать, сколько зарабатывать, если успешно пройдёт курс обучения.

1 Теоретическое исследование активных методов обучения

Процесс обучения включает в себя многообразие различных методов, подходов, контактов и  занятий. Большое значение уделяется психологическому климату в общении педагогов и студентов – взаимное уважение, доверие и согласованность действий.

В учебном процессе методы обучения являются одним из важнейших его элементов. Невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучающимися определенного содержания и объема учебного материала без применения соответствующих, наиболее эффективных методов.

Применение различных методов обучения в педагогическом процессе помогает обучающимся, с учётом их физических, умственных и психологических способностей, более эффективно усваивать новые знания.

Смена приоритетов и социальных ценностей в настоящее время требует от педагогического процесса постоянной модернизации и совершенствования. При подготовке выпускников  требуется радикальное изменение стратегии и тактики обучения.

Одними из главных характеристик выпускника образовательного  учреждения являются его компетентность и мобильность. В связи с этим на первый план при изучении учебных дисциплин выходит сам процесс познания, эффективность которого зависит от познавательной активности самих обучающихся. Успешность достижения этой цели определяется не только от того, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью тех или иных методов обучения.

На преподавателя возлагаются всё более серьёзные задачи. Системно решать эти сложные педагогические задачи способен только специально подготовленный, творчески думающий и понимающий своих студентов преподаватель. Количество информации, которую надо донести до обучающихся, возрастает с каждым годом, в то же время их возможности не безграничны. Отсюда, акценты с традиционных способов преподавания переносятся на современные образовательные технологии.

На передний план выходят активные методы обучения. При их внедрении меняется роль студента – из слушателя он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль позволяет формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного компетентного человека.

Современному преподавателю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить студентов, привить им навыки практических действий. Важная роль в этом процессе отводится активным формам и методам обучения.

Рациональная комбинация методов обучения является определяющим элементом организации учебного процесса.

С развитием научно-технического прогресса, увеличивается объем информации, обязательной для усвоения. В то же время информация быстро устаревает и нуждается в обновлении. Отсюда следует, что обучение, которое ориентировано, в сущности, на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только частично сможет соответствовать современным требованиям.

Активные методы обучения выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном  развитии подростков, способствуют быстрому усвоению знаний, раскрытию их творческих способностей, развитию устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируют мышление.

Использование преподавателями активных методов в образовательном процессе помогает преодолеть стереотипность в обучении, выработать новые подходы к учебным ситуациям, раскрыть творческий потенциал  студентов.

2  Практическое применение активных методов обучения на занятиях по русскому языку и литературе

Метод проблемного обучения можно применить на занятиях по литературе в виде дискуссии о роли главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Мнения студентов разделились: одни оправдывали поведение Родиона Раскольникова и выставляли аргументы «за» его преступление, другие – осуждали, считая его деяния неприемлемым, а наказание – справедливым. Все студенты были вовлечены в дебаты, выступая в качестве судей, и после активного обсуждения мнение второй группы стало преобладающим  - наказание за преступление неотвратимо.

Методом «круглого стола» можно назвать обсуждение глобального значения названия романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Студенты выражали свое мнение о глубоком значении понятий «войны» и «мира» как в прямом их выражении, так и в философской трактовке «войны» и «мира» в душах людей. При обсуждении студенты показали знания содержания романа, истории, привели широкий ассоциативный ряд, связанный с понятиями «войны» и «мира», выразив свою патриотическую настроенность. Такой метод помог студентам более глубоко уяснить значение романа и его актуальность.

Примером «мозгового штурма» может явиться занятие по русскому языку, где студентам предлагается решение практической задачи на нахождение как можно большего количества значений омонимичных слов, например ключ, коса, кисть, лук и т.п. Студенты активно включились в обсуждение, проявив достаточную эрудицию.

Частично-поисковый (эвристический) метод может быть применен на занятиях как русского языка, так и литературы. На занятиях по русскому языку студентам был дан ряд предложений, в которых нужно найти вводные слова и расставить знаки препинания, причем это правило еще не было пройдено, так как являлось новой темой данного занятия. Студентам было предложено выступить в роли «шахтёров грамотности», и сначала интуитивно расставить знаки препинания, а затем, прочитав правило, определить правильность своего выбора. Таким образом, правило запомнилось быстрее путём самостоятельного поиска.

Примером театрализации можно назвать инсценировку студентами фрагмента одного из литературных произведений. Так, на одном из занятий по литературе, изучая роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», двое студентов «примерили» на себя роли двух действующих лиц: Родиона Раскольникова и старухи-процентщицы. Каждый из студентов должен был представить своего героя, продемонстрировав их внешние и личностные характеристики. Студентам было интересно наблюдать своих одногруппников в новом качестве, и информация о героях романа воспринималась с энтузиазмом. Восприятие серьезных аспектов романа было облегчено таким неординарным подходом.

Создание игровой ситуации на занятиях по русскому языку на тему «Речевой этикет в современном мире» может послужить примером ролевой игры как метода активного изучения материала. Данный метод был применен на занятии по русскому языку, когда студентам было предложено разыграть ситуацию, заключающуюся в следующем: применяя формулы речевого этикета (как надо себя вести и как не стоит), студенту предлагалось пригласить девушку в кино, при этом не получив отказ. Задание было воспринято с воодушевлением, использованные формулы речевого этикета запомнились студентам и применяются в практическом общении.

Рейтинговый метод – один из самых популярных и актуальных методов определения уровня знаний, эрудиции и, в конечном счете, успешности студента. Для этого разработан занятие – соревнование на лучшее воспроизведение одного из любимых стихотворений. (Конкурс чтецов)

Суть конкурса заключалась в создании мотивации для эффективного запоминания, выразительности и артистичности представления стихотворения. Рейтинг каждого студента был определен методом голосования. Для этого были составлены небольшие анкеты, куда слушателям нужно было записать трех наиболее понравившихся выступающих.

В ходе занятия-соревнования каждый студент выходил к доске и перед всей группой рассказывал наизусть свое стихотворение. Зная, что его выступление оценивалось всеми обучащимися, каждый чтец старался показать себя с лучшей стороны. В итоге, результаты голосования были проанализированы и установлены рейтинги выступающих. Студенты достойно справились с поставленной задачей, выявлено, что такой формат занятия положительно повлиял на их учебную активность. Как показала практика, рейтинговый метод удачно решил проблему вовлечения студентов в активную поведенческую деятельность, вызвал  у обучащихся и преподавателя массу положительных эмоций.

Преимущество всех рассмотренных методов и технологий активного обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование активных методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, придает деятельности преподавателя и студентов сознательный, целенаправленный характер.

Такие методы позволяют формировать знания, совершенствовать навыки и умения учащихся, вовлекая их в активную учебно-познавательную деятельность, при этом учебная информация переходит в личностное знание.

 

Список литературы

 

  1. Абрамова И.Г. Активные методы обучения. – М.: Гардарика, 2008. – 368с.
  2. Герасимова Н. И. Деловая игра как интерактивный метод обучения речевой деятельности // Среднее профессиональное образование. - 2011. – №1. - С. 24-25.
  3. Ефимова Е. А. Интерактивное обучение как средство подготовки профессионально мобильного специалиста // Среднее профессиональное образование. - 2011. - №10. - С. 23-24.
  4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2003.– 272с.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256с.

 

Оригинал работы:

Активные методы обучения как один из основных принципов эффективного взаимодействия педагога и студента в учебном процессе




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*