Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

«Проблема международно-правового признания государств: от национального к глобальному измерению»

31.05.2017 1889 3264
Нагорная Оксана Сергеевна
Нагорная Оксана Сергеевна, д.и.н., профессор

Ерохина Екатерина Валерьевна
Ерохина Екатерина Валерьевна, студент

Южно-Уральский технологический университет

В современной нестабильной экономической и политической обстановке в мире, в условиях непрекращающихся войн и этнических конфликтов, разделения сфер влияния в рамках многополярного мира происходит образование новых государств, которые часто не получают признания и правосубъектности в глазах международного сообщества. На сегодняшний день уже насчитывается 120 подобных территориальных формирований, при этом продолжающийся рост сепаратистских тенденций в глобальном измерении ведет к дальнейшей дестабилизации ситуации и обострению проблем международной безопасности.

Непризнанное государство – это территориальное образование, имеющее признаки государства, но лишенное полного международно-дипломатического признания. Такие государства не имеют правомерных возможностей коммуникации с другими странами по политическим, экономическим и другим вопросам, им сложно развивать инфраструктуру, заключать контракты, вступать в международные организации. Непризнанные государства могут рассчитывать только на гуманитарную помощь со стороны НКО развитых стран, что исключает возможность их полноценного развития. Не имея в глазах международной общественности возможности защищать свой (непризнанный) суверенитет на международном и региональном уровнях, они становятся потенциальным объектом амбиций для мировых держав в целях усиления собственного стратегического и территориального потенциала. Статус государства в свою очередь влияет и на население, проживающее в нем: жители сталкиваются с проблемой недействительности документов, лишаются признанных в международном праве свобод передвижения, выбора профессиональных занятий, не имея возможности путешествовать, получать образование или работать в других странах.

Несовершенство современной системы признания, в результате которого ущемляются универсальные права человека, заложенные в основу существующего международного права, вынуждает мировое сообщество задуматься о создании нового, более адаптивного к специфике момента комплекса принципов признания государств. Необходимость его научного обоснования и детальной проработки обуславливает актуальность данного исследования.

Объектом исследования выступают международные отношения, складывающиеся в сфере международно-правового признания государств.

Предмет – международные нормы и практика признания государств, а также перспективы выработки и применения универсального алгоритма правовых действий международных организаций и национальных государств на случай появления нового территориально-политического образования.

Цель – разработка рекомендаций по усовершенствованию института признания государств в международном праве в сложившихся геополитических условиях.

Задачи:

  1. на основе исторического обзора определить специфику феномена непризнанных государств на современном этапе;
  2. проанализировать действующие нормы международного права и правоприменительную практику в сфере признания государств;
  3. выработать рекомендации по модернизации международно-правовых норм в области признания государств.

Источниковую базу данного исследования целесообразно разделить на следующие группы:

акты международного права: Заключительный акт Венского конгресса 1815 г., Парижский мирный договор 1856 г., Ялтинские соглашения 1945 г., Устав ООН 1945 г., Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 г., Венская конвенция о представительстве 

  1. государств в их отношениях с международными организациями универсального ха­рактера 1975 г., Хельсинкский Заключительный акт 1975 г., Парижская хартия 1990 г. и др. Данные документы позволяют проанализировать развитие и современное состояние международного права в области признания государств, осуществить попытку выработать пути решения проблем в новой геополитической обстановке. В результате их изучения можно проследить возникновение правовых прецедентов по разделению сфер влияния, определения формы государственных устройств, их нейтрального статуса.
  2. делопроизводственная документация международных организаций (в частности, ООН). Анализ данных источников позволяет определить принципы и порядок практических шагов международных организаций по установлению статуса государств;
  3. правовые доктрины отдельных государств (например, Доктрина Тобара 1907 г. «О непризнании правительств, пришедших к власти революционным путем», Доктрина Халльштейна 1955-1970 гг.) позволяют рассмотреть проблему признания государств как инструмента решения конкретных внешнеполитических целей отдельных стран).
  4. публикации в СМИ дают представление о положении в мире непризнанных государств и отражают мнение и оценку людей по существующему статусу таких образований.

Проблеме определения правового статуса государств посвящены работы ряда отечественных политологов и юристов Литвиненко В.Т., Марусин И.С., Каранов Д.П., Авцинова Г.И., Новицкая А.А. и др. Исследователи в этой области до сих пор не пришли к единому мнению относительно того, нужно ли вообще юридическое признание государства: например, исходя из мнения Сквозникова А.Н. официальное признание лишь констатирует тот факт, что государство существует и не является основанием для появления нового субъекта в международных отношениях. Однако, если бы юридическое признание не имело такого влияния для дальнейшей жизни новообразованной страны существовала бы проблема непризнанных государств? Проведенное нами исследование демонстрирует, что хотя на сегодняшний день отсутствует «регистрирующий» орган, однако каждое политико-территориальное образование стремится найти свой способ обретения правосубъектности. Савчук К.А. подчеркивает, что нормативный механизм признания на сегодняшний момент не всегда действует вследствие разнородной практики его применения и частой политизации вопроса самопровозглашения государств и в результате «появляются международно-правовые образования, статус которых не ясен, и не ясно, нормы какого права к ним нужно применять». Цвицинская Н., Холина Е.А. и многие другие исследователи в этой области предлагают трансформировать институт признания государств путем унификации правил и юридической процедуры признания и учреждения органа, который бы непосредственно ее осуществлял. Однако ключевая проблема в этих предложениях исходит из большого количества времени, которое понадобится для создания и применения на практике новых программ. Потребуется колоссальная работа для того, что «новый» институт признания не увяз в тех же проблемах и ошибках. Именно поэтому в данном исследовании целесообразней будет обратить внимание на жизнь людей в непризнанных государствах. Это позволит в первую очередь уделить внимание соблюдению прав и свобод человека, а также устранить пробел в международном праве относительно государств, созданных революционным путем или ведущим агрессивную внешнюю политику.

 

Оригинал работы:

«Проблема международно-правового признания государств: от национального к глобальному измерению»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*