Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация проектной деятельности студентов (из опыта работы)

29.05.2017 472 711
Митюшенко Людмила Васильевна
Митюшенко Людмила Васильевна, преподаватель

Новосибирский автотранспортный колледж

Пояснительная записка.

Современный ФГОС задаёт высокий уровень требований к результатам обучения. В частности требуется овладение навыками познавательной, учебно - исследовательской и проектной деятельности, навыками решения проблем, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач. Образовательный стандарт по физике ориентирует преподавателя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Для выполнения этого требования стандарта нужно организовывать такие виды деятельности, как наблюдение, описание и объяснение физических явлений, измерение физических величин, проведение опытов и экспериментальных исследований. Учащиеся должны не только знать результаты научных достижений, но и овладеть методами научных исследований.

Основная философская идея, которую необходимо реализовать в педагогической деятельности заключается в мудром изречении: « Скажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай действовать – и я научусь». Другими словами только через проектную деятельность и личный опыт можно эффективно чему-либо научить. Этой идее отвечает личностно - деятельностный подход в обучении, который лежит в основе технологии учебных проектов и который так востребован в наше время.

Введение.

Поиск информации по интересующему вопросу, её сбор, анализ и собственные выводы интересен лишь немногим учащимся, остальные приходят к исследовательской работе благодаря преподавателям, задача которых разжечь интерес к своему предмету, а, следовательно, к обсуждаемым во время урока проблемам. В результате углубленного изучения предмета у некоторых учащихся возникает желание реализовать полученные знания на практике, т.е. провести самостоятельное исследование интересующего их вопроса.

Основная часть.

Работа над проектом начиналась с выбора темы; она должна быть интересна учащемуся. Выбор темы учебных проектов – именно тот рычаг, с помощью которого можно воздействовать на эмоциональную и нравственную сферу учащихся. В одних случаях преподаватель может предложить тему с учётом учебной ситуации по предмету и интересов учащихся. Например, я предложила следующие темы:

  • Традиционная и альтернативная энергетика.
  • Термоядерный синтез: проблемы и перспективы.
  • Проблемы солнечной энергетики.
  • АЭС – проблемы и перспективы развития.
  • Производство электроэнергии за счёт ветра.
  • Тепловые двигатели: перспективы развития и охрана окружающей среды.
  • Прогресс и экология – как примирить?
  • Транспорт будущего – поезда на магнитной подушке.
  • Изучение коллекторных двигателей.
  • Исследование проводимости растворов электролитов от концентрации и температуры.
  • Изучение электротермического и фотоэлектрического реле. Области применения.
  • Движение автомобиля и физика.
  • Физика и медицина.
  • Электрические явления в природе и жизни.
  • Гамма звуков и спектр цветов.
  • Стремителен бег молнии.
  • Физика в моей будущей профессии.

После того, как определились группы, распределили поручения. Каждый получил задание по сбору информации, по исследовательской работе и т.д.

Например, при исследовании парникового эффекта один студент получил задание решить задачу:

«Две колбы (по 0,5л.) одна из которых наполнена углекислым газом, другая – воздухом, закрыты пробками. В пробки вставлены одинаковые термометры для измерения температуры газов. Обе колбы находятся на одинаковых расстояниях от электрокамина. Что будет нагреваться быстрее – углекислый газ или воздух?» Два других студента получили задание найти простой способ получения углекислого газа и провести эксперимент.

Выводы, полученные в результате эксперимента, позволили сделать важное заключение о парниковом эффекте, об отрицательном воздействии тепловых электростанций на атмосферу планеты.

Начались поиски информации об альтернативных источниках получения электроэнергии. Другая группа рассматривала вопрос производства электроэнергии за счёт ветра. Я предложила проанализировать графики. На 4 графиках показано среднее значение скорости ветра в четырёх различных местах на протяжении года. Вопрос « Какой из графиков соответствует наиболее подходящему месту для сооружения ветрогенератора?»  Так проходила исследовательская работа по теме « Традиционная и альтернативная энергетика». Работа на научно-практической конференции заняла призовое место.

Других заинтересовала тема « Транспорт будущего – поезда на магнитной подушке». Вначале провели теоретические исследования, собрали информацию об истории создания, принципе движения.

Сконструировали электромагнитную пушку (принцип её действия такой же, как у поезда на магнитной подушке). Выступление на научно-практической конференции – 1 место.

Работы представлены в электронном варианте в методкабинете.

Заключение.

Знания, полученные в результате исследования, расширяют кругозор, позволяют увидеть в обычном необычное и обнаружить удивительное в привычном.

Участие в проекте позволяет приобрести опыт, невозможный при других формах обучения.

В процессе выполнения проекта создаётся особое пространство взаимоотношений. Исследовательские проекты – это первый научный труд. Умения и навыки, полученные в работе над ними, помогают в дальнейшем успешно справляться с курсовыми и дипломными работами, уверенно чувствовать себя на семинарах, научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию.

 

Приложение-презентация

 

Оригинал работы:

Организация проектной деятельности студентов (из опыта работы)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*