Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

«Работа с выразительными средствами при подготовке к ЕГЭ»

16.04.2011 340 3016
Лондарева Надежда Ивановна, учитель

Лицей № 92 МОУ, г. Омск

Учащиеся знакомятся с выразительными средствами уже в начальной школе. Они прежде всего узнают об олицетворениях, сравнениях, метафорах.

В среднем звене эта работа продолжается. Школьникам по-настоящему интересно, как поэт «сплетает» слова, ищет их счастливые сочетания, чтобы передать мысли и чувства. Верно написал В.Я. Брюсов:

Быть может, все в жизни лишь средство

Для ярко – певучих стихов,

И ты с беспечального детства

Ищи сочетания слов.

В 9 классе на экзамене  по русскому языку в задании А7 требуется определить, какое средство речевой выразительности используется в предложении.

Учащиеся основной школы должны знать и находить в предложении такие выразительные средства, как метафора, эпитет, аллегория, олицетворение, фразеологизм, термины, гипербола, сравнение, лексика разговорного стиля.

В 11 классе круг выразительных средств расширяется. Появляются литоты, инверсии, парцелляции, диалектизмы, антитезы, лексические повторы, контекстные антонимы и синонимы и другие…

Очень важно, чтобы учащиеся поняли, зачем вообще нужны выразительные средства. Помогает разрешить это вопрос ученый – энциклопедист П.А. Флоренский, который советовал дочери: «Когда читаешь, отдавай себе отчет в построении произведения, в особенности языка… Надо понимать, как сделано произведение, все в целом и в отдельных элементах, и для чего оно сделано именно так, а не иначе. Тогда ты увидишь, что различные особенности произведения, даже такие, которые сперва могут показаться недостатками, недочетами, капризами автора, на самом деле имеют цель… Иное кажется сперва случайным, но когда вдумаешься, то увидишь его необходимость, увидишь, что иначе было бы хуже».

С чего нужно начинать эту работу? Конечно, с учебника. В учебниках литературы есть краткий словарь литературоведческих терминов, но он не охватывает всех выразительных средств. Поэтому в первую очередь нужно составить наиболее полный словарь изобразительного – выразительных средств, обеспечить им каждого учащегося. Первый этап - усвоение теоретического материала. После овладения теорией проводим математические диктанты. Учитель читает толкование тропа, а учащиеся записывают только название. Диктант состоит примерно из 20 терминов. Оценивается этот вид деятельности строго, потому что без знания теории положительного результата не будет.

Далее учащимся читаются предложения с выразительными средствами, а они записывают только название этих тропов, фигур речи.

Вот примерное содержание одного из диктантов:

 

1.     Одна скала, гробница славы…

Там погружались в хладный сон

Воспоминанья величавы…

…………………………………………………

Там он почил среди мучений.

 

2.     И дольше века длится день.

 

3.     «Ты все пела? Это дело:

Так поди же, попляши!»

 

4.     Какие крохотные коровки!

     Есть, право, менее булавочной головки!

 

5.     Астраханская икра асфальта.

 

6.     Давно стихами говорит Нева.

Страницей Гоголя ложится Невский.

 

7.     Все флаги в гости будут к нам.

 

8.     Плыло облако, похожее на рояль.

 

9.     Богатырский конь, угрюмый океан.

 

10.                Бессмертные все умерли, остались только долгожители.

 

11.                – Как в двадцать лет

Силенки нет, -

Не будет, и не жди.

- Как в  тридцать лет

Рассудка нет, -

Не будет, так ходи.

- Как в сорок лет

Зажитка нет, -

Так, дальше не гляди.

 

12.                Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням.

 

13.                Не жалею, не зову, не плачу…

 

14.                Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид…

 

15.                Правда ходит босиком, ездит ложь в карете.

 

16.                Степям и дорогам не кончен счет,

Камням и порогам не найден счет.

 

17.                Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.

Двенадцать бьет. Четыре бьет. И шесть.

И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.

Плечом. На тучу. Тяжко. Опершись.

 

18.                Лазурь небесная смеется,

Ночной омытая грозой.

 

В тетрадях учащихся появляется следующая запись:

1.    перифраз

7. синекдоха

13. градация

2.    гипербола

8. сравнение

14. анафора

3.    ирония

9. эпитет

15. антитеза

4.    литота

10. оксюморон

16. эпифора

5.    метафора

11. параллелизм

17. парцелляция

6.    метонимия

12. инверсия

18. олицетворение

 

Дальше дается несколько примеров (чаще 5), и после них название 5 выразительных средств. Учащиеся определяют, в каком примере находится метафора, в каком – градация и далее…

1.     Вот шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка.

2.     Спит земля в сиянье голубом.

3.     И на известку колоколен невольно крестится рука.

4.     Я восторгами сердце баюкаю.

5.     Меж тем как сельские циклопы

Перед медлительным огнем

Российским лечат молотком

Изделье легкое Европы

а) олицетворение;

б) метонимия;

в) литота;

г) перифраз;

д) метафора.

В тетрадях должно быть такая запись:

1-в

2-а

3-б

4-д

5-г

Сначала подобная работа должна проводиться в парах, а потом по вариантам.

Можно предложить объемное задание – до 50 предложений с выразительными средствами, но каждый из текста выбирает только определённые предложения  с одним выразительным средством.

Подобная работа должна проводиться регулярно, чтобы у учащихся появилась уверенность в своих силах.

Для постоянной работы потребуется создание «банка» выразительных средств, который постоянно пополняется за счет изучаемых произведений, и не только их.

Хорошие материалы печатаются в газете «Первое сентября», в многочисленных тестах.

Учащимся обязательно нужно порекомендовать «Словарь литературоведческих терминов», «Школьный словарь литературоведческих терминов»,  «Энциклопедический словарь юного литературоведа».

Задание В8 в начале учебного года было самым опасным, до него чаще всего «не доходили». После тренировочных работ оно стало самым выполняемым.

Чтобы интерес не пропадал, учителю обязательно нужно приносить на урок примеры с «незатертыми»,  «незаезженными» метафорами, инверсиями и радоваться, что тебе повезло.

Неиссякаемым источником выразительности речи служит творчество сибирских поэтов. Вот как написала Л. Евдокимова о  родной сторонке:

Опять бела, белым – бела,

Сибирь, твоя рубаха!...

Сибирь снегами тяжела,

Как шапка Мономаха.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*