Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Разработка и внедрение программ профессиональных модулей в соответствии с ФГОС третьего поколения по профессии «Закройщик»

25.05.2017 822 1296
Крылаткова Елена Васильевна
Крылаткова Елена Васильевна, преподаватель

Кировский технологический колледж

Внедрение в образовательный процесс модульного обучения, основанного на компетенциях, под которым понимается «обучение, основанное на определении, освоении и демонстрации знаний, умений, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности/профессии» (Глоссарий UNESCO). Ключевой принцип обучения по новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) третьего поколения, основанного на компетенциях – ориентация на результаты, значимые для сферы труда. В этом заключается принципиальное отличие новых профессиональных образовательных программ от традиционных. В связи с чем, возникла необходимость осознать, что происходит изменение целей обучения, их направленность на формирование профессиональных компетенций, составляющих определённые виды профессиональной деятельности, которые отражены в профессиональных модулях.

Поэтому необходимо было акцентировать эти новые цели в реализации образовательного процесса по каждому междисциплинарному курсу (МДК), по каждому профессиональному модулю и в соответствии с ними наполнить содержанием. Привлечение участия работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования, в том числе в разработке образовательных программ, согласующихся с современными квалификационными требованиями, позволяет готовить выпускников к определённым видам профессиональной деятельности. Кроме того, профессиональные модули дают возможность педагогу (мастеру производственного обучения):

  • помочь обучающимся определить свои сильные и слабые стороны (входной контроль);
  • мотивирования обучающихся с выстраиванием индивидуальной траектории обучения;
  • чёткого определения результатов обучения;
  • построения содержание обучения с установлением междисциплинарных связей, прежде всего с производством;
  • чёткой организации учебной деятельности с координацией самостоятельной работы;
  • достичь высокого уровня подготовленности обучающихся к профессиональной деятельности.

Такой подход обеспечит более высокую конкурентоспособность и востребованность выпускников на рынке труда, за счёт расширения профессионального поля деятельности и развития их мобильности.

В 2015 – 2016 учебном году в Кировском технологическом колледже началась подготовка квалифицированных рабочих по профессии 29.01.05 «Закройщик».

Для решения поставленных задач была организована работа творческой группы в состав которой входили представители и мастера производственного обучения Кировского технологического колледжа.  

Первоначально работа группы была направлена на изучение специальной литературы, Федерального государственного образовательного стандарта «Закройщик», профессиональных стандартов «Специалист по моделированию и конструированию швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий по индивидуальным заказам» и «Специалист по ремонту и индивидуальному пошиву швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий, головных уборов, изделий текстильной галантереи» и национальной рамки квалификаций. Также были учтены особенности регионального рынка труда и установлено, что профессия «Закройщик» является одной из самых востребованных в современных условиях, так как выпускники получают двойную квалификацию портной, закройщик.

Далее работа была направлена на анализ требований ФГОС к трем основным составляющим:

  • к результатам освоения (это виды деятельности и компетенции), которые отражают цель и задачи реализации программ;
  • к структуре (перечень обязательных модулей, практического опыта, умений, знаний по модулям);
  • к условиям реализации (материал, который будет положен в основу соответствующих разделов программ профессиональных модулей).

При анализе профессионального стандарта, документа, устанавливающего в рамках конкретного вида (области) профессиональной деятельности учитывались:

  • требования к содержанию и качеству труда;
  • требования условиям осуществления трудовой деятельности;
  • уровень квалификации работника;
  • требования к обучению необходимому для соответствия данной квалификации.

Все выше перечисленные аспекты были учтены при разработке рабочих программ профессиональных модулей профессии 29.01.05 «Закройщик». Данные программы были рассмотрены на заседании цикловой комиссии и утверждены заместителями директора по учебной работе и учебно-производственной работе.

Для более чёткой организации учебного процесса в колледже введена должность менеджера по профессиональным модулям. В обязанности, которого входит составление расписания занятий междисциплинарных курсов, расписание экзаменов (квалификационных), ведение учета успеваемости.

В ходе разработки и внедрения программ возникли трудности, связанные с сокращением срока обучения на целый год. Поэтому в первую очередь было принято решение, распределить часы вариативной части, вводя следующие дисциплины: «Введение в профессию», «Эффективное поведение на рынке труда», «Основы предпринимательства», «Изготовление изделий из трикотажных полотен», «Информационные технологии в профессиональной деятельности» с формированием умений работы в САПР, «Организация розничной торговли ткани и одежды». Кроме того, часть часов вариативной части была направлена на дополнение количества часов на междисциплинарные курсы. Набор данных дисциплин позволит нашим выпускникам быть более мобильными на рынке труда.

Тем не менее, внедрение модульного обучения имеет положительные аспекты:

во-первых – это положительная мотивация обучающихся, которые стремятся с первых дней добиться высоких результатов зная, что их ожидает в итоге;

во-вторых, прослеживается интегрированный результат деятельности и понимание всеми участниками образовательного процесса того, что теория и практика – это единое целое и одно без другого существовать не может;

в-третьих, профессионализм преподавателя (мастера производственного обучения) заключается в умении выдать теоретический материал и показать, как он подкрепляется практическим опытом, поэтому как никогда раньше методическая служба востребована и актуальна.

Перспективы:

Совершенствование профессионального образования через повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, которое возможно осуществлять только при чёткой организации учебной деятельности, правильно спланированных теоретических и практических занятий и закреплением на практике.

Внедрение практико-ориентированных форм обучения: проектирование, моделирование, исследование, деловые игры, тренинги, имитационные занятия и др. для максимального приближения учебного процесса к условиям их будущей профессиональной деятельности.

Основная цель профессионального образования подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования. Всю деятельность и усилия необходимо направлять на то, чтобы выпускники Кировского технологического колледжа соответствовали предъявленным требованиям работодателей.

Неслучайно первой из набора общих компетенций в любой профессии ФГОС регламентирует: «Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес» [3]. Поэтому первоочередная задача стоит в том, чтобы с первых дней пребывания обучающихся в колледже привить у них любовь к избранной профессии, к людям, которые их окружают, а также развивать стремление к самосовершенствованию и профессиональному росту.

 

Список литературы:

 

  1. Концепция федеральной целевой программы российского образования на 2016 - 2020 годы [Текст] / утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р, 124 с.
  2. Международная стандартная классификация образования (МСКО). ЮНЕСКО, [Текст] / 1997.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 29.01.05 «Закройщик» [Текст] / утв. приказом Минобразования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 773, 24 с
  4. Профессиональный стандарт «Специалист по моделированию и конструированию швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий по индивидуальным заказам» [Текст] / утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.12.2015 № 1124 н, 31 с.
  5. Профессиональный стандарт «Специалист по ремонту и индивидуальному пошиву швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий, головных уборов, изделий текстильной галантереи» [Текст] / утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.12.2015 г. № 105/ н, 26 с.

 

Оригинал работы:

Разработка и внедрение программ профессиональных модулей в соответствии с ФГОС третьего поколения по профессии «Закройщик»  




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*