Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Социальное влияние

24.05.2017 253 371
Маликова Светлана Анатольевна
Маликова Светлана Анатольевна, преподаватель

Оскольский политехнический колледж

О социальном влиянии думают и говорят  с давних времён. Первые значения влияния стали обсуждаться ещё во времена античности и, в основном,  были сфокусированными на искусстве построения речи и ораторском мастерстве, т.к. в Древней Греции изучение влияния было связано с риторикой.

Аристотель выделял в качестве основных условий эффективного воздействия в социальной среде доверие к источнику воздействия, то есть оратору необходимо было обращаться  к слушателю через его эмоции и логику.. Он говорил, что важно  знание аудитории и ее представителей.

Выдающийся оратор Цицерон выделял пять элементов убеждающего воздействия: создание очевидности аргументов, их организация, художественная стилизация, содействие их запоминанию, их искусное проговаривания.

Следовательно, проблемы социального влияния - это проблемы изменений, которые происходят в человека в результате воздействия на нее со стороны других людей, а также того, как именно происходят эти изменения, какие механизмы здесь работают. Ведь социальное влияние - это давление на человека со стороны агента влияния, которое осуществляется без каких-либо насильственных действий, без ограничений физической свободы действий, без какой-либо угрозы прямой или косвенной. Слушатель свободно, добровольно принимает систему ценностных смыслов агента влияния.

Социальное влияние основывается на психологических особенностях человека и,  прежде всего, на самосознании человека.

Неправильно было бы представлять социальное влияние в виде отдельных актов или разъединенных попыток людей влиять друг на друга. Социальное влияние действует на нас постоянно, потому что мы находимся в непрерывном потоке людей и взаимодействий. Все эти события, люди, ситуации, обстоятельства и т.д. образуют единое энергетическое поле социального воздействия, в котором каждый индивид является одновременно субъектом и объектом воздействия. В рамках энергетического поля социального влияния существует много разновидностей срабатывания его компонентов.

Таким образом, механизмами, реализующими социальное влияние, являются: конформизм, нонкон­формизм и суггестия.

Суггестия (внушаемость) - непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы, когда он и сам не замечает, как изменились его взгляды, поведение, это происхо­дит само собой.

Конформизм - сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней.

Исследования показали, что внушаемость и конформизм в той или иной степени при­сущи каждому человеку с детства и до конца жизни, но на степень их выраженности влияют возраст, пол, профессия, состав группы и прочее. Под влиянием каких же факторов человек уступает группе?

Прежде всего, влияют особенности самого человека: в подростковом, юношеском возрастах конформизм самый высокий, потом снижается, после 25 лет остается у каждого на устойчивом уровне, причем у женщин он выше, чем у мужчин, но, впрочем, не всегда. Если обсуждаемая проблема относится к разряду преимущественно женских видов деятельности, то женщины не уступают, а мужчины становятся более конформны. Уровень конформности зависит и от профессиональной деятельности человека. Так, у военных выше, чем у инженеров.

Влияют взаимоотношения человека и группы: когда мы работаем за совместное вознаграждение и надо принимать общее решение, то конформность возрастает. Чем выше степень приверженности человека группе, тем чаще проявляется его конформизм.

Современный человек не может проверить всю информацию, которая к нему поступа­ет, и поэтому полагается на мнения других людей, когда оно разделяется многими. Человек поддается групповому давлению потому, что хочет обладать более точным образом реально­сти, ведь большинство не может ошибаться.

Чрезмерный конформизм - явление психологически пагубное. Тогда человек, как «флюгер», следует за групповым мнением, не имея собственных взглядов, выступая марио­неткой в чужих руках, либо реализует себя в качестве лицемерного приспособленца, способ­ного многократно менять поведение и внешне высказываемые убеждения в соответствии с тем, «откуда ветер дует», в угоду «сильным мира сего».

Положительное значение конформизма состоит в том, что он выступает механизмом сплочения человеческих групп, человеческого общества и механизмом передачи социального наследства, культуры, традиций, социальных образцов поведения, установок.

Нонконформизм - опровержение человеком мнения большинства, протест подчинения, кажущаяся независимость личности от мнения группы, хотя на самом деле и здесь точка зре­ния большинства является основой для поведения человека. Поэтому поведением нонконфор­миста так же легко управлять, как и поведением конформиста.

Противоположностью конформизму и нонконформизму является самоопределение - избирательное отношение человека к влияниям собственной группы, которые принимаются или отторгаются в зависимости от того, соответствуют ли они убеждениям человека.

Распространенная форма социального влияния - повиновение, подчинение авторитету, подверженность человека влиянию лица с более высоким социальным статусом.

Если исклю­чить фактор опасности получить неприятности, социальное наказание при неподчинении лицу с более высоким статусом (в этом случае человек в целях самозащиты стремится минимизи­ровать неприятности и наказания для себя, выбирая стратегию подчинения), то следует за­даться вопросом: какие еще факторы могут усиливать эту склонность подчиняться?

В экспериментах американского психолога Стенли Милграма испытуемые в роли «учи­телей» наказывали током «учеников» - жертв, и 66% испытуемых продолжали принимать участие в эксперименте даже при сильных болевых ощущениях, обмороках «жертвы». Поче­му они не отказались от эксперимента?

При взаимодействиях у человека возникают состояния двух типов

  • чувство личной ответственности за все, что вокруг происходит - автономное состояние личности;
  • человек представляет себя как занимающего определенную ступень в иерархической лестнице, включенным в иерархическую систему и потому полагает, что ответственность за его поведение несет индивид, который находится на более высокой ступени этой иерархии, - это феномен диффузии ответственности, или атрибуции ответственности, приписывания ее другому лицу, а не себе.

Так и в этом эксперименте многие испытуемые воспринимали экспериментатора как человека, который обладает более высоким статусом, и, значит, именно этот человек несет от­ветственность за все происходящее. Такая внутренняя позиция приводит к некритическому, безоговорочному подчинению авторитету лиц, занимающих более высокое социальное поло­жение, даже если их указания противоречат требованиям закона, нравственности, да и самим взглядам, установкам конкретного человека.

Социальное влияние вездесуще. Оно осуществляется везде и всегда. Это — часть устройства мира. Если вы хотите достичь успеха в этом мире, нелишне будет научиться использовать социальное влияние, распознавать попытки стороннего влияния и решать в каждой конкретной ситуации, поддаться влиянию — или отвергнуть предложенное с негодованием.

 

Используемая литература:

  1. Д. Майерс. Социальная психология (Social Psychology). Издательство: Питер, 2008 г., с. 794
  2. С.амыгин С.И., Столяренко Л.Д., Учебное пособие, - КНОРУС, 2012, - 480 с. (Для бакалавров);
  3. Большой психологический словарь/ сост. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М.: АСВ, 2012.;
  4. Жмуров В.А// Большая энциклопедия по психиатрии. 2-е изд. - Джангар, 2012 г.
  5. Большой психологический словарь / сост. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М.: АСВ, 2008.

 

Оригинал работы:

Социальное влияние




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*