Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Подходы к разработке примерных программ профессиональных модулей по специальности «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»

21.05.2012 373 2009
Немцова С.С., преподаватель спецдисциплин

Коротких О.А., преподаватель общеобразовательных дисциплин

Воронежский энергетический техникум (ГОБУ СПО Воронежской области)
В настоящее время в мире идёт череда глобальных кризисов - демографический, экономический, экологический, которые так или иначе влияют на экономику в мире. От этого зависит развитие или упадок производства и, как следствие, развитие или упадок экономики России.


Сегодня, как никогда встаёт задача  модернизации и создания инновационных точек роста российской экономики, интеграции в мировую экономику.


Существенным ограничением развития российской экономики является качество рабочей силы, для которой характерен низкий уровень профессиональной подготовки и недостаточный уровень трудовой и производственной дисциплины.


В стране настала необходимость перехода от массового высшего образования к  получению высокой квалификации в сфере начального, среднего и высшего образования в пропорциях, необходимых для инновационной экономики.


Перед учебными заведениями в условиях постоянных кризисов и демографической ситуации встают задачи:

  • Обеспечение качественных изменений на рынке труда, снижение дефицита кадров.
  • Содействие трудовой занятости населения.
  • Сохранение оптимальных объемов подготовки, изменение структуры, объема, профилей подготовки кадров, обеспечение их мобильности.
  • Обеспечение опережающего уровня профессионального обучения.
  • Сохранение потенциала развития учебного заведения. 

Это возможно только при тесном сотрудничестве учебных заведений с производственными предприятиями, которые диктуют новые требования к содержанию подготовки специалистов:

  • обладание личностными качествами;
  • владение инновационными производственными процессами;
  • готовность к постоянному самосовершенствованию;
  • знания в области экономики, управления и права;
  • владение информационными технологиями;
  • учет специфики работы предприятия.
Необходимо подчеркнуть актуальность кардинальной модернизации профессионального образования, формирование совершенно новых образовательных стандартов, подразумевающих совершенно новый подход к разработке образовательных программ.


Результатом реализации этих программ является формирование специалиста совершенно нового формата, владеющего не только знаниями и умениями, но и определёнными компетенциями, обеспечивающими не только и не столько выполнение определённой производственно-технологической функции, но и подготовку образованного, подготовленного к успешной трудовой деятельности,  способного к самовоспитанию и саморазвитию человека.


Внедрение государственных стандартов третьего поколения мы начали  с разработки  программ профессиональных модулей в соответствии с алгоритмом, макетом и разъяснениями по формированию примерных программ профессиональных модулей  предложенными ФИРО.


Предложенный макет программ состоит из следующих разделов:

  1. Паспорт примерной программы профессионального модуля.
  2. Результаты освоения профессионального модуля.
  3. Структура и примерное содержание профессионального модуля.
  4. Условия реализации программы профессионального модуля.
  5. Результаты освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности).

В Воронежском энергетическом техникуме приступили к разработке примерной программы с заполнения паспорта, продумывая возможность использования профессионального модуля (ПМ) и вне основной профессиональной образовательной программы. Например, для повышения квалификации и  переподготовки работников в дополнительном профессиональном образовании.


Из ФГОС- 3 заполняли второй раздел, продумывая результаты освоения программы профессионального модуля (раздел пятый): общие и профессиональные компетенции и возможности их контроля и оценки, параллельно соотнося результаты освоения профессионального модуля с требованиями социальных партнёров.


Затруднения вызвало заполнение основных показателей оценки результата освоения компетенций, в частности, ответы на вопросы: для чего обучаемый должен уметь выполнять ту или иную функцию, на каком уровне и как можно проверить степень освоения необходимых компетенций.


Заполнение третьего раздела начали с соотнесения требований ФГОС (практический опыт, знания и умения) с требований к ЗУН государственных стандартов второго поколения, с установки логических связей между МДК и темами из учебных дисциплин, изучаемых ранее. Распределили, какие дисциплины должны целиком предшествовать модулю, какие изучаться параллельно, какие - при освоении модуля. Учитывали виды работ и принцип проведения учебной и /или/ производственной практик, закрепляющих полученные по МДК знания.  Рассчитали, сколько  каких разделов будет входить в состав ПМ, определив объём необходимого времени, чтобы не было дублирования содержания, распространённого ранее. Особое внимание уделялось тематике самостоятельной работы студентов и способам её проверки, так как самостоятельная работа – наиболее эффективный вид познавательной деятельности. Подробно анализировалась необходимость и тематика курсовых проектов.


Содержание учебного материала оформляли в дидактических единицах, проставляя уровни освоения в соответствии с предлагаемой градацией.


Проработка раздела «Условия реализации программы ПМ» не составила никаких затруднений, так как имеющаяся материальная база в техникуме полностью соответствует требованиям к минимальному материально-техническому обеспечению. Кадровое обеспечение образовательного процесса  и информационное обеспечение обучения вполне достаточно: в техникуме работают преподаватели и мастера  необходимой квалификации, периодически повышающие её на курсах повышения квалификации, посещающие профильные выставки.


В пункте «Общие требования к организации образовательного процесса» указываются условия проведения занятий, названия практики и оптимальность её проведения, виды консультаций при освоении ПМ.


Завершающим этапом работы над программами профессиональных модулей является разработка комплекта оценочных материалов (КОМ). КОМ  позволяет оценить уровень усвоения студентом общих и профессиональных компетенций, предусмотренных при изучении профессионального модуля.


Надеемся, что разработанные программы профессиональных модулей по специальности «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» обеспечат необходимую подготовку наших выпускников, а именно:

  • готовность выпускника  к профессиональной деятельности по специальности;
  • владение (уровень) инновационными технологиями;
  • готовность к самостоятельной и эффективной профессиональной деятельности;
  • готовность к анализу и контролю профессиональной деятельности;
  • готовность к ответственности за результаты профессиональной деятельности;  
  • мобильность в овладении новой профессиональной деятельности;
  • готовность к самообразованию;
  • ответственность за культуру профессиональной деятельности.

Используемые источники:

1. Президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России д.п.н., профессор  В.М. Демин «Перспективы внедрения ФГОС СПО нового поколения» 28.05.2010, ФИРО

2. Материалы семинара «Разработка основных профессиональных образовательных программ НПО / СПО. Рабочая документация образовательного учреждения НПО / СПО при введении ФГОС третьего поколения», М.Ю Жилина, ФИРО




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*