Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Обучение строительным профессиям «Штукатур», «Маляр» в профессиональном училище

17.05.2017 353 546
Попова Елена Анатольевна
Попова Елена Анатольевна, преподаватель

Профессиональное училище № 3 г. Волжский

Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих. 

Получение лицами с ограниченными  возможностями здоровья профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Профессиональная обучение в строительном училище  осуществляется по  профессиям: 19727  Штукатур,  Маляр.    

Нормативный срок освоения программы 1-2 года. Очная форма подготовки без получения среднего (полного) общего образования на базе коррекционного образования (для выпускников школ VIII вида). Квалификация выпускника: Маляр 2-3 разряда;  

Штукатур 2-3разряда.

Эффективность организации профессиональной подготовки  обучающихся  с ОВЗ  зависит от подбора содержания учебных предметов профессионального цикла применительно к развитию личности, как будущего маляра или штукатура. Важное значение имеет целостный подход к личности обучаемых, учитывающий все их проблемы, образ мышления и поведения, социальный фон, интересы и индивидуальные потребности.

Эффективность организации профессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ зависит от подбора содержания учебных предметов профессионального цикла применительно к развитию личности, как будущего маляра или штукатура. Важное значение имеет целостный подход к личности обучаемых, учитывающий все их проблемы, образ мышления и поведения, социальный фон, интересы и  индивидуальные потребности.

Для успешного обучения подростков с ОВЗ необходимо использовать методы активного обучения эффективные при восприятии, осмыслении, закреплении и воспроизведении учебной информации способствующие формированию у обучающихся теоретических знаний  направленных  на выработку профессиональных  компетенций в процессе  учебной и производственной практик. В процессе обучения используется широкий спектр активных дидактических методов:

1.иллюстративно-объяснительный (с применением обобщающих опорно-логических и классификационных схем изучаемого материала, видеороликов, презентаций, натуральных моделей непосредственного объекта труда -инструментов, образцов изделий или их макеты)

2.проблемный (работа по разбору проблемных ситуаций,  решение профессиональных задач)

3.имитационный (имитация производственных ситуаций, операций и способ   выполнения работ)

4.деятельностно-развивающий (составление технологических карт или логических цепочек направлено, самостоятельное выполнение заданий практического характера).

К основным недостаткам, мешающим обучающимся с ОВЗ  обрести трудовую самостоятельность, прежде всего, относится недоразвитие ориентировочной деятельности. Ее главными компонентами являются внимание, развитие речи и понимание речевой информации, а также формирование предметных образов. Это служит первопричиной слабости усвоения технологических знаний. Чем сложнее материал, тем больше проявляется эта недостаточность. Поэтому материал предложенный на уроке должен быть доступным и понятным.

Например при изучении технологических процессов подготовки поверхностей под оштукатуривание или малярную отделку необходимо вспомнить ранее изученные темы «Инструменты и приспособления» и «Материалы для подготовительных работ». Для этого во время объяснении нового материала следует привлечь обучающихся к обсуждению выбора инструмента и материала с учетом их назначения, технических характеристик и свойств. Чтобы обучающиеся не забывали название, назначение инструментов и материалов, можно в кабинете оформить стенд или раскладывать их на демонстрационном столе.

При изучении  технологии  и приёмов выполнения подготовительных работ по  каждому виду основания (кирпичное, бетонное, металлическое, деревянное, из ГКЛ) необходимо оформить краткий конспект.  Эту работу можно выполнить по разному:

  • Записать конспект с использованием учебника
  • Изобразить технологический процесс поэтапно в эскизах
  • Составить технологическую цепочку из картинок
  • Составить технологическую карту

Преподаватель предлагает обучающимся один из вариантов выполнить на уроке, второй выполнить дома самостоятельно, третий способ выполнения работы можно предложить при актуализации знаний на следующем занятии.

На закреплении темы лучше предложить составить технологическую карту.

Обязательно следует включать  работу с учебником, справочником и  нормативными документами.

Хорошо воспринимаются обучающимися игровые уроки, так как игровые сценарии предполагают, что все участники постоянно обучаются, решают новые задачи, преодолевают барьеры общения и стеснение от выступлений как в учебном кабинете, так и на сцене. Примером могут служить такие игровые уроки как :

-«Ярмарка строительных материалов», где разделённые по сценарию на производителей, продавцов, покупателей, экспертов обучающиеся совместно с преподавателем и мастером  исполняют свои роли;

-«Штукатурное  лото»  с картами и фишками с рисунками штукатурного инструмента и материалов для приготовления раствора;

-«Архитектура моего города» с представлением  материалов  наиболее интересных в архитектурном оформлении зданий города или посёлка в форме фотовыставки, презентации, альбома, плаката. Такой урок желательно проводить после проведения пешей экскурсии по старой и новой частям города.

Привитию правил взаимоотношения способствует работа в малых группах.

Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. 

Активность, как индивидуальной, так и коллективной, как самостоятельной, так и регламентируемой учебно-познавательной деятельности обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации: профессиональный интерес, творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер  занятия.

При проведении уроков технологии штукатурных работ практикоориентированной направленности необходимо включать следующие практические работы:

-Составление перечня работ.

-Подсчёт объёмов работ.

-Составление технологических карт трудовых процессов 

-Составление ведомости расхода материалов при оштукатуривании

При проведении уроков технологии штукатурных работ практикоориентированной направленности необходимо включать следующие практические работы:

-Составление перечня работ.

-Подсчёт объёмов работ.

-Составление технологических карт трудовых процессов 

-Составление ведомости расхода материалов при оштукатуривании

Определение расхода и выбора материалов, инструмента для оштукатуривания   стен ССС.

Обучающимся для лучшего усвоения прогаммы в процессе работы можно предлагать практикоориентированные задания. Задания и упражнения  дифференцируются в зависимости от того, какого приёма умственной деятельности они требуют от обучающихся. Это задания на сравнение, обобщение, классификацию, установление причинно-следственных зависимостей, выделение главного, сущностного. Например: подобрать для металлических конструкций представленных на рисунке материалы для подготовительных и отделочных работ.

При изучении темы «Цветоведение» задания и упражнения дифференцируются в зависимости от того, какого приёма умственной деятельности они требуют от обучающихся. Это задания на сравнение, обобщение, классификацию, установление причинно-следственных зависимостей, выделение главного, сущностного. Для выполнения творческих работ можно использовать альбом. Например: 1.Нарисуйте самостоятельно двенадцатичастный цветовой круг по предложенному шаблону, используя гуашь. Обратить внимание обучающихся на то, что при смешивании цветов нужно тщательно соблюдать пропорции (50/50). Они не должны склоняться ни к одному из компонентов.

Или другой пример: подобрать для  металлических конструкций представленных на рисунке материалы для подготовительных и отделочных работ.

Пешие экскурсии по городу формируют у обучающихся эстетику отделки фасада.

Уроки-экскурсии необходимо проводить при изучении таких тем как «Элементы каркаса зданий и сооружений», «Оштукатуривание фасада», «Выполнение декоративных штукатурок». Для ознакомления с новым строительным оборудованием или технологией выполнения работ, безопасными условиями труда  для обучающихся лучше организовать экскурсию на стройплощадку. Это вызывает интерес к профессиональной деятельности и даёт возможность наблюдать и анализировать пуск, работу и остановку оборудования.

Для осмысления учебного материала, выполнения практикоориентированных заданий, решения тестов, освоения профессиональных операций и в целом технологического процесса им требуется больше времени и этот фактор следует учитывать при разработке программ как учебных дисциплин, так  и учебной практики. Освоение профессиональных  и общих компетенций у них формируются постепенно, но по мере освоения несложных операций (с умеренным, а в некоторых случаях даже значительным физическим напряжением) некоторые обучающиеся  хорошо адаптируются к концу производственной практики к условиям   производства.

В процессе обучения детей с ОВЗ необходимо целенаправленно формировать, развивать и закреплять такие общие компетенции как понимание социальной значимости своей профессии, умение организовывать собственную деятельность, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, работать в команде через проведение внеурочных мероприятий и вовлечение в кружковую и общественную работу.

 

Оригинал работы:

Обучение строительным профессиям «Штукатур», «Маляр» в профессиональном училище




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*