Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Самостоятельная работа как фактор формирования компетенций студентов при изучении дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

16.05.2017 1088 2233
Тараненко Наталья Леонидовна
Тараненко Наталья Леонидовна, преподаватель

Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Осмельтесь мыслить самостоятельно.

Вольтер

 

Проблема организации самостоятельной работы студентов в условиях реализации ФГОС СПО, согласно которому на внеаудиторную самостоятельную работу отводится  до 30-50% количества часов, остается по-прежнему актуальной. В связи с этим преподавателю необходимо тщательно проектировать организацию самостоятельной работы студентов в процессе обучения.

Рациональная организация самостоятельной работы студентов актуальна еще и потому, что студенты признаются в неумении правильно организовать свою самостоятельную работу, психологически не готовы к ней, не знают общие правила самоорганизации, не умеют реализовать предполагаемые ею действия.

В то же время выпускник колледжа должен обладать не только набором знаний, умений и навыков, но и системой различных компетенций.

Решение этих задач невозможно без систематической организации самостоятельной работы студентов, развития и воспитания их творческой активности и инициативы.

Рассматривая самостоятельную работу с позиций дидактики, целесообразно представить ее как целостную подсистему процесса обучения со всеми его характеристиками как целостности: единством преподавания и учения, содержательной и процессуальной сторон, единством образовательных, развивающих и воспитательных функций.

В более узком смысле самостоятельная работа студентов - это деятельность студентов в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия (руководство преподавателя к старшим курсам носит  все более опосредованный характер, а студенты поставлены перед необходимостью самостоятельного труда).

Самостоятельная работа как дидактическое явление выступает в двуедином качестве. С одной стороны, это учебное задание, то есть то, что должен выполнить студент, и что предлагается студенту преподавателем, с другой стороны самостоятельная работа – это форма проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, творческого воображения при выполнении студентом учебного задания. И в том и в другом случае самостоятельная работа способствует развитию умственных сил студента. 

Наш опыт преподавания в системе среднего профессионального образования показывает, что только высокий уровень самостоятельности при изучении дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности», содействует качественному усвоению знаний и формированию компетенций.

В настоящее время существуют различные классификации видов самостоятельной работы:

  1. По месту выполнения (аудиторные и внеаудиторные).

В данной работе будут рассмотрены оба вида самостоятельной работы при изучении дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

  1. По форме организации (индивидуальные, фронтальные и групповые).
  2. В соответствии с уровнями самостоятельной продуктивной деятельности студентов (воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические, творческие) [1].
  3. По дидактической цели все виды самостоятельной работы можно подразделить на пять групп:
  • приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
  • закрепление и уточнение знаний;
  • выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
  • формирование умений и навыков практического характера;
  • формирование умений творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации [2].
  1. По основному виду и способу деятельности студентов можно выделить семь групп:
  • работа с учебной и дополнительной (научно-популярной) литературой;
  • экспериментально-практические работы;
  • аналитико-вычислительные;
  • графические;
  • проектно-конструкторские;
  • работы по классификации и систематизации;
  • применение знаний для объяснения различных явлений.

Работы творческого характера при данной классификации в самостоятельную группу не выделены, так как они вошли в число экспериментальных, графических и аналитико-вычислительных работ.

  1. По характеру учебной деятельности:
  • учебные задания, опосредующие учебную информацию;
  • учебные задания, направляющие работу студента с учебным материалом;
  • учебные задания, требующие от студента творческой деятельности [3].

Группы и виды самостоятельной работы по информатике при классификации по основной дидактической цели приведены в таблице.

Группы работ

(по основной дидактической цели)

Виды деятельности студентов

Приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников

1.         Работа с учебником (опыт показывает, что студенты часто испытывают большие трудности в работе с книгой):

·      тезирование (составление кратко сформулированных основных мыслей  прочитанного материала);

·      конспектирование (составление структурированного конспекта в виде таблиц, схем, списков, объектов SmartArt в текстовом процессоре MS Word).

2.     Работа с раздаточным материалом на занятиях.

3.     Поиск информации в сети Internet.

Совершенствование знаний (их уточнение и углубление)

 

1.    Работа с дополнительной литературой и подготовка сообщений и рефератов.

2.    Работа со справочными системами  ОС Windows и пакета MS Office (на занятиях).

3.    Поиск информации в сети Internet.

4.    Составление глоссария информационных терминов (на занятиях и дома).

Выработка умения применять знания на практике

 

На занятиях:

1.     Создание буклетов в программе MS Publisher на основе раздаточного материала.

2.     Выполнение практической работы «Оформление выпускной квалификационной работы» в соответствии  с требованиями внутреннего стандарта колледжа.

3.     Знакомство с  приемами работы, используемыми в делопроизводстве.

Дома:

4.     Оформление конспекта в текстовом процессоре Word  в соответствии с требованиями внутреннего стандарта колледжа.

5.     Создание кроссвордов в приложениях MS Word и MS Excel (на занятиях и дома).

Формирование умений и навыков практического характера

Выполнение практических работ на занятиях.

 

Формирование умений творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации

 

1.    Проектная деятельность студентов:

·   создание презентаций, слайд-шоу, эмблем, открыток, мини-газет, синквейнов  (все специальности).

·   создание  рекламных проектов  -  буклетов и презентаций (специальность «Гостиничный сервис»).

2.    Моделирование различных  явлений (например, физических) при помощи приложений MS PowerPoint и MS Excel (I курс).

3.    Применение полученных знаний при решении задач по профилю специальности.

Таким образом, систематическая и рациональная организация самостоятельной работы студентов в ССУЗ позволяет значительно интенсифицировать учебный процесс, способствует формированию информационной культуры студентов, является условием формирования общих и профессиональных компетенций и, следовательно, повышения качества подготовки будущих специалистов.

Литература:

  1. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М.: Педагогика, 1980.
  2. Усова А.В. Завьялов В.В. Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения физики: Метод. пособие. – М.: Высшая школа, 1984.
  3. Унт Инге. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990.

 

Оригинал работы:

Самостоятельная работа как фактор формирования компетенций студентов при изучении дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*