Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Некоторые особенности музыкальных образов и форм детской программной музыки композиторов XX – XXI вв. (на примере произведений И. Парфёнова, И. Иордан, Д. Кабалевского, М. Парцхаладзе, О. Геталовой)

15.05.2017 365 576
Сидорова Елена Петровна
Сидорова Елена Петровна, преподаватель

Новомосковский музыкальный колледж имени М.И. Глинки

Программным обычно называют инструментальное произведение, которому предпосылается объяснение содержания музыки; это произведение имеющее определенную словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающее запечатленное в ней содержание. Таким образом, содержательность программной музыки неоспорима, независимо от того, воплощаются ли в произведении обобщенные идеи или развернутая литературная программа. В программе не ставится целью исчерпывающе, до конца пояснить в словах образно-эмоциональное содержание музыки, ибо оно выражается собственно музыкальными средствами.

В зависимости от меры и способа конкретизации, можно выделить, пользуясь терминологией О.Соколова различные типы или виды программности:

  1. Жанрово-характеристическая или просто жанровая, в которой используются звукоизобразительные и звукоподражательные моменты.
  2.  Картинно-образная, с использованием картинно-изобразительных образов ( картины природы, пейзажи, картины народных празднеств, плясок, битв и другие). Это, как правило, сочинения отображающие один образ или комплекс образов действительности, не претерпевающих существенных изменений на протяжении всего его восприятия.
  3. Обобщенно-эмоциональная или обобщенно-сюжетная, в которой используются отвлеченно-философские понятия, характеристики различных эмоциональных состояний.
  4. Сюжетная или последовательно-сюжетная, использующая литературно-поэтические источники. Данный тип предполагает развитие образа, соответствующее развитию сюжета художественного произведения.

Второй тип является ведущим  в детской музыке начинающих музыкантов, а вот третий тип появляется в музыке средних и старших школьников.

Еще великий Иоганн Себастьян Бах своими инвенциями и пьесами из «Нотных тетрадей Анны Магдалены Бах» заложил добрую традицию создания педагогического репертуара, цель которого – освоение детьми конкретных жанровых моделей и разнообразных технических приемов. Позднее появились «Альбом для юношества» Шумана, циклы детских пьес П.Чайковского, Э. Грига, С. Прокофьева, «Микрокосмос» Б. Бартока, тетради Д. Кабалевского, Гаврилина – всеэти произведения давно переросли рамки инструктивной нотной литературы, доставляя эстетическое удовольствие людям всех возрастов.

Особенно активизировалось сочинение детской музыки в XX веке. И. Парфёнов, В. Гиллок, И. Иордан и другие композиторы 20- 21 века создают сборники пьес для детей разного возраста и уровня подготовки.

Программность требует от композитора очень тонкого и чуткого интонационного слуха, и, далее, глубокого творческого умения перерабатывать реальные интонации в  интонации музыкальные - мелодические, гармонические, ритмические, тембровые. А различие ритмических, ладовых, регистровых, динамических, темповых интонаций и обозначений является  одним из основных элементов программности, уточняя и углубляя содержание, конкретизируя осознание и понимание музыкального сочинения. Выразительно-смысловая роль высоты звучания ярче подчеркивается при смене музыкальных регистров.

В музыкальной литературе, адресованной преимущественно детям младшего школьного возраста, с тонкой педагогической интуицией воплощены задачи музыкально-творческого развития детей. Несмотря на различие стилевых почерков композиторов, обусловленных идейно-художественными, воспитательными и педагогическими тенденциями той или иной эпохи, предельно ясно выступают общие для всех композиторов музыкально-эстетические и педагогические принципы. Это, прежде всего, выпуклая, почти зримо ощутимая образность, лаконичность и четкость музыкальной формы, конкретность выразительных средств музыкального языка, техническая доступность исполнению.

Тональность представляет собой  обобщенное отражение устойчивости каких-либо оттенков настроений, переживаний, образных моментов. Устанавливается  связь между «тональностями» в жизни, например, героическая, радостная, трагическая, и тональностями в музыкальном искусстве.

Богатые предпосылки для конкретизации образа содержатся в гармонии, то есть аккордовой структуре по вертикали. Здесь можно провести аналогии с определенными качествами реальных явлений: согласованность, стройность, завершенность, мягкость, консонантность или противоречивость, неустойчивость, острая напряженность, диссонантность. Через гармонию раскрывается эстетическое отношение композитора к отображаемой действительности.

Ритм, как средство музыкальной выразительности, обобщает качества  движений: их размеренность или сбивчивость, легкость или тяжеловесность, неторопливость или  стремительность. Традиционные ритмоформулы, присущие определенным  формам и жанрам, способствуют жанровой конкретизации содержания сочинения.  Сопоставление контрастных  образов  иногда подчеркивается приемами полиритмии и полиметрии. Приближение музыкальной ритмики к типичной ритмики речи поэтической и разговорной позволяет подчеркнуть национальные и исторически-временные черты образов.

Темп музыкальных сочинений характеризует интенсивность протекания процесса во времени, уровень напряженности данного процесса, н: стремительный,  бурный, умеренный, медленный. В программных музыкальных произведениях темп способствует конкретизации отражаемых процессов и действий (полет шмеля, движение поезда).

Тембр отражает характерность звучания реальных предметных явлений. Это открывает большие возможности для прямого звукоподражания или звукоизобразительности, вызывая определенные жизненные ассоциации (шум ветра, дождь, гроза, буря и т.д.).

Динамика в музыке отражает уровень силы звучания реальных прообразов. Приемы конкретизации содержания с помощью разнообразных средств динамики широко используется в программной музыке. Например, динамическое ostinato, как сохранение одного эмоционального состояния, усиление и ослабление  звучности, как проявление реальных эмоциональных процессов: возбужденности, порывистости или умиротворения, расслабленности.

Большую роль в музыке играет жанровая природа образов. Благодаря жанровым  чертам (у  марша преобладание активных ритмов, энергичных, призывных интонаций, ясных квадратных структур, соответствующих движению шага) слушатель легче воспринимает «предметное» содержание музыки. Жанровые черты, таким образом, играют роль своеобразных возбудителей воображения, вовлекая его в ассоциации, связывающие музыкут с окружающей действительностью и определяющие программность музыкального сочинения. Следовательно, воплощение программного замысла становится возможным на основе обращения к определенному жанру в целом, и даже (в связи с индивидуализацией отдельных элементов  музыкальной речи) посредством обращения к какой-либо характерной детали музыкального жанра. Так, например, секундовые нисходящие интонации чаще всего служат для воплощения вздоха, стона, а мелодические ходы на кварту вверх, с утверждением тоники на сильной доле такта - воспринимаются как активная героическая интонация. Триольное движение в быстром темпе часто придает полетность, а хоральный склад музыки в сочетании с медленным темпом отражает задумчиво-созерцательное настроение. Нередко композитор берет за  основу произведения одну главную музыкальную тему, называемую в данном случае лейтмотивом (в переводе с немецкого - «ведущий мотив»). При этом он использует  прием жанровой трансформации этого лейтмотива, говорящий о многообразных событиях человеческой жизни, о борьбе и мечтах, о любви и страдании героя. Такой прием является достаточно действенным средством для передачи программы произведения.

Важную роль в конкретизации программы содержания играет преломление фольклорной специфики, отражение жанровых фольклорных прообразов. Программные функции народно-жанровых элементов относятся к одним из самых емких и многозначных. Тематический раздел программной музыки, объединяющий картины природы, пейзажные зарисовки, включает и песенно-танцевальные жанры, и подражание народному инструментализму.

Программная музыка для детей отражает почти все многообразие жизни, все ее стороны и проблемы:  любовь к родной стране, прошлое народа, общение с природой, нравственный мир личности, тонкие душевные состояния. Детям близки образы, так или иначе связанные с их интересами и их бытом – игрушки, сказочные персонажи, по-детски воспринимаемые образы животных и зарисовки природы.

Образы природы

  1. Чешская народная песня "Маленькая рыбка" представляет собой простой период, состоящий из двух сходных предложений и вступления. Основная тема пьесы и вступление контрастны: будто во вступлении рыбка выпрыгивает из воды, а в теме - плывёт. Мелодия очень выразительна, плавное легато чередуется с острым стаккато. Точное выполнение штрихов и динамических оттенков помогает созданию яркого музыкального образа.
  2. И. Парфёнов "Утро в лесу" - пьеса, написана в простой 3-х частной форме со вступлением. Мелодия вступления представляет собой переклички верхнего и нижнего регистров и остинато в среднем голосе, что создаёт ощущение покоя и умиротворения. В крайних частях певучая мелодия в сопровождении гармонического аккомпанемента рисует перед нами картину свежего лесного утра. Средний раздел более взволнован, что достигается  подвижным темпом и напряжённой гармонией.
  3. И. Иордан "Охота на бабочек" - весёлая, жизнерадостная пьеса, также написанная в простой 3-х частной форме, как и многие из пьес для детей младшего школьного возраста. Чередование мелодической фигуры 2-х шестнадцатых и восьмой под одной лигой, будто взмахи крыльев бабочки, и отдельных восьмых на стаккато, как прыжки маленького охотника, рисует перед исполнителем тёплый летний денёк и беззаботного, счастливого ребёнка. Напряжённые гармонии в среднем разделе предупреждают нас об опасности, но бабочка снова улетает, и это слышно в последнем форшлаге.
  4. И. Парфёнов "Шествие одуванчиков" - характерная жанровая природа марша в сочетании с образом цветов создаёт яркое впечатление как на исполнителя, так и на слушателя. Скерцозный характер передают пунктиры и острое стаккато в теме. Написана пьеса в простой 3-х частной форме. "Шествие одуванчиков" - это  торжество света и  юмора, которое ещё более утверждается в коде.
  5. И. Парфёнов "Танец мухи - цокотухи" - танцевальная, сказочная пьеса, написанная в жанре польки. Простая 3-х частная форма, крайние разделы которой представляют мелодию с характерной синкопой и акцентом в правой руке и свойственный танцам аккомпанемент ( бас + аккорд) - в левой; в среднем разделе мелодия переходит в левую руку и становится более певучей. Очень интересный звукоизобразительный момент используется в коде, будто муха - цокотуха улетела.

Цирк - это место, где нет скучающих и грустных. Там царит веселье и смех. Каждого, взрослого и ребёнка, ожидают сюрпризы и розыгрыши. Пьесы, объединённые в этот цикл написаны в скерцозном характере, кажется, что в быстрых шестнадцатых, взлетающих вверх, мы слышим возбуждённый шум детворы, бегущей на представление; многочисленные стаккато, синкопы в мелодиях то рисуют в нашем воображении блестящий фокус или трюк, то смех восторженных зрителей; контрастные динамические оттенки ещё более усиливают эффект неожиданности и сюрприза. Все пьесы написаны в простой 3-х частной форме, ещё раз подтверждая то, что пьесы для детей должны быть написаны в простой и лаконичной форме.

  1. Д. Кабалевский "Клоуны". 2. В. Гиллок "Фламенко"
  2. 3. И. Парфёнов "Жонглёр". М. Парцхаладзе "В цирке"

Следующий цикл пьес, представленный в нашем выступлении, относится к третьему типу программности, в котором отображаются обобщённые философские понятия, характеристики различных эмоциональных состояний. Пьесы контрастны друг другу: задумчивое, лирическое "Воспоминание" и весёлая, лёгкая "Шутка". Написаны в простой  3-х частной форме, но насколько контрастны по изложению: длинная, певучая мелодия на фоне аккомпанемента хорального склада в "Воспоминании" и короткие, весёлые  мотивы в " Шутке". На этом уровне развития музыкальных навыков у учащихся следует обратить внимание на слышание оркестровых красок музыкальной ткани и попытаться найти разнообразие звуковой палитры инструмента.

  1. И. Парфёнов "Воспоминание".
  2. С. Полякова "Шутка".

 

Оригинал работы:

Некоторые особенности музыкальных образов и форм детской программной музыки композиторов XX – XXI вв. (на примере произведений И. Парфёнова, И. Иордан, Д. Кабалевского, М. Парцхаладзе, О. Геталовой)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*