Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Междисциплинарное взаимодействие преподавателей как основа формирования профессиональных компетенций будущего специалиста колледжа

11.05.2017 1469 2327
Колотилина Людмила Анатольевна
Колотилина Людмила Анатольевна, преподаватель

Михайловский экономический колледж-интернат

Одним из важнейших методов преподавания русского языка и литературы в колледже является метод междисциплинарных взаимодействий. Границы его распространения на область учебных дисциплин, равно как и его смысловое развитие, значительно расширяются и углубляются. Расширение «междисциплинарного поля» позволяет включить в его пределы значительный круг учебных дисциплин – таких, как литература, изобразительное искусство, история, мировая художественная культура, русский язык и т. д.

Изменения в содержании программ по русскому языку и литературе в колледже повлекли за собой и более дифференцированный подход в применении метода междисциплинарных взаимодействий.

Метод междисциплинарных взаимодействий обозначает высшую форму межпредметных связей. Междисциплинарное взаимодействие дает возможность показать студентам «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, и исключает дублирование, а значит, освобождает учебное время для изучения другого явления. Иначе говоря, с практической точки зрения междисциплинарное взаимодействие предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок студентов, расширение студентами сферы получаемой информации, подкрепление мотивации в обучении.

Методологической основой междисциплинарного взаимодействия является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.

Уроки междисциплинарных взаимодействий могут проводиться на нескольких уровнях: понятийно-информационном (преподаватели  разных предметов согласуют информацию, формулируют тему, цели и т. д., но проводят урок по отдельности) и бинаром (одновременное обучение).

Цель уроков междисциплинарного воздействия, которые я провожу, следующая: изучение событий истории и освещение их в литературе. Задачи, которые ставлю на каждом уроке:

1.Познавательные(содержательно-информационные): научить искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы философские, экономические, политические.

2.Развивающие (операционно-деятельностные): научить анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать и т. д.

3.Воспитательные: научить студентов извлекать нравственные уроки из осмысления событий и явлений историками и литераторами.

В своей работе использую различные формы проведения уроков междисциплинарных взаимодействий: исследование («Индустриализация»), инсценирование («НЭП»), семинары «Коллективизация», урок-комментарий («Характеристика 20 века»), комбинированные уроки.

Для обеспечения наилучшего достижения поставленных целей и задач, а также реализации творческого потенциала преподавателя и студентов следует использовать в учебном процессе различные методы и приемы обучения. На занятиях широко используются такие методы обучения, как проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, поисковая работа, исследовательский метод, самостоятельная работа, анализ конкретных ситуаций, решение ситуативных задач, выполнение индивидуальных заданий в процессе урока, имитация деятельности, ролевая игра, эксперимент, работа с опорными сигналами и др. Эти методы направлены на овладение знаниями, развитие мышления, познавательных интересов.

Для повышения эффективности обучения следует использовать наглядные приемы: показ иллюстраций, изображений на таблицах, плакатах. В качестве приема, создающего эмоциональное отношение к изучаемому материалу, широко используется чтение стихотворений, фрагментов литературной прозы, публицистических материалов. В обстановке приподнятых чувств обостряется внимание к теоретическому материалу, происходит приобщение студентов к актуальным проблемам жизни общества, придается новая окраска изучаемому содержанию. Использование игровых приемов обучения – разного рода ребусов, загадок, инсценировок – способствует более прочному усвоению знаний, вызывает интерес к изучаемому материалу, одновременно развивая сообразительность, находчивость.

Интеграция на уроках русского языка и литературы (а также филологических учебных предметов) в обучении студентов имеет несомненное достоинство, связанное с возможностью дать студентам системные филологические знания. При этом видимым недостатком таких занятий является то, что они не могут полностью заменить традиционные дифференцированные учебные предметы, поскольку без усвоения студентами базового содержания русского языка и литературы невозможно установление межпредметных связей между ними.

Выявление интеграции русского языка и литературы на уровне межпредметных связей может быть особенно эффективно на уроках изучения лексики. Слово получает точный смысл во фразе. Значение часто определяется контекстом, а не самим словом. Без тропов наш язык был бы гораздо беднее, так как слово употреблялось бы в одном главном значении, а благодаря тропам мы употребляем слова в ряде значений. Ни один троп несет словесный прием не выражает в непосредственной форме содержания, не имеет самостоятельного эстетического значения. Все художественно-изобразительные средства можно оценить только в функции значимости.

Средства выразительности имеют огромное значение для развития речи студентов. Коммуникативный смысл этой работы не только в том, чтобы сделать речь обучающихся более точной, но воспитание у студентов потребности выбирать наиболее уместные для каждого конкретного случая языковые средства, особенно изобразительные.

В связи с этим одним из актуальных направлений современной методики русского языка является формирование у студентов внимательного отношения к слову, к его употреблению развития способности воспринимать и оценивать изобразительный аспект речевого высказывания , а также умело использовать его в собственной речи.

Интеграция наиболее продуктивна в филологической области. Государственный образовательный стандарт по русскому языку ориентирован не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры студентов, умение грамотно думать и хорошо говорить и писать в разных условиях общения. Интегрированные уроки развивают потенциал самих студентов, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей

Мировая художественная культура создает широкие возможности для структуирования и организации межпредметного содержания гуманитарных дисциплин.

Для проведения таких занятий готовлю дидактический материал, составленный на основе практического опыта, который призван решать конкретные педагогические задачи:

  • организация диалога между предметами гуманитарного и естественнонаучного цикла;
  • взаимодействие ценностной и познавательной составляющих в образовательном процессе;
  • совершенствование межпредметных и внутрипредметных связей.

Задания и упражнения для интегрированных занятий составляю с учетом технологии диалога культур, теории интеграции образования, концепции ценностно-ориентированного образования и распределяю по разделам в соответствии с логикой развития культурно-исторического процесса.

Дидактический материал рассчитан на разный уровень подготовки и способностей студентов, предусматривает обширные межпредметные связи со многими областями познания на том основании, что каждая отрасль науки – часть культуры.

Содержание данных форм работы расширяет познавательные и развивающие возможности учебной деятельности посредством обновления межпредметных связей: математика – литература, живопись – литература, философия – литература, мифология – литература и т.д.

Поскольку гуманитарное знание не может существовать без взаимодействия со знанием научно-техническим, данные задания предполагают использование информационных технологий (создание мультимедийных справочников, презентаций, проектов, энциклопедий, художественных галерей, коллекций, дидактических материалов и т.д.

Помимо традиционных форм обучения (словарная работа, терминологический диктант, викторина, реферат, иллюстрированное и тематическое тестирование, кроссворды и т.д.) предусмотрены задания проблемного характера, обеспечивающие условия для преобразования внутреннего мира, формирования индивидуально-личностных смыслов, создания личностно-смысловых ситуаций, стимулирующих смыслопоисковую активность студентов (обсуждение, семинар, круглый стол, конференция, интерпретация художественного произведения).

 

Оригинал работы:

Междисциплинарное взаимодействие преподавателей как основа формирования профессиональных компетенций будущего специалиста колледжа




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*